Рабочая программа по биологии в 6 классе

Романова Ирина Васильевна,

учитель биологии и химии,

высшей категории

МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №3»
г.Нурлат, Республики Татарстан

Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 6 класс.

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Биология» для 6–9 кл., авторы А.А. Вахрушев и др. (заключения РАО (от 06.07.2006) и РАН (от 23.10.2007)и рассчитана на 35 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 2 контрольных работ, 10 лабораторных работ.

Программа 6-го класса продолжает и развивает функциональный и сравнительный подход. В школьный курс вводится рассмотрение основных планов строения всех царств: бактерии, грибы, растения, которое производится в сравнении. Главная особенность этого подхода заключается в том, что основные системы органов рассматривается в виде целостных планов строения. Особенное внимание при этом уделяется роли каждой части организма в функционировании целого.

Программа стандартная. При изучении растений, грибов, лишайников учащиеся знакомятся с основными представителями Татарстана.

Основная цель курса:

Достижение глубокого понимания учениками природы изучаемых живых организмов.

Для достижения цели необходимо решить задачи:

  1. Изучение особенностей строения бактерий, грибов, растений;

  2. Знакомство с особенностями их жизнедеятельности.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

С.Н.Ловягин, А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан. О тех, кто растет, но не бегает. Учебник для общеобразовательных учреждений. –

М.: Баласс 2007.

Требования к уровню подготовки.

В результате изучений данного предмета в 6 классе учащиеся должны знать:

  • характерные признаки царства бактерий, грибов, растений;

  • планы строения важнейших групп организмов,

  • приспособление основных групп организмов к жизни в разных условиях среды,

  • характерных организмов своей местности,

  • об охране растений, роли заповедников и заказников.

Уметь:

  • сравнивать, находить сходство и отличия важнейших групп организмов,

  • понимать смысл биологических терминов,

  • проводить наблюдение за жизнедеятельностью растений, сезонными изменениями в природе,

  • ставить простейшие биологические эксперименты и объяснять их результаты,

  • соблюдать правила поведения в природе,

  • готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.

При изучении данного курса используются современные методики и технологии:

методика проблемного обучения, исследовательская, развивающего обучения, дидактическая система деятельностного метода, игровые технологии, компьютерные технологии.

Наимено

вание

раздела про

граммы

Тема урока

Кол-во

час

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания (ЦОР)

Дата проведения

По плану

Факти

чески

Много

образие

организ

мов

Введение.

1

Урок изучения нового материала

Знать основные понятия

Уметь пояснять термины.

Фронтальный опрос

КМ школа

Систематика – наука о многообразии.

1

Урок изучения нового материала

Знать общие принципы систематики организмов

Уметь характеризовать систематические категории.

Текущий опрос

Презентация

В живых организмах одни вещества превращаются в другие

1

Комбинированный

Знать химический состав живых организмов

Уметь проводить простейшие опыты

Лабораторная работа

Бакте

рии

Бактерии – крохотные разрушители.

1

Комбинированный

Знать особенности строения бактерий, их отличие от других организм

Уметь отличать формы бактериальных клеток, их классификацию, роль в природе и жизни человека

Текущий опрос

КМ школа презентация

Устройство микроскопа и работа с ним.

1

Урок изучения нового материала

Знать особенности строения увеличительных приборов.

Уметь настраивать микроскоп.

Текущий опрос

Презентация

Значение бактерий в природе и жизни человека.

1

Комбинированный

Знать значение бактерий

Уметь объяснять их роль в природе и для человека

Текущий опрос

Презентация

Грибы

Клетка ядерных организмов устроена сложнее, чем бактерия.

1

Урок изучения нового материала

Знать особенности строения эукариотической клетки

Текущий опрос

КМ школа

Грибы – гетеротрофы.

1

Комбинированный

Знать характеристику грибов, строение, питание, размножение,

Уметь классифицировать грибы по группам.

Текущий опрос

КМ школа презентация

Грибы в биосфере и жизни человека.

1

Комбинированный

Знать значение

Уметь объяснять их роль в природе и для человека

Текущий опрос

Презентация

Расте

ния

Растения – автотрофы.

1

Комбинированный

Урок практикум

Знать отличительные признаки клеток растений

Уметь находить зависимость между чертами и ролью растений в экосистемах.

Лабораторная работа

Водоросли – обитатели вод.

1

Комбинированный

Знать характеристику водорослей, их строение, жизнедеятельность, роль, классификацию

Уметь находить объекты на гербарных экземплярах, работать с таблицами, рисунками.

Текущий опрос

КМ школа презентация

Лишайники – симбиотические организмы.

1

Комбинированный

Знать особенности строения лишайников, их жизнедеятельность

Уметь пояснять роль лишайников в природе, области применения.

Текущий опрос

КМ школа презентация

Расте

ния

Листостебельные мхи – земноводные растения.

1

Комбинированный

Знать строение мхов, их питание. Размножение, значение

Уметь отличать мхи от других растений

Текущий опрос

Презентация

КМ школа

Ткани: для каждой работы лучше подходит особый сорт клеток.

1

Комбинированный

Знать особенности строения тканей растений.

Уметь давать отличительную характеристику данным тканям.

Текущий опрос

Презентация

Плауны, хвощи, папоротники – высшие растения.

1

Комбинированный

Знать характеристику хвощей и плаунов

Уметь показывать на гербарии.

Текущий опрос

КМ школа презентация

Голосеменные растения.

1

Комбинированный

Урок практикум

Знать особенности строения жизнедеятельности голосеменных как наиболее сложноорганизованных растений

Уметь узнавать виды голосеменных, сравнивать их между собой.

Лабораторная работа

КМ школа презентация

Электронное приложение

Строение цветка.

1

Комбинированный

Знать особенности строения цветка: основные его части

Уметь характеризовать виды цветков.

Лабораторная работа

Презентация

Опыление: внешний мир помогает растению.

1

Комбинированный

Знать сущность опыления

Уметь пояснять сущность двойного оплодотворения.

Текущий опрос

Презентация

Расте

ния

Соцветие и плод.

1

Комбинированный

Знать классификацию плодов и соцветий.

Уметь различать и характеризовать их.

Текущий опрос

КМ школа презентация

Пробудившись, семя становится проростком.

1

Комбинированный

Знать особенности строения семян растений разных классов

Уметь отличать их между собой.

Текущий опрос

КМ школа презентация

Корень – якорь, насос и хранилище.

1

Комбинированный

Знать строение, значение, виды корней

Уметь характеризовать разновидности корней и корневых систем.

Текущий опрос

КМ школа презентация

Контрольная работа.

1

Урок контроля

Уметь применять знания. Умения, навыки при изучении данной темы.

Контрольная работа

Побег состоит из стебля и листьев.

1

Комбинированный

Знать особенности строения побега и его частей

Уметь применять знания

Текущий опрос

Презентация

Видоизмененные побеги.

1

Урок практикум

Знать основные видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица.

Уметь проводить эксперименты.

Лабораторная работа

Лист испаряет воду и усваивает свет.

1

Комбинированный

Знать строение, классификацию листьев

Уметь описывать листья разных растений.

Текущий опрос

КМ школа презентация

Электронное приложение

Вегетативное размножение – способ получения нового растения.

1

Комбинированный

Знать основные способы вегетативного размножения.

Уметь провод опыты

Текущий опрос

Расте

ния

Самостоятельная работа.

1

Урок контроля

Уметь применять знания. Умения, навыки при изучении данной темы.

Контрольная работа

Двудольные и однодольные растения.

1

Урок практикум

Знать отличительные признаки основных классов растений.

Уметь проводить сравнительную характеристику.

Лабораторная работа

Класс двудольные: мотыльковые и пасленовые.

1

Комбинированный

Знать основные признаки бобовых и пасленовых

Уметь наблюдать и узнавать растения данных семейств от других представителей

Лабораторная работа

КМ школа презентация

Электронное приложение

Класс двудольные: крестоцветные и сложноцветные.

1

Комбинированный

Знать основные признаки крестоцветных и сложноцветных

Уметь наблюдать и узнавать растения данных семейств от других представителей

Лабораторная работа

КМ школа презентация

Электронное приложение

Класс двудольные: розоцветные.

1

Комбинированный

Знать основные признаки розоцветных

Уметь наблюдать и узнавать растения данных семейств от других представителей

Лабораторная работа

КМ школа презентация

Электронное приложение

Класс однодольные: злаки и лилейные.

1

Комбинированный

Знать основные признаки злаков и лилейных

Уметь наблюдать и узнавать растения данных семейств

Лабораторная работа

КМ школа презентация

Электронное приложение

Сообще

ства

Обобщающий урок

1

Комбинированный

Уметь применять полученные знания, умения и навыки при решении тренировочных заданий и упражнений

Текущий опрос

Презентация

Контрольная работа

1

Урок контроля

Уметь применять знания. Умения, навыки при изучении данной темы.

Контрольная работа

Основные природные сообщества

1

Комбинированный

Знать основные природные сообщества, их характеристику

Уметь отличать данные сообщества между собой.

Текущий опрос

Презентация

Электронное приложение

Планирование контроля.

Плановые контрольные работы (количество часов): 2

Зачеты (по каким темам, месяц)

Административные контрольные работы:

Практические работы (№ урока, тема, месяц)

3 Описание физических свойств организмов. Сентябрь

10 строение растительной клетки. Ноябрь

16 особенности строения шишек и хвоинок. Декабрь

17 Строение цветка. Январь

23 Видоизмененные побеги. Март №27 Описание словесного портрета растения. Апрель.

24-27 Морфологическое описание растения. Апрель- май.

Проектные работы:

Список литературы по биологии 6класс.

1.Стандарт основного общего образования по биологии.

2.Примерная программа основного общего образования по биологии.

3. С.Н.Ловягин, А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан. О тех, кто растет, но не бегает. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Баласс 2007.

4. Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» — М.: Дрофа, 2006. — 256с;

5.Учебные издания серии «Темы школьного курса» авторов Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е. Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;

6. Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, жи­вотные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. — М.: Дрофа, 2002.- 128с, 6 ил. — (Дидактические мате­риалы).

7.Фросин В. Н.} Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. — М.: Дрофа, 2004. — 112с

8.Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. — М.: Мнемозина, 2000. — 206с: ил.

9.Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., изд. перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксе­нова.- М.: Аванта+, 1998. — 704с:ил.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here