Муниципальное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа №9

г .Клин

Утверждаю

Директор МОУ ООШ №9

_____________О.Н.Игнатьева

Приказ №__от «__»сентября 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии

(базовый уровень)

7 класс

Составитель: Михалко Татьяна Леонидовна,

учитель биологии первой категории

2013 г

Рабочая программа учебного предмета биологии составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и основе авторской программы «Биология 6-9», разработанной Пасечником В.В, В. В. Латюшиным, В. М. Пакуловой, которая предназначена для работы по учебнику Биология 7 кл. Авторы: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин М., «Дрофа».

7 класс

Животные (68 часов, 2 часа в неделю)

Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходст­во и различия животных и растений. Систематика животных.

РАЗДЕЛ 1

Многообразие животных (34 часа)

Простейшие. Многообразие, среда и места оби­тания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстраций живых инфузорий, микропрепара­тов простейших.

Многоклеточные животные.

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особеннос­ти. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни.

Биологические и экологи­ческие особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые ви­ды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофиль­ма.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жиз­ни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни челове­ка.

  • Лабораторная работа

ЛР №1 Знакомство с многообразием кольчатых червей».

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и эколо­гические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их ра­ковин.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и эколо­гические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звезд и других иглоко­жих, видеофильма.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Мно­гообразие. Среда обитания, образ жизни и поведе­ние. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

  • Лабораторная работа

ЛР №2 «Знакомство с разнообразием ракообразных» .

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда оби­тания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда обита­ния, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

  • Лабораторная работа

ЛР №3 «Изучение представителей отрядов насекомых».

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Лан­цетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: хряще­вые, костные. Среда обитания, образ жизни, пове­дение. Биологические и экологические особеннос­ти. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

  • Лабораторная работа

ЛР №4 « Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб».

Класс Земноводные. Многообразие. Среда обита­ния, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняе­мые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологиче­ские и экологические особенности. Значение в при­роде и жизни человека. Исчезающие, редкие и ох­раняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологи­ческие особенности. Значение в природе н жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

  • Лабораторная работа

ЛР №5 «Изучение внешнего строения птиц».

Класс Млекопитающие. Важнейшие представи­тели отрядов млекопитающих. Среда обитания, об­раз жизни и поведение. Биологические и экологи­ческие особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация видеофильма.

РАЗДЕЛ 2

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. (14 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы ды­хания, пищеварения, выделения, кровообращения.

Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размно­жения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятель­ности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

  • Лабораторная работа

ЛР №6«Изучения особенностей различных покровов тела».

РАЗДЕЛ 3

Индивидуальное развитие животных (3 часа)

Способы размножения. Оплодотворение. Разви­тие с превращением и без превращения. Периоди­зация и продолжительность жизни.

  • Лабораторная работа

ЛР №7 «Определение возраста животных».

РАЗДЕЛ 4

Развитие животного мира на Земле (3 часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анато­мические, мбриологические,палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного ми­ра. Усложнение строения животных и разнообра­зие видов как результат эволюции. Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

РАЗДЕЛ 5

Биоценозы (4 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водо­ем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

РАЗДЕЛ 6

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)

Воздействие человека и его деятельности на жи­вотных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержа­ния и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мо­ниторинга. Охраняемые территории. Красная кни­га. Рациональное использование животных.

Учебно – тематический план

Темы курса

Количество часов

Лабораторные работы

Введение

2 ч

Многообразие животных

34 ч

5

Эволюция строения и функций органов и их систем

14 ч

1

Индивидуальное развитие животных

Зч

1

Развитие животного мира на Земле

3 ч

Биоценозы

4 ч

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

Повторение материала

Итого

68

7

1 триместр 4 лабораторные работы

2 триместр 2 лабораторные работы

3 триместр 1 лабораторная работа

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 класса

В результате изучения предмета выпуск­ники основной школы должны:

Называть:

общие признаки живых организмов;

признаки царств живой природы, отделов рас­тений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

причины и результаты эволюции; приводить примеры

усложнения растений и животных в процессе эволюции;

природных и искусственных сообществ;

изменчивости, наследственности и приспособ­ленности растений и животных к среде обитания;

наиболее распространенных видов и сортов рас­тений, видов и пород животных;

характеризовать:

строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

деление клетки, роль клеточной теории в обо­сновании единства органического мира;

строение и жизнедеятельность бактериально­го, грибного, растительного, животного организ­мов; организма человека; лишайника как комп­лексного организма;

обмен веществ и превращение энергии;

роль ферментов и витаминов в организме;

особенности питания автотрофных и гетеро­трофных организмов (сапрофитов, паразитов, сим­бионтов);

дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

размножение, рост и развитие бактерий, гри­бов, растений и животных, особенности размноже­ния и развития человека;

вирусы как неклеточные формы жизни;

среды обитания организмов, экологические фак­торы (абиотические, биотические, антропогенные);

природные сообщества, пищевые сняли в них, приспособленность организмов к жизни в сообще­стве;

искусственные сообщества, роль человека в про­дуктивности искусственных сообществ;

обосновывать:

взаимосвязь строения и функций органов и сис­тем органов, организма и среды;

родство млекопитающих животных и челове­ка, человеческих рас;

особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особен­ности высшей нервной деятельности человека;

влияние экологических и социальных факто­ров, умственного и физического труда, физкульту­ры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм чело­века и его потомство;

меры профилактики появления вредных при­вычек (курение, алкоголизм, наркомания), нару­шения осанки, плоскостопия;

влияние деятельности человека на многообра­зие видов растений и животных, на среду их обита­ния, последствия этой деятельности;

роль биологического разнообразия, регулиро­вания численности видов, охраны природных сооб­ществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать:

организмы бактерий, грибов, лишайников, рас­тений и животных;

клетки, ткани, органы и системы органов рас­тений, животных, человека;

наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных се­мейств классов, отделов; животных разных клас­сов и типов, съедобные и ядовитые грибы;

сравнивать:

строение и функции клеток растений и живот-

организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

семейства, классы покрытосеменных расте­ний, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;

применять знания:

о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращива­ния, мер охраны;

о строении и жизнедеятельности организма че­ловека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хране­ния продуктов питания, профилактики отравле­ний и заболеваний;

о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы:

о клеточном строении организмов всех царств; о родстве и единстве органического мира;

об усложнении растительного и животного ми­ра в процессе эволюции, о происхождении челове­ка от животных;

наблюдать:

сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сх животных;

результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОГО ОПРОСА

Оценка «5» ставится в следующем случае:
— ответ ученика полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
— учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов;
— учащийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу биологии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
— владеет знаниями и умениями в объеме 95% — 100% от требований программы.

Оценка «4» ставится в следующем случае:
— ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятии, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;
— учащийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
— объем знаний и умений учащегося составляют 80-95% от требований программы.

Оценка «3» ставится в следующем случае:
— большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
— учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;
— учащийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80 % содержания, соответствующего программным требованиям.

Оценка «2» ставится в следующем случае:
— ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;
— учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
— учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку «3».


ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Оценка «5» ставится в следующем случае:
— лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
— учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;

Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Примечания.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.

Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс

(2 часа в неделю)

пп

в теме

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Скорректиро-

ванные сроки прохождения

1 триместр

Введение 2 ч

1

1

История и методы изучения животных. Наука зоология и ее структура.

2

2

Сходство и различие животных и растений. Систематика животных

Многообразие животных 34 ч

3

1

Простейшие. Многообразие простейших. Образ жизни и поведение.

4

2

Простейшие. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

5

3

Тип Губки. Многообразие ,роль в природе и жизни человека.

6

4

Тип Кишечнополостные.

7

5

Тип Кишечнополостные.Многообразие, роль в природе и жизни человека.

8

6

Тип Плоские черви.

9

7

Тип Круглые черви.

10

8

Тип Кольчатые черви. ЛР №1 Знакомство с многообразием кольчатых червей».

11

9

Тип Моллюски.

12

10

Тип Моллюски. Многообразие ,роль в природе и жизни человека.

13

11

Тип Иглокожие.

14

12

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

15

13

ЛР №2 «Знакомство с разнообразием ракообразных» .

16

14

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.

17

15

Класс Насекомые. Многообразие ,роль в природе и жизни человека.

18

16

ЛР №3 «Изучение представителей отрядов насекомых».

19

17

Тип Хордовые.. Класс ланцетники.

20

18

Надкласс Рыбы.

ЛР №4 « Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб».

21

19

Подкласс Хрящевые .

2 триместр

22

20

Подкласс Костные рыбы.

23

21

Роль рыб в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

24

22

Класс Земноводные. Многообразие земноводных. Роль в природе и жизни человека. Охрана земноводных.

25

23

Класс Пресмыкающиеся .

26

24

Многообразие, роль в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

10.12

27

25

Класс Птицы. Биологические и экологические особенности.

28

26

ЛР №5 «Изучение внешнего строения птиц».

29

27

Многообразие птиц.

30

28

Многообразие птиц.

31

29

Значение птиц. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

32

30

Класс Млекопитающие. Биологические и экологические особенности.

33

31

Многообразие млекопитающих.

34

32

Многообразие млекопитающих.

35

33

Многообразие млекопитающих.

36

34

Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Эволюция строения и функций органов и их систем 14 ч

37

1

Покровы тела.

38

2

ЛР №6«Изучения особенностей различных покровов тела».

39

3

Опорно-двигательная система.

40

4

Способы передвижения животных. Полости тела-

41

5

Органы дыхания .

42

6

Органы пищеварения.

3 триместр

43

7

Обмен веществ и превращение энергии.

44

8

Органы выделения.

45

9

Органы кровообращения. Кровь.

46

10

Нервная система.

47

11

Рефлекс. Инстинкт.

48

12

Органы чувств.

49

13

Регуляция деятельности организма..

50

14

Продление рода. Органы размножения.

Индивидуальное развитие животных Зч

51

1

Способы размножения животных. Оплодотворение.

52

2

Развитие животных с превращением и без превращения.

53

3

Периодизация и продолжительность жизни животных. ЛР №7 «Определение возраста животных».

Развитие животного мира на Земле 3 ч

54

1

Доказательства эволюции .

55

2

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира

56

3

Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Биоценозы 4 ч

57

1

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, лес и др)

58

2

Факторы среды и их влияние на биоценозы

59

3

Цепи питания. Поток энергии.

60

4

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу

Животный мир и хозяйственная деятельность человека 5ч

61

1

Воздействие человека и его деятельности на животных.

62

2

Одомашнивание животных.

63

3

Экскурсия на выставки сх и домашних животных.

64

4

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

65

5

Охрана и рациональное использование животного мира. Красная книга РФ.

66

1

Повторение материала: Многообразие животных

67

2

Повторение материала: Многообразие животных

68

3

Повторение материала: Многообразие животных

Перечень учебно-методического обеспечения:

Учебник.
В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. «Биология. Животные».:М-«Дрофа» 2009
Тематическое и поурочное планирование к учебнику.
В. В. Латюшин, Г. А. Уфимцева. «Биология. Животные». «Дрофа» 2007
Правильные ответы на вопросы учебника «Биология. Животные».
В. В. Пасечник, Ю. В. Брыкин, Г. Г. Швецов. «Готовые домашние задания».

Согласовано

На заседании ШМО естественно-

научного цикла

Протокол № 1 от

«_» августа 2013г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________И.А.Павперова

«__» августа 2013г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here