Аникашина И.В., учитель начальных классов,

2 класс

Тема: «Русская народная сказка «Снегурочка»

Задачи урока:

— закрепить понятие о народной и авторской сказке;

— учить сравнивать сказки литературные и народные со сходным сюжетом;

— учить определять жанр и тему произведения;

— формировать умение работать с текстом :выделять главную мысль каждой части, составлять план;

— формировать читательские умения : выразительное чтение, выборочное чтение.

Материал к уроку:

— русская народная сказка «Снегурочка»; В.И.Даль «Девочка Снегурочка» (Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Учебник для уч-ся 2 кл, В 2 ч. Ч.1 М., 2006);

— Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для уч-ся 2 кл, В 2 ч. М., 2007);

— схемы.

Ход урока

1. Повторение.

А) — Ребята, на доске вы видите модели обложек:

— Внимательно проанализируйте каждую и выберите из них ту, которая подходит к литературному произведению, с которым мы работали на прошлом уроке.

— Докажите свой выбор.

Молодцы!

Б) -А теперь давайте, восстановим сюжет сказки В.Даля.

Для этого надо поставить части плана сказки в нужном порядке.

( Работа проходит в парах.

У детей на столе лежит конверт с заданием).

Задание в конверте:

В лес с подружками Возвращение домой

Снегурочка в лесу Дочка из снега

Жучка и лиса

( Ученики восстанавливают план)

Найдите, как об этом написано в тексте ( как об этом говорится у автора).

2. Работа с русской народной сказкой.

— Сегодня на уроке мы будем работать вот с этим литературным произведением:

— Расскажите по данной модели о произведении, которое мы сегодня будем читать.

(Это русская народная сказка «Снегурочка»).

— Как вы думаете это то же произведение, что мы читали дома? ( Нет.)

— Докажите.

— Как вы думаете, будет ли в этих сказках что-то общее?

— А различие?

— Послушайте. (Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми).

— Понравилась сказка?

— Какие чувства вызвала у вас русская народная сказка?

— А какие чувства вызвала сказка В.И. Даля?

  1. Физминутка.

  1. Закрепление. Работа с планом русской народной сказки «Снегурочка».

— Сейчас мы с вами будем составлять план русской народной сказки.

— Как вы думаете, можно озаглавить части русской народной сказки, используя план сказки В.Даля? (да)

— Дети читают сказку по частям и озаглавливают каждую часть, используя

план к сказке В. Даля «Девочка Снегурочка»:

1.Дочка из снега

  1. Жучка и лиса.

  2. В лес с подружками.

  3. Снегурочка в лесу.

  4. Возвращение домой

План к русской народной сказке « Снегурочка»:

1. Дочка из снега

2. В лес с подружками

3. Снегурочка в лесу

5.Сравнение сказок В.Даля «Девочка Снегурочка» и русской народной сказки «Снегурочка».

А) Давайте вспомним план, с помощью которого мы сравниваем литературные произведения?

План

1. Автор

2. Заголовок

3. Жанр

4. Тема

5. Главные герои

6. Второстепенные герои.

7. Место действие

8. Время действия.

9. Концовка сказки.

Сейчас мы с вами сравним сказки В.Даля «Девочка Снегурочка» с русской народной сказкой «Снегурочка».

Работать вы будете в группах.

Задание:

Для 1 группы : найти в сказках общее.

Для 2 группы: найти в сказках отличие.

Б) На доске дети выстраивают таблицу:

общее

различие

Автор

Даль

Рус.нар

Заголовок

Дев.Сн.

Снегур.

Жанр

Сказка

Тема

О детях

Гл.гер.

Сн.Дед.Баб.

Жучка

Втор.гер.

подружки

Лиса волк медведь

Место

Деревня лес

Время

Зима весна лето

Конц. ск.

Вернулась домой

растаяла

  1. Самостоятельная работа.

Ребята, почему вы назвали сказку «Девочка Снегурочка» авторской,

а «Снегурочка» — народной?

Вспомните русские народные и авторские сказки, у которых похожие сюжеты и заполните таблицу.

Авторская сказка

Народная сказка

(М. Михаилов «Лесные хоромы» — «Теремок»;

В. Даль «Привередница» — «Гуси – лебеди»)

7.Домашнее задание:

Задание предлагается с учётом желания детей

  1. Прочитать выразительно сказку

  2. Пересказать сказку

  3. Придумать другую концовку сказки «Снегурочка».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here