Рабочая программа по биологии в 6 классе
Романова Ирина Васильевна,
учитель биологии и химии,
высшей категории
МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №3»
г.Нурлат, Республики Татарстан
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 6 класс.
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Биология» для 6–9 кл., авторы А.А. Вахрушев и др. (заключения РАО (от 06.07.2006) и РАН (от 23.10.2007)и рассчитана на 35 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 2 контрольных работ, 10 лабораторных работ.
Программа 6-го класса продолжает и развивает функциональный и сравнительный подход. В школьный курс вводится рассмотрение основных планов строения всех царств: бактерии, грибы, растения, которое производится в сравнении. Главная особенность этого подхода заключается в том, что основные системы органов рассматривается в виде целостных планов строения. Особенное внимание при этом уделяется роли каждой части организма в функционировании целого.
Программа стандартная. При изучении растений, грибов, лишайников учащиеся знакомятся с основными представителями Татарстана.
Основная цель курса:
Достижение глубокого понимания учениками природы изучаемых живых организмов.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
-
Изучение особенностей строения бактерий, грибов, растений;
-
Знакомство с особенностями их жизнедеятельности.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
С.Н.Ловягин, А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан. О тех, кто растет, но не бегает. Учебник для общеобразовательных учреждений. –
М.: Баласс 2007.
Требования к уровню подготовки.
В результате изучений данного предмета в 6 классе учащиеся должны знать:
-
характерные признаки царства бактерий, грибов, растений;
-
планы строения важнейших групп организмов,
-
приспособление основных групп организмов к жизни в разных условиях среды,
-
характерных организмов своей местности,
-
об охране растений, роли заповедников и заказников.
Уметь:
-
сравнивать, находить сходство и отличия важнейших групп организмов,
-
понимать смысл биологических терминов,
-
проводить наблюдение за жизнедеятельностью растений, сезонными изменениями в природе,
-
ставить простейшие биологические эксперименты и объяснять их результаты,
-
соблюдать правила поведения в природе,
-
готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.
При изучении данного курса используются современные методики и технологии:
методика проблемного обучения, исследовательская, развивающего обучения, дидактическая система деятельностного метода, игровые технологии, компьютерные технологии.
Тема урока | Кол-во час | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания (ЦОР) | Дата проведения | ||
По плану | Факти чески | |||||||
Много образие
организ мов
| Введение. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать основные понятия Уметь пояснять термины. | Фронтальный опрос | КМ школа |
|
|
Систематика – наука о многообразии. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать общие принципы систематики организмов Уметь характеризовать систематические категории. | Текущий опрос | Презентация |
|
| |
В живых организмах одни вещества превращаются в другие | 1 | Комбинированный | Знать химический состав живых организмов Уметь проводить простейшие опыты | Лабораторная работа |
|
|
| |
Бакте рии | Бактерии – крохотные разрушители. | 1 | Комбинированный | Знать особенности строения бактерий, их отличие от других организм Уметь отличать формы бактериальных клеток, их классификацию, роль в природе и жизни человека | Текущий опрос | КМ школа презентация |
|
|
Устройство микроскопа и работа с ним. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать особенности строения увеличительных приборов. Уметь настраивать микроскоп. | Текущий опрос | Презентация |
|
| |
Значение бактерий в природе и жизни человека. | 1 | Комбинированный | Знать значение бактерий Уметь объяснять их роль в природе и для человека | Текущий опрос | Презентация |
|
| |
Грибы | Клетка ядерных организмов устроена сложнее, чем бактерия. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать особенности строения эукариотической клетки | Текущий опрос | КМ школа |
|
|
Грибы – гетеротрофы. | 1 | Комбинированный | Знать характеристику грибов, строение, питание, размножение, Уметь классифицировать грибы по группам. | Текущий опрос | КМ школа презентация |
|
| |
Грибы в биосфере и жизни человека. | 1 | Комбинированный | Знать значение Уметь объяснять их роль в природе и для человека | Текущий опрос | Презентация |
|
| |
Расте ния | Растения – автотрофы. | 1 | Комбинированный Урок практикум | Знать отличительные признаки клеток растений Уметь находить зависимость между чертами и ролью растений в экосистемах. | Лабораторная работа |
|
|
|
Водоросли – обитатели вод. | 1 | Комбинированный | Знать характеристику водорослей, их строение, жизнедеятельность, роль, классификацию Уметь находить объекты на гербарных экземплярах, работать с таблицами, рисунками. | Текущий опрос | КМ школа презентация |
|
| |
Лишайники – симбиотические организмы. | 1 | Комбинированный | Знать особенности строения лишайников, их жизнедеятельность Уметь пояснять роль лишайников в природе, области применения.
| Текущий опрос | КМ школа презентация |
|
| |
Расте ния | Листостебельные мхи – земноводные растения. | 1 | Комбинированный | Знать строение мхов, их питание. Размножение, значение Уметь отличать мхи от других растений | Текущий опрос | Презентация КМ школа |
|
|
Ткани: для каждой работы лучше подходит особый сорт клеток. | 1 | Комбинированный | Знать особенности строения тканей растений. Уметь давать отличительную характеристику данным тканям. | Текущий опрос | Презентация |
|
| |
Плауны, хвощи, папоротники – высшие растения. | 1 | Комбинированный | Знать характеристику хвощей и плаунов Уметь показывать на гербарии.
| Текущий опрос | КМ школа презентация |
|
| |
Голосеменные растения. | 1 | Комбинированный Урок практикум | Знать особенности строения жизнедеятельности голосеменных как наиболее сложноорганизованных растений Уметь узнавать виды голосеменных, сравнивать их между собой. | Лабораторная работа | КМ школа презентация Электронное приложение |
|
| |
| Строение цветка. | 1 | Комбинированный | Знать особенности строения цветка: основные его части Уметь характеризовать виды цветков. | Лабораторная работа | Презентация |
|
|
| Опыление: внешний мир помогает растению. | 1 | Комбинированный | Знать сущность опыления Уметь пояснять сущность двойного оплодотворения.
| Текущий опрос | Презентация |
|
|
Расте ния | Соцветие и плод. | 1 | Комбинированный | Знать классификацию плодов и соцветий. Уметь различать и характеризовать их. | Текущий опрос | КМ школа презентация |
|
|
Пробудившись, семя становится проростком. | 1 | Комбинированный | Знать особенности строения семян растений разных классов Уметь отличать их между собой. | Текущий опрос | КМ школа презентация |
|
| |
Корень – якорь, насос и хранилище. | 1 | Комбинированный | Знать строение, значение, виды корней Уметь характеризовать разновидности корней и корневых систем. | Текущий опрос | КМ школа презентация |
|
| |
Контрольная работа. | 1 | Урок контроля | Уметь применять знания. Умения, навыки при изучении данной темы. | Контрольная работа |
|
|
| |
Побег состоит из стебля и листьев. | 1 | Комбинированный | Знать особенности строения побега и его частей Уметь применять знания | Текущий опрос | Презентация |
|
| |
Видоизмененные побеги. | 1 | Урок практикум | Знать основные видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица. Уметь проводить эксперименты. | Лабораторная работа |
|
|
| |
Лист испаряет воду и усваивает свет. | 1 | Комбинированный | Знать строение, классификацию листьев Уметь описывать листья разных растений. | Текущий опрос | КМ школа презентация Электронное приложение |
|
| |
Вегетативное размножение – способ получения нового растения. | 1 | Комбинированный | Знать основные способы вегетативного размножения. Уметь провод опыты | Текущий опрос |
|
|
| |
Расте ния | Самостоятельная работа. | 1 | Урок контроля | Уметь применять знания. Умения, навыки при изучении данной темы. | Контрольная работа |
|
|
|
Двудольные и однодольные растения. | 1 | Урок практикум | Знать отличительные признаки основных классов растений. Уметь проводить сравнительную характеристику. | Лабораторная работа |
|
|
| |
Класс двудольные: мотыльковые и пасленовые. | 1 | Комбинированный | Знать основные признаки бобовых и пасленовых Уметь наблюдать и узнавать растения данных семейств от других представителей | Лабораторная работа | КМ школа презентация Электронное приложение |
|
| |
Класс двудольные: крестоцветные и сложноцветные. | 1 | Комбинированный |
Знать основные признаки крестоцветных и сложноцветных Уметь наблюдать и узнавать растения данных семейств от других представителей
| Лабораторная работа | КМ школа презентация Электронное приложение |
|
| |
Класс двудольные: розоцветные. | 1 | Комбинированный | Знать основные признаки розоцветных Уметь наблюдать и узнавать растения данных семейств от других представителей | Лабораторная работа | КМ школа презентация Электронное приложение |
|
| |
Класс однодольные: злаки и лилейные. | 1 | Комбинированный | Знать основные признаки злаков и лилейных Уметь наблюдать и узнавать растения данных семейств | Лабораторная работа | КМ школа презентация Электронное приложение |
|
| |
Сообще ства | Обобщающий урок | 1 | Комбинированный | Уметь применять полученные знания, умения и навыки при решении тренировочных заданий и упражнений | Текущий опрос | Презентация |
|
|
Контрольная работа | 1 | Урок контроля | Уметь применять знания. Умения, навыки при изучении данной темы. | Контрольная работа |
|
|
| |
Основные природные сообщества | 1 | Комбинированный | Знать основные природные сообщества, их характеристику Уметь отличать данные сообщества между собой. | Текущий опрос | Презентация Электронное приложение |
|
|
Планирование контроля.
Плановые контрольные работы (количество часов): 2
Зачеты (по каким темам, месяц)
Административные контрольные работы:
Практические работы (№ урока, тема, месяц)
№3 Описание физических свойств организмов. Сентябрь
№10 строение растительной клетки. Ноябрь
№16 особенности строения шишек и хвоинок. Декабрь
№17 Строение цветка. Январь
№23 Видоизмененные побеги. Март №27 Описание словесного портрета растения. Апрель.
№24-27 Морфологическое описание растения. Апрель- май.
Проектные работы:
Список литературы по биологии 6класс.
1.Стандарт основного общего образования по биологии.
2.Примерная программа основного общего образования по биологии.
3. С.Н.Ловягин, А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан. О тех, кто растет, но не бегает. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Баласс 2007.
4. Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» — М.: Дрофа, 2006. — 256с;
5.Учебные издания серии «Темы школьного курса» авторов Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е. Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;
6. Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. — М.: Дрофа, 2002.- 128с, 6 ил. — (Дидактические материалы).
7.Фросин В. Н.} Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. — М.: Дрофа, 2004. — 112с
8.Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. — М.: Мнемозина, 2000. — 206с: ил.
9.Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., изд. перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. — 704с:ил.