Муниципальное общеобразовательное учреждение Пролетарская средняя общеобразовательная
школа № 4 имени Нисанова Х.Д.
Рабочая программа
по биологии – 9 класс для домашнего обучения.
Подготовила
учитель биологии высшей категории
Полтавцева Олеся Анатольевна
2009 – 2010 учебный год.
Содержание.
1. Объяснительная записка………………………….3 стр.
2. Цели и задачи программы……………………….3-4 стр.
3. Календарно-тематическое планирование………4-5 стр.
4. Уровень подготовки выпускника………………..6 стр.
5. Контрольно-измерительные материалы…………7 стр.
6. Список используемой литературы………………7 стр.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа по биологии (9 класс) составлена в соответствии с авторской программой под руководством профессора И.Н. Пономарёвой
(М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2005). Для обучения используется учебник И.Н. Пономарёва, Н.М. Чернова, «Основы общей биологии»: 9 класс. – М.: «Вентана-Граф». Программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания биологического образования в средней школе и требований к уровню подготовки выпускников по биологии.
Эта программа рассчитана на 17 часов в год, т.е. 0,5 часа в неделю. Часы распределяются следующим образом:
«Основы общей биологии» – 9 класс.
Часов – 17 (0,5 ч/н); контрольных работ -3; лабораторных работ – 3.
ТЕМА | Кол-во часов | лабораторных | контрольных | |
| ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ | 1 ч. | -//- | -//- |
| ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КЛЕТКЕ. | 3 ч. | 1 | 1 |
| РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (онтогенез). | 2 ч. | -//- | -//- |
| ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ. | 4 ч. | 1 | 1 |
| ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ. | 1 ч. | -//- | -//- |
| ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. | 2 ч. | -//- | -//- |
| УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ. | 2 ч. | 1 | -//- |
| ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (антропогенез). | 2 ч. | -//- | -//- |
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ. | 1 ч. | -//- | 1 |
ИТОГО |
| 17 ч. | 3 | 3 |
Для контроля /А/ и промежуточной аттестации учащихся /Б/ предусмотрены следующие формы:
-
– биологический диктант;
— беседы.
-
– лабораторные работы;
— контрольные работы.
Так как количество программных часов уменьшено на одну треть, то количество контрольных и лабораторных так же необходимо уменьшить. Таким образом, вместо 5 контрольных работ по программе запланировано 3 работы; вместо 7 лабораторных работ – запланировано 3 работы. Этого достаточно, что бы в полной мере выполнить программу и усвоить необходимый материал.
Данная программа направлена на реализацию следующих целей и решение определённых задач.
Цели:
-
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методы познания живой природы.
-
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии, о факторах здоровья и рисках; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить биологические эксперименты.
-
Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей.
Задачи: дать возможность ребёнку получить полноценную картину живого мира через усвоение основных разделов данного предмета; освоить правила работы с натуральными объектами и биологическими приборами; научиться работать с различными источниками информации.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
ТЕМА. СОДЕРЖАНИЕ. | КОНТРОЛЬ. | ЧАСЫ | ДОМ. ЗАДАНИЕ. | |
| ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ |
| 1ч. |
|
1. | Общие свойства живых организмов. |
| 1 | & 2. |
| ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КЛЕТКЕ. |
| 3 ч. |
|
2. | Химический состав и строение клетки. |
| 1 | & 5 – 8. |
3. | Жизнедеятельность клетки. | Л.р. № 1: «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток». | 1 | & 9 -12. |
4. | Контрольная работа № 1: «Основы учения о клетке». | К.р. № 1. | 1 | Повторить главу II |
| РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (онтогенез). |
| 2 ч. |
|
5. | Типы размножения. Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. |
| 1 | & 13, 16. |
6. | Деление клетки – митоз. Образование половых клеток – мейоз. | Б.д. № 1. | 1 | & 14, 15. |
| ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ. |
| 4 ч. |
|
7. | Науку генетика. Основные понятия генетики. |
| 1 | & 17,18. Подготовить сообщение о Г. Менделе. |
8. | Генетические опыты Г. Менделя. Решение генетических задач. | Л.р. № 2: «Решение генетических задач». | 1 | & 19, 20, 23. |
9. | Изменчивость и её виды. |
| 1 | & 24, 25. |
10. | Контрольная работа № 2: «Основы учения о наследственности и изменчивости». | К.р. № 2. | 1 | Повторить главу IV |
| ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ. |
| 1ч. |
|
11. | Генетические основы селекции организмов. Центры происхождения культурных растений. |
| 1 | & 27, 29. Подготовить сообщение о Н.И. Вавилове. |
| ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. |
| 2 ч. |
|
12. | Представления о возникновении жизни на Земле. |
| 1 | & 32, 33. |
13. | Этапы развития жизни на Земле. | Б.Д. № 2. | 1 | & 35. |
| УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ. |
| 2 ч. |
|
14. | Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. |
| 1 | & 37. Подготовить сообщение о Ч. Дарвине |
15. | Основные направления и закономерности эволюции. | Л.р. № 3: «Изучение изменчивости у организмов». |
| & 42, 43. |
| ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (антропогенез). |
| 1 ч. |
|
16. | Место человека в системе органического мира. Этапы развития Человека Разумного |
| 1 | & 46, 47. |
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ. |
| 1 ч. |
|
17. | Контрольная работа № 3: «Основы общей биологии». | К.р. № 3. | 1 | Вопросы. |
УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.
Знать/понимать:
-
Признаки биологических объектов: генов и хромосом; клеток растений, животных, грибов, бактерий.
-
Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии; наследственность и изменчивость; размножение организмов.
Уметь:
-
Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюции растений и животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний.
-
Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.
-
Распознавать и описывать: на рисунках основные части и органоиды клетки; наиболее распространённые растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных.
-
Выявлять: изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания.
-
Сравнивать: биологические объекты и делать выводы на основе сравнения.
-
Определять: принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе.
-
Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию.
-
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
1) Биологический диктант: правильность написания термина и его формулировки.
-
№1 (20 минут): размножение, оплодотворение, бесполое размножение, половое размножение, прокариоты, эукариоты, онтогенез, эмбриональный период развития, постэмбриональный период развития..
-
№2 (15минут): биогенез, абиогенез, коацерваты, эра, теория панспермии, теория стационарного состояния, теория биохимической эволюции.
2) Контрольная работа: работа с тестами по системе ЕГЭ.
-
№1 (1 час): «Основы учения о клетке». 1С: Школа. Основы общей биологии
9 класс. К учебнику под редакцией Пономарёвой И.Н.
-
№2 (1 час): «Основы учения о наследственности и изменчивости». 1С: Школа. Основы общей биологии 9 класс. К учебнику под редакцией Пономарёвой И.Н.
-
№3 (1 час): «Основы общей биологии». 1С: Школа. Основы общей биологии
9 класс. К учебнику под редакцией Пономарёвой И.Н.
3) Лабораторная работа: выполняется в соответствии с правилами проведения лабораторных работ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Авторская программа под руководством профессора И.Н. Пономарёвой. — М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2005.
2. И.Н. Пономарёва, Н.М. Чернова, «Основы общей биологии»:
9 класс. – М.: «Вентана-Граф».
3. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова, «Поурочные разработки по общей биологии»: 9 класс. – М.: ВАКО, 2006.
4. 1С: Школа. Основы общей биологии 9 класс. К учебнику под редакцией Пономарёвой И.Н.
5. Сборник нормативных документов. Биология. /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2008.