Муниципальное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа №9
г .Клин
Директор МОУ ООШ №9 _____________О.Н.Игнатьева
Приказ №__от «__»сентября 2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии
(базовый уровень)
7 класс
Составитель: Михалко Татьяна Леонидовна,
учитель биологии первой категории
2013 г
Рабочая программа учебного предмета биологии составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и основе авторской программы «Биология 6-9», разработанной Пасечником В.В, В. В. Латюшиным, В. М. Пакуловой, которая предназначена для работы по учебнику Биология 7 кл. Авторы: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин М., «Дрофа».
7 класс
Животные (68 часов, 2 часа в неделю)
Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
РАЗДЕЛ 1
Многообразие животных (34 часа)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстраций живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Многоклеточные животные.
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
-
Лабораторная работа
ЛР №1 Знакомство с многообразием кольчатых червей».
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
-
Лабораторная работа
ЛР №2 «Знакомство с разнообразием ракообразных» .
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
-
Лабораторная работа
ЛР №3 «Изучение представителей отрядов насекомых».
Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
-
Лабораторная работа
ЛР №4 « Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб».
Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе н жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
-
Лабораторная работа
ЛР №5 «Изучение внешнего строения птиц».
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация видеофильма.
РАЗДЕЛ 2
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. (14 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения.
Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
-
Лабораторная работа
ЛР №6«Изучения особенностей различных покровов тела».
РАЗДЕЛ 3
Индивидуальное развитие животных (3 часа)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
-
Лабораторная работа
ЛР №7 «Определение возраста животных».
РАЗДЕЛ 4
Развитие животного мира на Земле (3 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, мбриологические,палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
РАЗДЕЛ 5
Биоценозы (4 часа)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
РАЗДЕЛ 6
Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Учебно – тематический план
Количество часов | Лабораторные работы | |
Введение | 2 ч |
|
Многообразие животных | 34 ч | 5 |
Эволюция строения и функций органов и их систем | 14 ч | 1 |
Индивидуальное развитие животных | Зч | 1 |
Развитие животного мира на Земле | 3 ч |
|
Биоценозы | 4 ч |
|
Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 5ч |
|
Повторение материала | 3ч |
|
Итого | 68 | 7 |
1 триместр 4 лабораторные работы
2 триместр 2 лабораторные работы
3 триместр 1 лабораторная работа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 класса
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
Называть:
общие признаки живых организмов;
признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
причины и результаты эволюции; приводить примеры
усложнения растений и животных в процессе эволюции;
природных и искусственных сообществ;
изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать:
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
вирусы как неклеточные формы жизни;
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
природные сообщества, пищевые сняли в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать:
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать:
организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;
сравнивать:
строение и функции клеток растений и живот-
организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;
применять знания:
о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы:
о клеточном строении организмов всех царств; о родстве и единстве органического мира;
об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
наблюдать:
сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сх животных;
результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОГО ОПРОСА
Оценка «5» ставится в следующем случае:
— ответ ученика полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
— учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов;
— учащийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу биологии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
— владеет знаниями и умениями в объеме 95% — 100% от требований программы.
Оценка «4» ставится в следующем случае:
— ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятии, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;
— учащийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
— объем знаний и умений учащегося составляют 80-95% от требований программы.
Оценка «3» ставится в следующем случае:
— большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
— учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;
— учащийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80 % содержания, соответствующего программным требованиям.
Оценка «2» ставится в следующем случае:
— ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;
— учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
— учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку «3».
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Оценка «5» ставится в следующем случае:
— лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
— учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.
Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Примечания.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.
Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс
(2 часа в неделю)
№ в теме | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректиро- ванные сроки прохождения | |
|
| 1 триместр |
|
|
|
| Введение 2 ч |
|
|
1 | 1 | История и методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. |
|
|
2 | 2 | Сходство и различие животных и растений. Систематика животных |
|
|
|
| Многообразие животных 34 ч |
|
|
3 | 1 | Простейшие. Многообразие простейших. Образ жизни и поведение. |
|
|
4 | 2 | Простейшие. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. |
|
|
5 | 3 | Тип Губки. Многообразие ,роль в природе и жизни человека. |
|
|
6 | 4 | Тип Кишечнополостные. |
|
|
7 | 5 | Тип Кишечнополостные.Многообразие, роль в природе и жизни человека. |
|
|
8 | 6 | Тип Плоские черви. |
|
|
9 | 7 | Тип Круглые черви. |
|
|
10 | 8 | Тип Кольчатые черви. ЛР №1 Знакомство с многообразием кольчатых червей». |
|
|
11 | 9 | Тип Моллюски. |
|
|
12 | 10 | Тип Моллюски. Многообразие ,роль в природе и жизни человека. |
|
|
13 | 11 | Тип Иглокожие. |
|
|
14 | 12 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. |
|
|
15 | 13 | ЛР №2 «Знакомство с разнообразием ракообразных» . |
|
|
16 | 14 | Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. |
|
|
17 | 15 | Класс Насекомые. Многообразие ,роль в природе и жизни человека. |
|
|
18 | 16 | ЛР №3 «Изучение представителей отрядов насекомых». |
|
|
19 | 17 | Тип Хордовые.. Класс ланцетники. |
|
|
20 | 18 | Надкласс Рыбы. ЛР №4 « Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб». |
|
|
21 | 19 | Подкласс Хрящевые . |
|
|
|
| 2 триместр |
|
|
22 | 20 | Подкласс Костные рыбы. |
|
|
23 | 21 | Роль рыб в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. |
|
|
24 | 22 | Класс Земноводные. Многообразие земноводных. Роль в природе и жизни человека. Охрана земноводных. |
|
|
25 | 23 | Класс Пресмыкающиеся . |
|
|
26 | 24 | Многообразие, роль в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. | 10.12 |
|
27 | 25 | Класс Птицы. Биологические и экологические особенности. |
|
|
28 | 26 | ЛР №5 «Изучение внешнего строения птиц». |
|
|
29 | 27 | Многообразие птиц. |
|
|
30 | 28 | Многообразие птиц. |
|
|
31 | 29 | Значение птиц. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. |
|
|
32 | 30 | Класс Млекопитающие. Биологические и экологические особенности. |
|
|
33 | 31 | Многообразие млекопитающих. |
|
|
34 | 32 | Многообразие млекопитающих. |
|
|
35 | 33 | Многообразие млекопитающих. |
|
|
36 | 34 | Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. |
|
|
|
| Эволюция строения и функций органов и их систем 14 ч |
|
|
37 | 1 | Покровы тела. |
|
|
38 | 2 | ЛР №6«Изучения особенностей различных покровов тела». |
|
|
39 | 3 | Опорно-двигательная система. |
|
|
40 | 4 | Способы передвижения животных. Полости тела- |
|
|
41 | 5 | Органы дыхания . |
|
|
42 | 6 | Органы пищеварения. |
|
|
|
| 3 триместр |
|
|
43 | 7 | Обмен веществ и превращение энергии. |
|
|
44 | 8 | Органы выделения. |
|
|
45 | 9 | Органы кровообращения. Кровь. |
|
|
46 | 10 | Нервная система. |
|
|
47 | 11 | Рефлекс. Инстинкт. |
|
|
48 | 12 | Органы чувств. |
|
|
49 | 13 | Регуляция деятельности организма.. |
|
|
50 | 14 | Продление рода. Органы размножения. |
|
|
|
| Индивидуальное развитие животных Зч |
|
|
51 | 1 | Способы размножения животных. Оплодотворение. |
|
|
52 | 2 | Развитие животных с превращением и без превращения. |
|
|
53 | 3 | Периодизация и продолжительность жизни животных. ЛР №7 «Определение возраста животных». |
|
|
|
| Развитие животного мира на Земле 3 ч |
|
|
54 | 1 | Доказательства эволюции . |
|
|
55 | 2 | Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира |
|
|
56 | 3 | Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. |
|
|
|
| Биоценозы 4 ч |
|
|
57 | 1 | Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, лес и др) |
|
|
58 | 2 | Факторы среды и их влияние на биоценозы |
|
|
59 | 3 | Цепи питания. Поток энергии. |
|
|
60 | 4 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу |
|
|
|
| Животный мир и хозяйственная деятельность человека 5ч |
|
|
61 | 1 | Воздействие человека и его деятельности на животных. |
|
|
62 | 2 | Одомашнивание животных. |
|
|
63 | 3 | Экскурсия на выставки сх и домашних животных. |
|
|
64 | 4 | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. |
|
|
65 | 5 | Охрана и рациональное использование животного мира. Красная книга РФ. |
|
|
66 | 1 | Повторение материала: Многообразие животных |
|
|
67 | 2 | Повторение материала: Многообразие животных |
|
|
68 | 3 | Повторение материала: Многообразие животных |
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения:
Учебник.
В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. «Биология. Животные».:М-«Дрофа» 2009
Тематическое и поурочное планирование к учебнику.
В. В. Латюшин, Г. А. Уфимцева. «Биология. Животные». «Дрофа» 2007
Правильные ответы на вопросы учебника «Биология. Животные».
В. В. Пасечник, Ю. В. Брыкин, Г. Г. Швецов. «Готовые домашние задания».
На заседании ШМО естественно- научного цикла Протокол № 1 от «_» августа 2013г.
|
Заместитель директора по УВР ____________И.А.Павперова
«__» августа 2013г. |