МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области с углубленным изучением отдельных предметов»
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ______Котляренко И.М.
« » июня 2013 г.
| «Утверждаю» Директор школы __________Шатило В.В.
Приказ № ___ от «___»____2013 г.
|
Рабочая программа
Название предмета – биология
Уровень изучения предмета — базовый
Ф.И.О. учителя: Шенцева Е.А.
Класс — 8 «Г».
Белгород 2013
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, а также Программы основного общего образования по биологии. VI – IX классы. Авторы В.В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова ( Сборник нормативных документов. Биология). М.: «Просвещение», 2008г и рассчитана на 70 учебных часов.
Содержание программы- сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Концептуальной основой являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Изменения, внесённые в программу:
Согласно локальному акту школы в рабочую программу включены три контрольные работы: вводный контроль, рубежный контроль, итоговый контроль
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.
Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.
Для реализации данных целей необходимо решить задачи, которые направлены на формирование у учащихся знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека. Как и в предыдущих курсах, в содержании огромное значение отводится функциональному подходу, в соответствии с которым приоритетными являются знания о жизнедеятельности организма и его целостности, взаимосвязи строения и функций на различных уровнях организации, связи организма с окружающей средой. Функциональный подход позволяет системно формировать указанные общебиологические понятия.
В 8 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологических наук: анатомии, физиологии, гигиены, их истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Получают общее представление о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, изучают строение и функции отдельных систем органов, осуществляющих движение, кровообращение, дыхания и пищеварения.
В кратком виде рассматривают симптомы и особенно профилактику некоторых болезней. Определенное место занимают практические вопросы по научному обоснованию первой помощи при несчастных случаях, сообщаются некоторые сведения медицинского характера. Все действия учащихся направлены на формирование системы специальных умений: учебно-лабораторных, санитарно-гигиенических и научно-исследовательских. Последовательность их формирования определяется главным образом последовательностью развития понятий. Особое место занимает формирование научно-исследовательских умений, связанных с проведением учащимися ряда самонаблюдений.
Изменения, внесённые в программу:
Согласно локальному акту школы в рабочую программу включены три контрольные работы: вводный контроль, рубежный контроль, итоговый контроль. Количество и темы лабораторных работ соответствуют таковым в авторской программе и включают полный перечень лабораторных работ, обозначенных Примерной программой по биологии, в связи с хорошим оснащением кабинета биологии. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
Школа работает по эксперименту: «Создание педагогической системы школы, содействующей здоровью учащихся.
Здоровьесберегающие технологии в организации и проведении уроков
1) Различные виды учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы. Частые смены одной деятельности другой формируют у учащихся адаптационные возможности;
2) Выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки );
3) Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 20 — 25 минуте урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений
4 ) В содержательной части урока предусмотрены вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
5) Использование на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
Рабочая программа ориентирована на использование учебника
В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов Биология. 8 класс. – М.: Просвещение, 2010.-256 с.. (Линия жизни)
В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов Биология. 8 класс.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. » 8 класс. – М.: Просвещение, 2010. – 126 с
2 Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения биологии 8 класса ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
3 Содержание программы учебного предмета
Введение (3 ч)
Значение знаний о человеке для сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.
Демонстрации: сходство человека и животных; модель «Происхождение человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека.
Глава 1. Общий обзор организма человека(4 ч)
Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная, их строение и функции. Органы и системы органов человека.
Процессы жизнедеятельности организма человека. Гомеостаз. Понятие о нейрогуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Глава 2. Опора и движение (6 ч)
Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.
Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц.
Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.
Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
Глава 3. Внутренняя среда организма (4 ч)
Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма.
Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови.
Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека (СПИД, аллергия). Значение работ И.И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.
Глава 4. Кровообращение и лимфообращение (4 ч)
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце: его строение и работа. Понятие об автоматики сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.
Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.
Сердечнососудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания цервой помощи при кровотечении.
Глава 5. Дыхание (5 ч)
Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях.
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.
Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.
Глава 6. Питание (6 ч)
Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме.
Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.
Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.
Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)
Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.
Глава 8. Выделение продуктов обмена (3 ч)
Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.
Глава 9. Покровы тела (4 ч)
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.
Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.
Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (8 ч)
Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.
Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг,строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.
Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)
Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.
Глава 12. Психика и поведение человека (6 ч)
Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского,) П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Глава 13. Размножение и развитие человека (4 ч)
Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.
Глава 14. Человек и окружающая среда (3 ч)
Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.
4. Календарно – тематическое планирование
Название раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения
| Примечание | |||
Планируемая дата |
Фактическая дата | |||||
| Техника безопасности в кабинете биологии Введение. Человек как биологический вид. |
4 часа |
|
|
| |
1 | Инструктаж по ТБ.Науки о человеке и их методы Техника безопасности на уроках биологии. | 1 | 03-09 |
|
| |
2 | Биологическая природа человека. Расы человека. | 1 | 04-09 |
|
| |
3 | Происхождение и эволюция человека Антропогенез. |
1 | 10-09 |
|
| |
4 | Контрольно-обобщающий урок по теме: « Человек как биологический вид» |
1 | 11-09 |
|
| |
| Глава1. Общий обзор организма человека | 3 часа |
|
|
| |
5 | Строение организма человека(1). Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека». |
1 |
17-09 |
|
| |
6 | Строение организма человека (2) | 1 |
18-09 |
|
| |
7 | Регуляция процессов жизнедеятельности. Вводный контроль. | 1 |
24-09 |
|
| |
| Глава 2 Опора и движение | 7 часов |
|
|
| |
8 | Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей. Лабораторная работа №2 «Изучение микроскопического строения костей» Лабораторная работа №3 « Изучение внешнего вида костей скелета человека». |
1 |
25-09 |
|
| |
9 | Скелет человека Соединение костей. Скелет головы. |
1 |
30-09 |
|
| |
10 | Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. Практическая работа №1 « Распознание на наглядных пособиях органов опорно-двигательной системы». | 1 |
02-10 |
|
| |
11 | Строение и функции скелетных мышц. | 1 | 08-10 |
|
| |
12 | Работа мышц и её регуляция. Лабораторная работа № 4 « Изучение влияния статистической и динамической работы на утомление мышц. Значение активного отдыха для восстановления работоспособности мышц» |
1 |
09-10 |
|
| |
13 | Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм. Практическая работа № 2 «Выявление плоскостопия» |
1 |
15-10 |
|
| |
14 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Опора и движение» |
1 |
16-10 |
|
| |
| Глава 3 . Внутренняя среда организма. | 4 часа |
|
|
| |
15 | Состав внутренней среды организма и её функции. | 1 |
22-10 |
|
| |
16 | Состав крови. Постоянство внутренней среды. |
1 | 23-10 |
|
| |
17 | Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови. Лабораторная работа № 6 « Изучение микроскопического строения крови» |
1 |
29-10 |
|
| |
18 | Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация. |
1 | 30-10 |
|
| |
| Глава 4. Кровообращение и лимфообращение. |
4 часа
|
|
|
| |
19 | Органы кровообращения. Строение и работа сердца. | 1 | 12-11 |
|
| |
20 | Сосудистая система. Лимфообращение . Лабораторная работа № 7 «Измерение кровяного давления. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке». |
1 |
13-11 |
|
| |
21 | Сердечнососудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. Лабораторная работа № 8 «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений». |
1 |
19-11 |
|
| |
22 | Контрольно-обобщающий урок по теме: « Кровообращение и лимфообращение». | 1
|
20-11 |
|
| |
| Глава 5 Дыхание. | 5 часов |
|
|
| |
23 | Дыхание и его значение. Органы дыхания. | 1 |
26-11 |
|
| |
24 | Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. Лабораторная работа № 9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». |
1 |
27-11 |
|
| |
25 | Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Лабораторная работа № 10 «Определение частоты дыхания» |
1 |
03-12 |
|
| |
26 | Заболевание органов дыхания их профилактика. Реанимация. |
1 |
04-12 |
|
| |
27 | Контрольно-обобщающий урок по теме: « Дыхание». | 1 |
10-12 |
|
| |
| Глава 6. Питание. | 6 часов |
|
|
| |
28 | Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. |
1 |
11-12 |
|
| |
29 | Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод. Лабораторная работа № 11 « Изучение действия ферментов слюны на крахмал». |
1 |
17-12 |
|
| |
30 | Пищеварение в желудке и кишечнике. | 1 |
18-12 |
|
| |
31 | Всасывание питательных веществ в кровь. | 1 | 24-12 |
|
| |
32 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. | 1 | 25-12 |
|
| |
33 | Контрольно-обобщающий урок по теме:« Питание». | 1 | 14-01 |
|
| |
| Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии. |
5 часов |
|
|
| |
34 | Пластический и энергетический обмены. | 1 | 15-01 |
|
| |
35 | Ферменты и их роль в организме человека. | 1 | 21-01 |
|
| |
36 | Витамины и их роль в организме человека. | 1 | 22-01 |
|
| |
37 | Нормы и режим питания Нарушение обмена веществ. Практическая работа № 3 «Составление пищевых рационов в зависимости от знергозатрат». |
1 |
28-01 |
|
| |
38 | Контрольно-обобщающий урок по теме: « Обмен веществ и превращение энергии». |
1 |
29-01 |
|
| |
| Глава 8. Выделение продуктов обмена. |
3 часа |
|
|
| |
39 | Выделение и его значение. Органы мочевыделения. | 1 | 04-02 |
|
| |
40 | Заболевание органов мочевыделения. | 1 | 05-02 |
|
| |
41 | Практическая работа № 4 «Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы». |
1 |
11-02 |
|
| |
| Глава 9. Покровы тела человека. |
4 часа |
|
|
| |
42 | Наружные покровы человека. Строение и функции кожи. Самонаблюдение: Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки. |
1 |
12-02 |
|
| |
43 | Болезни и травмы кожи. Рубежный контроль. | 1 | 18-02 |
|
| |
44 | Гигиена кожных покровов. | 1 | 19-02 |
|
| |
45 | Контрольно-обобщающий урок по теме: « Покровы тела человека». |
1 |
25-02 |
|
| |
| Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. |
8 часов |
|
|
| |
46 | Железы внутренней секреции и их функции. | 1 |
26-02 |
|
| |
47 | Работа эндокринной системы и её нарушения. | 1 | 03-03 |
|
| |
48 | Строение нервной системы и её значение. | 1 | 04-03 |
|
| |
49 | Спинной мозг. | 1 | 10-03 |
|
| |
50 | Головной мозг. Лабораторная работа № 12 «Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга». |
1 |
11-03 |
|
| |
51 | Вегетативная нервная система. Лабораторная работа № 13 «Штриховое раздражение кожи». |
1 |
17-03 |
|
| |
52 | Нарушения в работе нервной системы и их предупреждения. |
1 |
18-03 |
|
| |
53 | Контрольно-обобщающий урок по теме: « Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности». |
1 |
07-04 |
|
| |
| Глава 11. Органы чувств. Анализаторы. | 5 часов |
|
|
| |
54 | Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Лабораторная работа № 14 « Изучение строения зрительного анализатора. Измерение и изучение размеров зрачка и зрительных иллюзий». |
1 |
08-04 |
|
| |
55 | Слуховой анализатор. Лабораторная работа № 15 «Изучение строения слухового анализатора. Определение остроты слуха». |
1 |
14-04 |
|
| |
56 | Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. |
1 |
15-04 |
|
| |
57 | Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль. |
1 |
21-04 |
|
| |
58 | Контрольно-обобщающий урок по теме: « Органы чувств .Анализаторы». |
1 |
22-04 |
|
| |
| Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. |
6 часов |
|
|
| |
59 | Высшая нервная деятельность Рефлексы. | 1 |
28-04 |
|
| |
60 | Память и обучение. | 1 | 29-04 |
|
| |
61 | Врождённое и приобретённое поведение. | 1 | 30-04 |
|
| |
62 | Сон и бодрствование | 1 | 05-05 |
|
| |
63 | Особенности высшей нервной деятельности человека. |
1 |
06-05 |
|
| |
64 | Контрольно-обобщающий урок по теме: « Психика и поведение. Высшая нервная деятельность». |
1 |
12-05 |
|
| |
| Глава 13. Размножение и развитие человека. |
3 часа |
|
|
| |
65 | Особенности размножении человека. | 1 | 13-05 |
|
| |
66 | Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Беременность и роды. |
1 |
1905 |
|
| |
67 | Рост и развитие ребёнка после рождения. |
1 | 20-05 |
|
| |
| Глава 14. Человек и окружающая среда. |
3 часа |
|
|
| |
68 | Социальная и природная среда человека. |
1 | 26-05 |
|
| |
69 | Окружающая среда и здоровье человека.. |
1 | 27-05 |
|
| |
70 | Итоговое тестирование за курс 8 класса. |
|
30-05 |
|
|
-
Формы и средства контроля
Виды и формы контроля | Тема
| Примерные сроки проведения | |
1 | Вводный контроль
|
| 24-09 13 |
2 | Рубежныйконтроль |
| 18-02 14 |
3 | Итоговый контроль |
| 30-05 2014 |
-
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
Требуется | Есть в наличии | % оснащенности | |
Основная | |||
Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.:Просвещение, 2010. – 96 с.
| 26 | 26 | 100 |
Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Биология. Человек. 8 кл. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М. Просвещение:, 2010.-256 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ) | 26 | 26 | 100 |
Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы — М. Просвещение , 2010. | 1 | 1 | 100 |
Программа основного общего образования по биологии. VI – IX классы. Авторы Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С (Сборник нормативных документов. Биология). М.: «Просвещение», 2010г | 1 | 1 | 100 |
Дополнительная | |||
Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. «Просвещение» | 1 | 1 | 100 |
Журнал «Биология в школе» | 12 | 12 | 100 |
Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. — М. Акварель, 2004. | 1 | 1 | 100 |
Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1997 | 1 | 1 | 100 |
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2000 | 1 | 1 | 100 |
Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир,2000г. | 1 | 1 | 100 |
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 2005 | 1 | 1 | 100 |
Оборудование и приборы
Требуется | Есть в наличии | % оснащенности | |
Компьютер с программным обеспечением | 1 | 1 | 100 |
Мультимедиапроектор | 1 | 1 | 100 |
Магнитная доска | 1 | 1 | 100 |
Кодоскоп | 1 | 1 | 100 |
Транспоранты к кодоскопу | + | + | 100 |
Учебные кинофрагменты | + | + | 100 |
Телевизор | 1 | 1 | 100 |
Видеомагнитофон | 1 | 1 | 100 |
Диапроектор | 1 | 1 | 100 |
Диапозитивы, диафильмы | + | + | 100 |
Учебные звукозаписи | + | + | 100 |
Микроскоп | 20 | 20 | 100 |
Набор микропрепаратов тканей человека | 1 | 1 | 100 |
Набор костей | 1 | 1 | 100 |
Муляжи | 7 | 7 | 100 |
Пробирка | 15 | 15 | 100 |
Чашка Петри | 10 | 10 | 100 |
Таблицы | 20 | 20 | 100 |
Секундомер | 1 | 1 | 100 |
Тонометр | 1 | 1 | 100 |
Сантиметровая лента | 1 | 1 | 100 |
Весы | 1 | — | — |
Ростомер | 1 | — | — |
Жгут | 1 | 1 | 100 |
Бинт | 15 | 15 | 100 |
Шина | 1 | 1 | 100 |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения
Требуется | Есть в наличии | % оснащенности | |
Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005. | 1 | 1 | 100 |
1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова | 1 | 1 | 100 |
Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина. | 1 | 1 | 100 |
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова. | 1 | 1 | 100 |
Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы — Арбесман, И.В. Копылов. ООО | 1 | 1 | 100 |
8. Приложение.
Вводный контроль.
Вариант 1
1. Систематика-это наука, которая
1)объединяет организмы в группы по степени родства
2) определяет место каждого вида в системе органического мира
3) изучает многообразие и классификацию организмов
4) решает все перечисленные задачи.
2. Главное отличие бактериальной клетки от клеток других организмов:
1) наличие одного или нескольких жгутиков
2) отсутствие оформленного ядра
3) наличие клеточной мембраны ( стенки)
4) постоянная форма.
3. Бактерии, изогнутые в виде запятой, называются:
1) кокками 2) вибрионами 3) спириллами 4) бациллами
4. Наука о грибах называется:
1) цитологией 2) ботаникой 3) микологией 4) этнологией
5. Грибная клетка:
1) имеет хорошо выраженную клеточную стенку
2) не имеет клеточной стенки
6. Тела грибов могут быть:
1) только одноклеточными
2) только многоклеточными
3) одноклеточными и многоклеточными
7. Наиболее простой тип слоевища у лишайников:
1) накипные 2) листоватые 3) кустистые 4) корочковидные
8. Лишайники размножаются:
1) только половым путём
2) только бесполым
3) бесполым и половым путём.
9. Тело водорослей:
1) имеет стебель и листья
2) имеет корень и стебель
3) не расчленено на типичные ораны
10. Водоросли размножаются:
1) только половым путём
2) только бесполым путём
3) половым и бесполым путём
11. Тело зелёного мха состоит из:
1) стебля и корня 2) стебля и листьев 3) листьев и корней
12. Оплодотворение у мхов возможно:
1) вне воды 2) только в присутствии воды.
13.Тело хвоща состоит из:
1) стебля и корней 2) стебля и листьев 3) листьев и корней 4) все органы
14. Листья папоротников выполняют:
1) только функцию фотосинтеза
2) только функцию спорообразования
3) функции фотосинтеза и спорообразования
15. Голосеменные растения имеют:
1) семя и цветок 2) только семя 3) не имеют ни семени, ни цветка.
16. Процесс оплодотворения у голосеменных:
1) зависит от присутствия воды
2) не зависит от присутствия воды
3) может проходить как в воде, так и без неё.
17. Основной признак покрытосеменных растений -наличие:
1) стебля и листьев 3) семени
2) стебля, листьев и корня 4) цветков и плодов.
18. У двудольных:
1) в зародыше две семядоли
2) в зародыше одна семядоля
3) мочковатая корневая система и листья с дуговидным или параллельным жилкованием
4) стержневая корневая система и листья с сетчатым жилкованием
19. Только для животного характерен процесс:
1) образование на свету органических веществ из неорганических
2) восприятие раздражений из окружающей среды и преобразование их в нервные импульсы
3) поступление веществ в организм, их преобразования и удаление конечных продуктов жизнедеятельности
4) поглощение кислорода и выделения углекислого газа в процессе дыхания
20. Выбери всех одноклеточных животных:
1) вольвокс 2) актиния 3) гидра 4) инфузория –туфелька 5) амёба
6) лучевики 7) эвглена зелёная 8) медуза 9) коралл 10) трипаносомы
21. Мезоглея-это
1) слой поверхностных клеток
2) студенистое вещество, расположенное между эктодермой и энтодермой
3) слой внутренних клеток
22. Где у гидры расположены стрекательные клетки:
1) на голове 2) на теле 3) на щупальцах 4) внутри тела
23. Мантия-это:
1) внутренняя полость 2) кожная складка 3) раковина
24. Щупальца головоногих- это:
1) кожные выросты 2) видоизменённая нога 3) жаберные выросты
25. Моллюски дышат:
1) всей поверхностью тела
2) только жабрами
3) только лёгкими
4) жабрами и лёгкими
26. У речного рака тело состоит из:
1) одного отдела 2) двух отделов 3) трёх отделов
27. Органы зрения паукообразных:
1) одна пара сложных глаз
2) одна пара простых глаз
3) две пары сложных глаз
4) две пары простых глаз
28. Тело насекомого состоит:
1) двух отделов 2) трёх отделов 3) четырёх отделов 4) члеников
29. Тело костных рыб покрыто:
1) слизью 2) костной чешуёй 3) костной чешуёй и слизью
30. Сердце рыб:
1) однокамерное 2) двухкамерное 3) трёхкамерное
31. Лягушки имеют орган боковой линии:
1) только в период личиночного развития
2) только во взрослом состоянии
32. Все рептилии дышат:
1) только лёгкими 2) лёгкими и кожей 3)только кожей
33. Крокодил имеет сердце:
1) однокамерное 2) двухкамерное 3) трехкамерное 4) четырёхкамерное
34. Костный киль, расположенный на грудине:
1) обеспечивает обтекаемость тела птицы
2) является местом прикрепления летательных мышц
35. Сколько яичников имеет любая самка птиц:
1) один 2) два 3) три 4) вообще не имеет
36. К низшим зверям относят:
1) утконоса, ехидну 2) кенгуру коалу 3) мышей и лисицу
37. Все млекопитающие рождают:
1) беспомощных детёнышей
2) способных к самостоятельному существованию детёнышей.
38. Установите соответствие между одноклеточными животными и их способами передвижения:
Простейшие Способы передвижения
А) Амёба обыкновенная 1) реснички
Б) инфузория-туфелька 2) жгутики
В) эвглена зелёная 3) ложноножки
39.Установите соответствие между отрядами животных и их представителями
Отряды Представители
А) Хищные 1) медведь, 2) шимпанзе, 3) тюлень,
Б) Ластоногие 4) кабан , 5)лось, 6) горилла, 7) осёл
В) Китообразные 8) дельфин, 9) морж, 10) лисица,
Г) Парнокопытные 11) волк, 12) зубр, 13) лошадь,
Д) Непарнокопытные 14) тигр, 15) котик, 16) мартышка
Е) Приматы 17) корова, 18)лев, 19)кит, 20) зебра.
40. Установите соответствие между классами червей и их представителями:
Классы представители
А) плоские черви 1) дождевой червь
Б) ленточные черви 2) печёночный сосальщик
В) круглые черви 3) бычий цепень
Г) кольчатые черви 4) молочная планария
Д) сосальщики 5) аскарида
2 вариант.
1. Наиболее простой тип слоевища у лишайников:
1) накипные 2) листоватые 3) кустистые 4) корочковидные
2. Лишайники размножаются:
1) только половым путём
2) только бесполым
3) бесполым и половым путём.
3. Тело водорослей:
1) имеет стебель и листья
2) имеет корень и стебель
3) не расчленено на типичные ораны
4. Водоросли размножаются:
1) только половым путём
2) только бесполым путём
3) половым и бесполым путём
5. Тело зелёного мха состоит из:
1) стебля и корня 2) стебля и листьев 3) листьев и корней
6. Оплодотворение у мхов возможно:
1) вне воды 2) только в присутствии воды.
7.Тело хвоща состоит из:
1) стебля и корней 2) стебля и листьев 3) листьев и корней 4) все органы
8. Листья папоротников выполняют:
1) только функцию фотосинтеза
2) только функцию спорообразования
3) функции фотосинтеза и спорообразования
9. Голосеменные растения имеют:
1) семя и цветок 2) только семя 3) не имеют ни семени, ни цветка.
10. Процесс оплодотворения у голосеменных:
1) зависит от присутствия воды
2) не зависит от присутствия воды
3) может проходить как в воде, так и без неё.
11. Основной признак покрытосеменных растений -наличие:
1) стебля и листьев 3) семени
2) стебля, листьев и корня 4) цветков и плодов.
12. У двудольных:
1) в зародыше две семядоли
2) в зародыше одна семядоля
3) мочковатая корневая система и листья с дуговидным или параллельным жилкованием
4) стержневая корневая система и листья с сетчатым жилкованием
13. Только для животного характерен процесс:
1) образование на свету органических веществ из неорганических
2) восприятие раздражений из окружающей среды и преобразование их в нервные импульсы
3) поступление веществ в организм, их преобразования и удаление конечных продуктов жизнедеятельности
14. У речного рака тело состоит из:
1) одного отдела 2) двух отделов 3) трёх отделов
15. Органы зрения паукообразных:
1) одна пара сложных глаз
2) одна пара простых глаз
3) две пары сложных глаз
4) две пары простых глаз
16. Тело насекомого состоит:
1) двух отделов 2) трёх отделов 3) четырёх отделов 4) члеников
17. Тело костных рыб покрыто:
1) слизью 2) костной чешуёй 3) костной чешуёй и слизью
18. Сердце рыб:
1) однокамерное 2) двухкамерное 3) трёхкамерное
19. Лягушки имеют орган боковой линии:
1) только в период личиночного развития
2) только во взрослом состоянии
20. Все рептилии дышат:
1) только лёгкими 2) лёгкими и кожей 3)только кожей
21. Крокодил имеет сердце:
1) однокамерное 2) двухкамерное 3) трехкамерное 4) четырёхкамерное
22. Костный киль, расположенный на грудине:
1) обеспечивает обтекаемость тела птицы
2) является местом прикрепления летательных мышц
23. Выбери всех одноклеточных животных:
1) вольвокс 2) актиния 3) гидра 4) инфузория –туфелька 5) амёба
6) лучевики 7) эвглена зелёная 8) медуза 9) коралл 10) трипаносомы
24. Мезоглея-это
1) слой поверхностных клеток
2) студенистое вещество, расположенное между эктодермой и энтодермой
3) слой внутренних клеток
25. Где у гидры расположены стрекательные клетки:
1) на голове 2) на теле 3) на щупальцах 4) внутри тела
26. Мантия-это:
1) внутренняя полость 2) кожная складка 3) раковина
27. Щупальца головоногих- это:
1) кожные выросты 2) видоизменённая нога 3) жаберные выросты
28. Моллюски дышат:
1) всей поверхностью тела
2) только жабрами
3) только лёгкими
4) жабрами и лёгкими
29. Сколько яичников имеет любая самка птиц:
1) один 2) два 3) три 4) вообще не имеет
30. К низшим зверям относят:
1) утконоса, ехидну 2) кенгуру коалу 3) мышей и лисицу
31. Все млекопитающие рождают:
1) беспомощных детёнышей
2) способных к самостоятельному существованию детёнышей
32. Систематика-это наука, которая
1)объединяет организмы в группы по степени родства
2) определяет место каждого вида в системе органического мира
3) изучает многообразие и классификацию организмов
4) решает все перечисленные задачи.
33. Главное отличие бактериальной клетки от клеток других организмов:
1) наличие одного или нескольких жгутиков
2) отсутствие оформленного ядра
3) наличие клеточной мембраны ( стенки)
4) постоянная форма.
34. Бактерии, изогнутые в виде запятой, называются:
1) кокками 2) вибрионами 3) спириллами 4) бациллами
35. Наука о грибах называется:
1) цитологией 2) ботаникой 3) микологией 4) этнологией
36. Грибная клетка:
1) имеет хорошо выраженную клеточную стенку
2) не имеет клеточной стенки
37. Тела грибов могут быть:
1) только одноклеточными
2) только многоклеточными
3) одноклеточными и многоклеточными
38. Установите соответствие между классами червей и их представителями:
Классы представители
А) плоские черви 1) дождевой червь
Б) ленточные черви 2) печёночный сосальщик
В) круглые черви 3) бычий цепень
Г) кольчатые черви 4) молочная планария
Д) сосальщики 5) аскарида
39. Установите соответствие между одноклеточными животными и их способами передвижения:
Простейшие Способы передвижения
А) Амёба обыкновенная 1) реснички
Б) инфузория-туфелька 2) жгутики
В) эвглена зелёная 3) ложноножки
40.Установите соответствие между отрядами животных и их представителями
Отряды Представители
А) Хищные 1) медведь, 2) шимпанзе, 3) тюлень,
Б) Ластоногие 4) кабан , 5)лось, 6) горилла, 7) осёл
В) Китообразные 8) дельфин, 9) морж, 10) лисица,
Г) Парнокопытные 11) волк, 12) зубр, 13) лошадь,
Д) Непарнокопытные 14) тигр, 15) котик, 16) мартышка
Е) Приматы 17) корова, 18)лев, 19)кит, 20) зебра.
Рубежный контроль
Задание части А
1 В состав плазмы крови входят
а ) эритроциты; г )тромбоциты;
б ) вода; д) сыворотка;
в ) лейкоциты; е) фибриноген
2 Эритроциты обеспечивают:
а ) свёртывание крови в ) иммунитет
б ) перенос кислорода г ) ничего не делает
3 Лейкоциты обеспечивают:
а) иммунитет в ) перенос кислорода
б ) свертывание крови г ) ничего не делает
4 Где заканчивается малый круг кровообращения?
а ) в правом предсердии г ) в левом предсердии
б ) в левом желудочке в) в правом желудочке
5 Где начинается большой круг кровообращения?
а ) в правом предсердии г ) в левом предсердии
б ) в левом желудочке в) в правом желудочке
6 Какие признаки характерны для капилляров?
а ) высокое давление крови в ) низкое давление крови
б ) толстые, плотные стенки г ) тонкие, в один слой клеток стенки.
7 Является пульс результатом:
а ) движения крови
б ) колебаний стенок сосудов
в) ударов сердца
8 Какова функция кровообращения?
А ) связь органов меду собой г) перенос углекислого газа и
Б) перенос гормонов кислорода
В) перенос ферментов д) перенос питательных веществ
9 Гемоглобин содержится в
а) лейкоцитах в) тромбоцитах
б) эритроцитах г) моноцитах
10. Вещество, ускоряющее работу сердца
а) инсулин в) адреналин
б) ацетилхолин г) гемоглобин
11. На границе между предсердием и желудочком сердца имеются клапаны
а) округлые в) полулунные
б) цилиндрические г) створчатые
12. Сосуды, питающие непосредственно само сердце называются
а) полулунные в) сонные
б) коронарные г) округлые
13. Миокард –это
а) средний мышечный слой в) внутренний слой
б) наружный слой г) соединительный мышечный слой
14. Сосуды, на которых прощупывается пульс, называются
а) артерии в) капилляры
б) вены г) лимфатические
15. Установите соответствие между сосудами и способами остановки кровотечения.
Способы остановки Сосуды
А) Жгут-закрутка 1) капилляры
Б) тугая ,давящая повязка 2) вены
В) пальцевое прижатие 3) артерии
Г) обработка перидоксидом водорода, йодом
Е) наложение швов
Ж) простое бинтование
16. Внутренней средой организма являются:
а) кровь и лимфа
б) лимфа и тканевая жидкость
в) тканевая жидкость, лимфа, кровь
17. Вакцина- это
а) культура микробов б) культура ослабленных микробов
в) плазма крови от переболевших людей или животных
18. Антитела выделяют:
а) эпителиальные клетки б) лимфоциты в) эритроциты г) лейкоциты
19. Венами называются:
а) сосуды, по которым кровь течет к сердцу
б) сосуды, по которым кровь течет от сердца
в) мелкие кровеносные сосуды
20 . Сердце человека состоит из…
а) 2 камер б) 4 камеры в) 3 камеры
21. В деятельности сердца можно выделить:
а) три фазы б) две фазы в) четыре фазы г) пять фаз
22. Деятельность сердца регулирует:
а) нервная система б) гуморальная система в) нервная и гуморальная
23. Как называется самая крупная артерия?
а) сонная б) лёгочная в) подключичная г) аорта
24. Как называется нерв, замедляющий работу сердца?
а) блуждающий в) седалищный
б) симпатический г) импульсный
25. Когда давление в сосудах достигает максимальной величины?
а) после сокращения левого предсердия
б) после паузы сердца
в) после сокращения желудочков
г) после сокращения правого предсердия
26. Кто такие реципиенты:
а) люди, которые сдают кровь
б) люди , которым капают донорскую кровь
в) люди, которые больны заболевание крови
27. Автоматизм сердца — это его способность
1) изменять ритм работы под воздействием факторов внешней среды
2) изменять ритм работы под воздействием нервных импульсов, поступающих из центральной нервной системы
3) ритмически сокращаться без внешних раздражителей под воздействием импульсов, возникающих в нём самом
4) воспринимать гуморальные воздействия веществ, приносимых кровью
28. Какой буквой обозначено правое предсердие сердца человека?
1) А 2) Б 3) В 4) Г
29. Какой буквой на схеме большого круга кровообращения обозначены вены?
30. Дайте развёрнутый ответ:
Какие группы крови существуют?
2 вариант
1. Как называется нерв, замедляющий работу сердца?
а) блуждающий в) седалищный
б) симпатический г) импульсный
2. Когда давление в сосудах достигает максимальной величины?
а) после сокращения левого предсердия
б) после паузы сердца
в) после сокращения желудочков
г) после сокращения правого предсердия
3. Кто такие доноры:
а) люди, которые сдают кровь
б) люди , которым капают донорскую кровь
в) люди, которые больны заболевание крови
4. В деятельности сердца можно выделить:
а) три фазы б) две фазы в) четыре фазы г) пять фаз
5. Деятельность сердца регулирует:
а) нервная система б) гуморальная система в) нервная и гуморальная
6. Как называется самая крупная артерия?
а) сонная б) лёгочная в) подключичная г) аорта
7.Внутренней средой организма являются:
а) кровь и лимфа
б) лимфа и тканевая жидкость
в) тканевая жидкость, лимфа, кровь
8. Вакцина- это
а) культура микробов б) культура ослабленных микробов
в) плазма крови от переболевших людей или животных
9. Антитела выделяют:
а) эпителиальные клетки б) лимфоциты в) эритроциты г) лейкоциты
10. Венами называются:
а) сосуды, по которым кровь течет к сердцу
б) сосуды, по которым кровь течет от сердца
в) мелкие кровеносные сосуды
11 . Сердце человека состоит из…
а) 2 камер б) 4 камеры в) 3 камеры
12. Где заканчивается малый круг кровообращения?
а ) в правом предсердии г ) в левом предсердии
б ) в левом желудочке в) в правом желудочке
13. Где начинается большой круг кровообращения?
а ) в правом предсердии г ) в левом предсердии
б ) в левом желудочке в) в правом желудочке
14. Какие признаки характерны для капилляров?
а ) высокое давление крови в ) низкое давление крови
б ) толстые, плотные стенки г ) тонкие, в один слой клеток стенки.
15. Является пульс результатом:
а ) движения крови
б ) колебаний стенок сосудов
в) ударов сердца
16. Миокард –это
а) средний мышечный слой в) внутренний слой
б) наружный слой г) соединительный мышечный слой
17 . Сосуды, на которых прощупывается пульс, называются
а) артерии в) капилляры
б) вены г) лимфатические
18. Установите соответствие между сосудами и способами остановки кровотечения.
Способы остановки Сосуды
А) Жгут-закрутка 1) капилляры
Б) тугая ,давящая повязка 2) вены
В) пальцевое прижатие 3) артерии
Г) обработка перидоксидом водорода, йодом
Е) наложение швов
Ж) простое бинтование
19. Вещество, ускоряющее работу сердца
а) инсулин в) адреналин
б) ацетилхолин г) гемоглобин
20 . На границе между предсердием и желудочком сердца имеются клапаны
а) округлые в) полулунные
б) цилиндрические г) створчатые
21. Сосуды, питающие непосредственно само сердце называются
а) полулунные в) сонные
б) коронарные г) округлые
22. Какова функция кровообращения?
а ) связь органов меду собой г) перенос углекислого газа и
б) перенос гормонов кислорода
в) перенос ферментов д) перенос питательных веществ
23. Гемоглобин содержится в
а) лейкоцитах в) тромбоцитах
б) эритроцитах г) моноцитах
24 . Вещество, ускоряющее работу сердца
а) инсулин в) адреналин
б) ацетилхолин г) гемоглобин
25 В состав плазмы крови входят
а ) эритроциты; г )тромбоциты;
б ) вода; д) сыворотка;
в ) лейкоциты; е) фибриноген
26. Эритроциты обеспечивают:
а ) свёртывание крови в ) иммунитет
б ) перенос кислорода г ) ничего не делает
27. Какой буквой обозначен на рисунке левый желудочек сердца человека?
.1) А 2) Б 3) В 4) Г
28. Какой буквой на схеме большого круга кровообращения обозначены артерии?
1) А 2) Б 3) В 4) Г
29. Автоматизм сердца — это его способность
1) изменять ритм работы под воздействием факторов внешней среды
2) изменять ритм работы под воздействием нервных импульсов, поступающих из центральной нервной системы
3) ритмически сокращаться без внешних раздражителей под воздействием импульсов, возникающих в нём самом
4) воспринимать гуморальные воздействия веществ, приносимых кровью
30. Дать развёрнутый ответ:
Каков состав крови?
Итоговый контроль
1 вариант
1. Какие из названных костей имеют только красный костный мозг:
1) длинные 3) короткие
2) трубчатые 40 губчатые
2. к грудине прикрепляются:
А): 1) 7, 2) 10, 3) 12 пар рёбер
Свободными остаются:
Б): 1) 2, 2) 1, 3) 4, 4) 3 пар рёбер.
3. Какая часть кости является кроветворным органом?
1) надкостница 3) хрящ
2) костная ткань 4) красный костный мозг
4. В каких органах находятся гладкие мышцы:
1) в желудке 3) в кишечнике
2) в артериях 4) в органах опорно-двигательного аппарата
5. Какие вещества и процессы являются источником энергии при работе мышц?
1) АТФ 2) глюкоза 3) кислород 4) вода
6. Какие мышцы работают произвольно?
1)гладкие 2) сердечная 3) поперечнополосатые
7. Плазма крови- это
1) неклеточное вещество 2) особый тип соединительной ткани
8. Какой форменный элемент крови участвует в передаче крови организму?
1) лейкоцит 2) тромбоцит 3) эритроцит 4) моноцит
9. Какие форменные элементы крови участвуют в её свёртывании:
1) эритроциты 2) тромбоциты 3) лейкоциты 4) моноциты
10. Кому принадлежит заслуга в создании учения об иммунитете:
1) М.В. Ломоносову 3) И.М. Сеченову
2) И.П. Павлову 4) И.И. Мечникову
11. По наличию каких веществ в крови делят кровь на группы:
1) фибрин 3) агглютинины
2) фибриноген 4) агглютиногены
12. Где начинается А и где заканчивается Б большой круг кровообращения:
1) правое предсердие 3) левый желудочек
2) левое предсердие 4) правый желудочек
13. Антитела выделяют:
1) эпителиальные клетки 2) лимфоциты 30 эритроциты
14. Где происходит газообмен в малом круге кровообращения:
1) клетки тела 2) клетки кожи 3) лёгкие
15.Какая кровь движется по легочной вене:
1) венозная 2) артериальная 3) капиллярная
16. Где расположен дыхательный центр
1) лёгкие 2) мозжечок
3) продолговатый мозг 4) кора больших полушарий
17. Под влиянием чего могут осуществляться дыхательные движения:
1) сознания 2) концентрации углекислоты в крови
3) автоматии дыхательного центра 4) вегетативной нервной системы
18. Какие мышцы участвуют в дыхательных движениях:
1) диафрагма 3) межреберные мышцы
2) спинные мышцы 4) брюшные мышцы
19. Какие вещества расщепляют ферменты желудочного сока
1) белки 2) жиры 3) углеводы 4) витамины
20. Каждая челюсть имеет следующую зубную формулу:
1) 4 2 2 3 2) 2 2 2 3 3) 1 1 1 3 4) 2 1 3 3
21. Дентин- это…
1) коронка зуба 3) мягкая ткань между эмалью и пульпой
2) плотное костноподобное вещество 40 пульпа
22 Какие витамины нерастворимы в воде:
1) А 2) В1 3) В2 4) С 5) Д
23. При недостатке какого витамина нарушается минеральный состав костей:
1) А 2) В6 3) С 4) Д 5) В12
24. Недостаток какого витамина приводит к малокровию
1) А 2) В1 3) РР 4) В12 5) С 6) Д
25. Сопротивляемость организма к простудным заболеваниям повышает витамин:
1) А 2) С 3) РР 4) Д 5) В2 6) В6
26. В какой части почки находятся капсулы:
1) лоханка 2) кора 3) мозговой слой 4) пирамиды
27. Где происходит фильтрация крови в почках:
1) пирамидки 2) лоханка 3)капсулы 4) мозговой слой
28. Что выходит в капсулу из клубочка капилляров:
1) вода 2) белок 3) глюкоза 4) мочевина 5) соли 6) клетки крови
29. В кровяное русло при образовании вторичной мочи возвращается:
1) вода 2) соли 3) мочевина 4) глюкоза
30. Какие органы и системы органов выполняют выделительную функцию
1) почки 2) лёгкие 3) кожа 4) печень 5) желудок 6) кишечник
31. В каком слое кожи находится скопление потовых и сальных желёз. волосяные сумки:
1) эпидермис 2) собственно кожа 3) подкожная жировая клетчатка
32. Терморегуляция кожи выражается в:
1) испарение пота 2) расширение сосудов
3) сужение сосудов 4) появлении « гусиной кожи»
33. Серое вещество мозга состоит из:
1) нервных клеток 2) отростков нервных клеток
3) нервных волокон 4) тел нервных клеток
34. Сколько пар черепно-мозговых нервов отходят от головного мозга
1) 10 2) 12 3) 20 4) 24
35. Какие органы иннервирует вегетативная нервная система:
1) мышцы рук 2) мышцы ног 3) желудок 4) сосуды
36. Воздействие каких нервов вызывает учащение сердцебиение А,
сужение сосудов сердца Б:
1) спинномозговые 2) симпатические
3) парасимпатические 4) черепные
37. Где находится зрительная зона коры больших полушарий головного мозга:
1) теменная доля 2) височная доля 3) затылочная доля 40 лобная доля
38. В какой оболочке глаза находятся светочувствительные рецепторы-
палочки и колбочки:
1) белочная 2) сосудистая 3) радужная 4) сетчатка
39. Полость внутреннего уха заполнена:
1) воздухом 2) жидкостью 3) вакуумом
40. Во внутреннем ухе есть:
1) ушные косточки 2) улитка 3) полукружные каналы 4) слуховой проход
41. Какие особенности характеризуют условные рефлексы:
1) врождённые 2)наследственные 3) видовые 4) постоянные 5) приобретённые 6) индивидуальные 7) временные
42. Какой химический элемент является действующим началом в гормоне щитовидной железы:
1) бром 2) йод 3) калий 4) кальций 5) железо 6) цинк 7) хлор
43 Какие болезни развиваются при недостатке гормона щитовидной железы:
1) микседема 2) базедова болезнь 3) гигантизм 4) кретинизм
44. Какие клетки вырабатывают семенники:
1) сперматозоиды 2) яйцеклетки
45. Какое число хромосом в ядрах половых клеток и других клетках человека:
1) 20 2) 23 3) 25 4) 40 5) 46 6) 48
2 вариант
1. Во внутреннем ухе есть:
1) ушные косточки 2) улитка 3) полукружные каналы 4) слуховой проход
2. Какие особенности характеризуют условные рефлексы:
1) врождённые 2)наследственные 3) видовые 4) постоянные 5) приобретённые 6) индивидуальные 7) временные
3. Какой химический элемент является действующим началом в гормоне щитовидной железы:
1) бром 2) йод 3) калий 4) кальций 5) железо 6) цинк 7) хлор
4 Какие болезни развиваются при недостатке гормона щитовидной железы:
1) микседема 2) базедова болезнь 3) гигантизм 4) кретинизм
5. Какие клетки вырабатывают семенники:
1) сперматозоиды 2) яйцеклетки
6. Какое число хромосом в ядрах половых клеток и других клетках человека:
1) 20 2) 23 3) 25 4) 40 5) 46 6) 48
7.Воздействие каких нервов вызывает учащение сердцебиение А,
сужение сосудов сердца Б:
1) спинномозговые 2) симпатические
3) парасимпатические 4) черепные
8. Где находится зрительная зона коры больших полушарий головного мозга:
1) теменная доля 2) височная доля 3) затылочная доля 40 лобная доля
9. В какой оболочке глаза находятся светочувствительные рецепторы-
палочки и колбочки:
1) белочная 2) сосудистая 3) радужная 4) сетчатка
10. Полость внутреннего уха заполнена:
1) воздухом 2) жидкостью 3) вакуумом
11.В кровяное русло при образовании вторичной мочи возвращается:
1) вода 2) соли 3) мочевина 4) глюкоза
12. Какие органы и системы органов выполняют выделительную функцию
1) почки 2) лёгкие 3) кожа 4) печень 5) желудок 6) кишечник
13. В каком слое кожи находится скопление потовых и сальных желёз. волосяные сумки:
1) эпидермис 2) собственно кожа 3) подкожная жировая клетчатка
14. Терморегуляция кожи выражается в:
1) испарение пота 2) расширение сосудов
3) сужение сосудов 4) появлении « гусиной кожи»
15. Серое вещество мозга состоит из:
1) нервных клеток 2) отростков нервных клеток
3) нервных волокон 4) тел нервных клеток
16. Сколько пар черепно-мозговых нервов отходят от головного мозга
1) 10 2) 12 3) 20 4) 24
17. Какие органы иннервирует вегетативная нервная система:
1) мышцы рук 2) мышцы ног 3) желудок 4) сосуды
18.Сопротивляемость организма к простудным заболеваниям повышает витамин:
1) А 2) С 3) РР 4) Д 5) В2 6) В6
19. В какой части почки находятся капсулы:
1) лоханка 2) кора 3) мозговой слой 4) пирамиды
20. Где происходит фильтрация крови в почках:
1) пирамидки 2) лоханка 3)капсулы 4) мозговой слой
21. Что выходит в капсулу из клубочка капилляров:
1) вода 2) белок 3) глюкоза 4) мочевина 5) соли 6) клетки крови
22. Какие витамины нерастворимы в воде:
1) А 2) В1 3) В2 4) С 5) Д
23. При недостатке какого витамина нарушается минеральный состав костей:
1) А 2) В6 3) С 4) Д 5) В12
24. Недостаток какого витамина приводит к малокровию
1) А 2) В1 3) РР 4) В12 5) С 6) Д
25. Какая часть кости является кроветворным органом?
1) надкостница 3) хрящ
2) костная ткань 4) красный костный мозг
26. Какая кровь движется по легочной вене:
1) венозная 2) артериальная 3) капиллярная
27. Где расположен дыхательный центр
1) лёгкие 2) мозжечок
3) продолговатый мозг 4) кора больших полушарий
28. Под влиянием чего могут осуществляться дыхательные движения:
1) сознания 2) концентрации углекислоты в крови
3) автоматии дыхательного центра 4) вегетативной нервной системы
29. Какие мышцы участвуют в дыхательных движениях:
1) диафрагма 3) межреберные мышцы
2) спинные мышцы 4) брюшные мышцы
30. Какие вещества расщепляют ферменты желудочного сока
1) белки 2) жиры 3) углеводы 4) витамины
31. Каждая челюсть имеет следующую зубную формулу:
1) 4 2 2 3 2) 2 2 2 3 3) 1 1 1 3 4) 2 1 3 3
32. Дентин- это…
1) коронка зуба 3) мягкая ткань между эмалью и пульпой
2) плотное костноподобное вещество 4) пульпа
33.Антитела выделяют:
1) эпителиальные клетки 2) лимфоциты 3) эритроциты
34. Где происходит газообмен в малом круге кровообращения:
1) клетки тела 2) клетки кожи 3) лёгкие
35. К грудине прикрепляются:
А): 1) 7, 2) 10, 3) 12 пар рёбер
Свободными остаются:
Б): 1) 2, 2) 1, 3) 4, 4) 3 пар рёбер
36. По наличию каких веществ в крови делят кровь на группы:
1) фибрин 3) агглютинины
2) фибриноген 4) агглютиногены
37. Где начинается А и где заканчивается Б большой круг кровообращения:
1) правое предсердие 3) левый желудочек
2) левое предсердие 4) правый желудочек
38. Антитела выделяют:
1) эпителиальные клетки 2) лимфоциты 30 эритроциты
39.Какие вещества и процессы являются источником энергии при работе мышц?
1) АТФ 2) глюкоза 3) кислород 4) вода
40. Какие мышцы работают произвольно?
1)гладкие 2) сердечная 3) поперечнополосатые
41. Плазма крови- это
1) неклеточное вещество 2) особый тип соединительной ткани
42. Какой форменный элемент крови участвует в передаче крови организму?
1) лейкоцит 2) тромбоцит 3) эритроцит 4) моноцит
43. Какие форменные элементы крови участвуют в её свёртывании:
1) эритроциты 2) тромбоциты 3) лейкоциты 4) моноциты
44. Кому принадлежит заслуга в создании учения об иммунитете:
1) М.В. Ломоносову 3) И.М. Сеченову
2) И.П. Павлову 4) И.И. Мечникову
45. Какие из названных костей имеют только красный костный мозг:
1) длинные 3) короткие
2) трубчатые 40 губчатые
Шенцева Елена Александровна, учитель биологии.