Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: Басня «Стрекоза и Муравей»

Провела учитель начальных классов : Бережная И.В.

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! К нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем (поворачиваются к гостям).

. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души самыми прекрасными чувствами.

II. Артикуляционная гимнастика.

-Начнём урок со звуковой разминки

Изобразите звуками как:

— шипит воздух, когда выходит из лопнувшего шарика

(ш-ш-ш);

— жужжит жук (ж-ж-ж);

— стрекочут кузнечики (ч-ч-ч);

— шипит разогретое на сковороде масло (щ-щ-щ).

Дети произносят звуки, отвечают на вопросы.

— Произнесённые вами звуки гласные или согласные?

— Согласные.

— Почему?

-При произношении звуков выдыхаемый воздух встречает преграду.

— Что ещё можете сказать об этих звуках?

-Эти звуки шипящие.

— Прочитаем чистоговорки с этими звуками.

(Дети читают чистоговорки, отрабатывая умение правильно произносить шипящие  звуки.)

-Жа-жа-жа-есть иголки у ежа.

-Ши-ши-ши-сидят дома малыши.

— Чу-чу-чу-молоточком я стучу.

— Ща-ща-ща-я поймал леща.

— Что мы сейчас с вами сделали? (выполняли разминку)

— С какой целью? (чтобы легче было читать на уроке, отрабатывали правильное произношение звуков)

Оцените свою работу.

III Проверка домашнего задания

Подберите к каждой реплике героя — его имя, название произведения . Соедините стрелкой.

Слова героя

1.Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё.

2.А почему я всё время один? Мне надо обязательно завести себе друзей.

3.Сама за ним прыгай! Я бы и рад, да боюсь в холодной воде простудиться!

4.Врать нельзя. Мама за враньё всегда ещё хуже сердится.

Имя героя, название произведения, автор*

(Крокодил Гена, Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)

(Гек, А. Гайдар «Чук и Гек»)

(Кабан, С. Михалков «Как друзья познаются»)

(Котька, Н. Носов «На горке»)

К каким жанрам относятся прочитанныe вами произведения?

Оцените свою работу.

IV Изучение нового материала.

Определение темы
– Прочитай и определи жанр произведения.
– Что такое псевдоним? ( вымышленное имя писателя)
– Какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним?( Иван Крылов)
– Давайте вспомним, что такое басня, что высмеивается в баснях
(поступки людей, высмеиваются их недостатки.), цель написания басен. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

Давайте проверим, правы ли вы были?

Сейчас вы сами определите тему нашего урока. Но для этого нужно будет выполнить ряд заданий.

(Дети делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание.)

1 группа.  Здесь зашифрованы загадочные животные. Расшифруйте их названия:

А Р Т О К Е З С                   
В А Й Р У Е М 

Дети отгадывают слова, получается «Стрекоза и муравей».

2 группа. — Дети соедините карточки попарно. Карточка, которая останется одна будет сегодняшней нашей темой урока.

Лев и медведь

 

                                        Звери

                                 

                                        Воробей и голубь

 

                                        Птицы

                                        Окунь и карась

                                        Рыбы

                                        Стрекоза и муравей

Карточка «Стрекоза и муравей» останется одна.

3 группа.  Карточка:  Ребята, внимательно прочитайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

Две горошины – глаза,         В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки   – грабелькой,           Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой,            Себе дом строит.
Крылья – бантиком.                            (Муравьи)
                   (Стрекоза)

-Как одним словом можно назвать стрекозу и муравья? Насекомые

-Герои пришли к нам сегодня в гости.

СТРЕКОЗА.

Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь.  После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок.

МУРАВЕЙ.

Я живу в муравейнике. Внутри него вечно  копошатся  сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.

— Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и муравей»)

— Итак, тема нашего урока….

— Какую цель поставим для себя на уроке?(будем учиться читать выразительно)

— Почему  слова Стрекоза и Муравей написаны с заглавной буквы?

— Это герои произведения.

Оцените свою работу

V Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

— Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?

о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,

о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.

-Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист театра и кино

А) Первичное восприятие текстаСлушание басни в аудиозаписи.

-Каковы ваши впечатления от прослушанной басни?

Б) Формулирование проблемы.

Понравилась ли вам басня?

— Во всем ли совпали наши предположения?

Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).

-Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)

Затруднение:

-Давайте попробуем в этом разобраться?

В) Прочтите басню вполголоса самостоятельно.

— Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.

— Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?

— К кому пошла Стрекоза за помощью?

— С какой просьбой обратилась Стрекоза к Муравью?( Пустить  к себе перезимовать.)

— Выполнил ли Муравей просьбу Стрекозы? (Нет.)

(Жестокость или справедливость)

— Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?

— В чём смысл басни?

(Нужно готовиться к зиме заранее. Нужно не только веселиться, но и работать.

Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)

Оцените свою работу

Фонограмма “Звуки леса”.

Игра: “Что я делаю, скажи, точно также покажи ”.

Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.

Работа в группах.
– Установите последовательность иллюстраций и подберите фрагменты из басни.

Оцените свою работу

Словарная работа.

— Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?

— Значение непонятных слов, выражений.

Физминутка для глаз стрекоза

Работа в парах

— Назовите главных героев басни.

— Подберите характеристики для наших героев.

(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья:)

Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливый, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. (слова для справок напечатаны либо на карточках (на каждую парту), либо появляются на экспозиционном экране)

Учащиеся дают характеристику героям басни.

Проверим вашу работу.

Дети защищают свои ответы.

Что вы можете сказать о Муравье? Охарактеризуйте его.
– Какой представляете Стрекозу? (Слайд 12)
– Жалко ли вам Стрекозу?
– Правильно ли поступил Муравей?

— Кто из них вам понравился больше? Почему?

Оцените свою работу

VI Организация самостоятельной работы учащихся:

Выберите, как вы хотите поработать в парах, группах или самостоятельно? (Учитель раздает карточки.)
– Ваше задание по стрелочкам из букв и слогов составить пословицу.
– Посмотрите на экран
– Постарайтесь по слогам и буквам на экране составить вторую пословицу .
– Какая пословица подходит к басне и почему?

Оцените свою работу

Памятников писателям в те времена не было. Поэтому царь отказал дать деньги на строительство. Тогда в газете объявили сбор средств. За 3 года народ собрал 13 000 рублей.

  • В 1855 году

  • в Летнем саду Санкт-Петербурга был открыт бронзовый памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову работы скульптора

  • П.К. Клодта.

Русский скульптор

В спокойной, непринужденной, чуть усталой позе сидит баснописец, держа в руках раскрытую книгу.

На пьедестале памятника в фигурах легко узнать героев знаменитых басен.


VII Закрепление изученного.

Чтение басни по ролям.

Учитель задает вопросы.

— Сколько действующих лиц в басне?

Найди слова автора, прочитай их.

-Найди слова Стрекозы, прочитай их.

-Найди слова Муравья, прочитай их.

Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы всем было понятно, что хотел сказать автор?

Творческое задание — ( индивидуальное задание)

Дается задание.

Придумать окончание басни.

-Представьте, если бы Муравей пустил бы Стрекозу перезимовать.

-Как она жила бы?

-Что делала?

Оцените свою работу

VIII Домашнее задание.

Выучить басню наизусть.

По желанию детей:

1. прочитать другие басни И.А. Крылова.

2. найти интересные библиографические данные о И.А. Крылове.

IX Организация оценочной деятельности.


– С каким произведением мы сегодня познакомились?
– Кто написал эту басню?
– Чем мы занимались сегодня на уроке?
– Какое задание вам понравилось больше?

– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Поднимите красный кружок, если считаете, что вы активно работали на уроке;
– желтый кружок, если считаете, что можете работать лучше;
– зеленый – старался, но работал неактивно

Рефлексия.

Что нового и интересного открыли вы для себя на этом уроке?

Кто из героев басни вам понравился больше?

Почему эпиграфом нашего урока была пословица “Делу время – потехе час”?

Пригодятся ли в жизни вам знания басен Крылова? Где?

Чему научила вас эта басня?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here