Конспект учебного занятия по литературе
на основе технологии проблемно-диалогического обучения.
Тема: Особенности композиции комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
(9 класс).
Цели:
-
совершенствование навыка анализа текста;
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-
воспитание активной личности.
Задачи:
-
Образовательные
-
формировать умение применять на практике знания теории литературы;
-
развивать навыки рассуждения, способность воспринимать и усваивать информацию;
-
обогащать словарный запас учащихся;
-
Развивающие:
-
развивать представление об основных родах литературы, понятие о сюжете и композиции;
-
развивать критическое мышление;
-
развивать внимание;
-
формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные);
-
развивать творческие, речевые способности учащихся;
-
развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
-
развивать умение формулировать проблему;
-
Воспитательные:
-
научить взаимодействовать учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу;
-
воспитывать эстетически подготовленного читателя, учить понимать искусство;
-
формировать коммуникативные УУД.
Метод ПДО выбран неслучайно. Он помогает учащимся не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнёра, воображение).
План этапов урока (комментарий к речевому поведению учителя даётся курсивом):
-
Введение материала. Подводящие к теме задания.
-
Восстановите из рассыпанных предложений текст анекдота из сборника «Музыканты смеются». Что помогло вам сделать это правильно? (Знание композиции текста повествования)
Он попросил извозчика быстрее ехать к театру.
«Вы шутите?» —
«Десять франков».
ответил Паганини.
Паганини опаздывал на концерт.
спросил он у извозчика.
«И не думаю. Возьмёте же вы по десять франков с каждого, кто будет слушать сегодня вашу игру на одной струне!»
«Сколько следует заплатить вам?»
«Хорошо, я заплачу вам десять франков только в том случае, если вы довезёте меня до театра на одном колесе».
Ответ. Паганини опаздывал на концерт. Он попросил извозчика быстрее ехать к театру. «Сколько следует заплатить вам?» — спросил он у извозчика. — « Десять франков».- «Вы шутите?» — «И не думаю. Возьмёте же вы по десять франков с каждого, кто будет слушать сегодня вашу игру на одной струне!» — «Хорошо, я заплачу вам десять франков только в том случае, если вы довезёте меня до театра на одном колесе», — ответил Паганини.
-
Дайте определение композиции. Чей ответ точнее и почему?
-
Подберите синонимы к слову «своеобразный». Кто больше?
-
– С учётом опорных слов «композиция» и «своеобразие» сформулируйте тему урока по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» самостоятельно.
Актуализация знаний.
— К какому роду, жанру можно отнести литературное произведение «Горе от ума»?
-В какое время написана комедия?
— Каких правил придерживались писатели-классицисты, создавая драму?
Определение проблемной ситуации.
Перу известного русского критика 19 века В. Г. Белинского принадлежит высказывание: «В комедии «Горе от ума» Грибоедов отверг весь скрытый механизм старинной драмы».
— Какой у вас возникает вопрос? Что нам сегодня предстоит выяснить? (Отступил ли Грибоедов от правила «трёх единств»?)
Побуждение к выдвижению гипотез
— Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?
( 1 версия — Грибоедов следовал классическим образцам; 2 версия – Грибоедов – новатор)
Побуждение к проверке гипотезы
-Как можно проверить эту гипотезу? (Пересмотреть комедию, выяснить, соблюдал ли Грибоедов в своей пьесе единство места, времени, действия.)
Поиск решения.
Открытие нового знания.
Сообщения учащихся о спорах в русской критике начала 19 века (Дмитриев, Катенин, Вяземский, Кюхельбекер, Гончаров) относительно композиции комедии.
Проверка гипотез учениками.
Работа в группах.
— Определите опорные точки композиции пьесы. Соотнесите их с элементами композиции (завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой).
-
Воспроизведение. Выражение решения. Отчёты групп.
Общая беседа.
-С чего начинается пьеса и чем заканчивается? Как называется такой композиционный приём? (Повтор) В чём его смысл?
— Какую парадигму заимствовал Грибоедов у писателей-романтиков в расстановке образов? (Герой – толпа) На каком литературном приёме она основывается? (Антитеза)
— Одинок ли Чацкий? Назовите Чацких наших дней.
-Какова идея пьесы «Горе от ума»? Как композиция служит раскрытию идеи произведения?
Реализация и представление продукта.
— Используя новые знания, составьте схему, напишите рассказ, афоризм, выполните рисунок на тему сегодняшнего урока (1 творческую работу на выбор).
Оформление доски:
Примерная схема анализа композиции:
-
Род, жанр произведения, его законы.
-
Опорные точки композиции.
-
Действие композиционных приёмов (повтор, противопоставление).
-
Система образов.
-
Количество сюжетных линий, точки их пересечения.
-
Содержательный и эстетический смысл композиции сюжета.
III. Итог урока. Рефлексия.
— Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
– Чьи версии подтвердились?
– Как оцениваете свою работу?
Технологическая карта урока
Предмет: литература
Класс: 9
Тип урока: изучение нового материала
Особенности композиции комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» |
| ||||||||
Цель | совершенствование навыка анализа текста |
| |||||||
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
| |||||||
УУД | ЛичностныеУУД: — формирование положительной учебной мотивации, понимание смысла учебной деятельности. Регулятивные УУД: — формулировать тему и цель урока с помощью учителя; — учиться высказывать своё предположение; — определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем. Коммуникативные УУД: — слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог. Познавательные УУД: -умение преобразовывать, использовать и воспроизводить информацию, наблюдать и делать выводы. |
| |||||||
|
|
| |||||||
Основные понятия | Драма, комедия, композиция, опорные точки композиции, действие, сюжет, конфликт, антитеза, повтор, система персонажей, герой. |
| |||||||
Межпредметные связи | Литература, русский язык, мировая художественная культура. |
| |||||||
|
|
| |||||||
Формы работы на уроке | (Ф)- фронтальная, (И) – индивидуальная, (П) – парная,( Г) – групповая |
| |||||||
Технология | Технология проблемного диалога. |
| |||||||
|
|
|
|
|
| ||||
| |||||||||
|
|
| |||||||
|
|
| |||||||
|
|
| |||||||
|
|
| |||||||
|
|
| |||||||
|
|
|
Деятельность | Деятельность | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланирован ных результатов | Планируемые результаты | ||
Предмет ные | УУД | ||||
Орг. момент | погружение в учебную ситуацию | мотивация учащихся, разъяснение целей и задач урока, вводное слово |
|
| Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы). Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества). Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование) |
Введение материала Время:8мин. Подводящие к теме задания Актуализация знаний |
чтение рассыпанных предложений, составление из них связного текста, подбор синонимов повторение изученного |
проверка правильности выполнения заданий,
коррекция ответов учащихся направление хода обсуждения, | (П) Восстановите из рассыпанных предложений текст анекдота из сборника «Музыканты смеются». Что помогло вам сделать это правильно? -Дайте определение композиции. Чей ответ точнее и почему? -Подберите синонимы к слову «своеобразный». Кто больше? (Ф) — К какому роду, жанру можно отнести литературное произведение «Горе от ума»? -В какое время написана комедия? — Каких правил придерживались писатели-классицисты, создавая драму? | Умение строить текст-повествование по опорным точкам композиции.
Умение определять принадлежность произведения к роду, жанру. Знать основные этапы жизни и творчества Грибоедова, наиболее важные сведения о классицизме. | Регулятивные (знать алгоритм (модель учебных действий при создании художественного текста). Познавательные (умение выстраивать логическую цепочку рассуждения). Коммуникативные (умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера). Личностные (умение выражать собственное отношение к поставленной проблеме). |
Создание проблемной ситуации Время: 4 мин. Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез |
ответы на вопросы учителя |
побуждающие вопросы | Перу известного русского критика 19 века В. Г. Белинского принадлежит высказывание: «В комедии «Горе от ума» Грибоедов отверг весь скрытый механизм старинной драмы». — Какой у вас возникает вопрос? Что нам сегодня предстоит выяснить? (Отступил ли Грибоедов от правила «трёх единств»?) — Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? | Уметь правильно и бегло читать вслух.
Уметь грамотно выражать собственное мнение. | Регулятивные (осмысленное действие). Коммуникативные (контроль и оценка своих действий). Личностные (способствовать гармоничному развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию). |
Поиск решения Открытие нового знания Проверка гипотез учениками |
инд. сообщения уч-ся,
обсуждение проблемы в группах
|
организация прослушивания сообщения, организация групповой работы, консультирование учащихся, уточнение неясных моментов, помощь в преодолении затруднений
| (И) — Что вам известно о спорах относительно композиции комедии в русской критике начала 19 века (Дмитриев, Кюхельбекер, Гончаров).
(Г) — Определите опорные точки композиции пьесы. Соотнесите их с элементами композиции (завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой). Не забывайте, что в комедии Грибоедова два конфликта, две сюжетные линии. Укажите точки пересечения сюжетных линий. | Уметь готовить сообщение на заданную литературную тему (по одному источнику). Знать оценку «Горя от ума» в критических статьях Дмитриева, Кюхельбекера, Гончарова. Знать основные признаки понятия композиция.
Уметь выборочно читать, находить необходимый материал в тексте произведения. | Регулятивные (осмысленное действие). Познавательные (работа с прослушанным и прочитанным текстом, наблюдение и умение делать самостоятельные выводы). Коммуникативные (контроль, коррекция и оценка действий партнера). Личностные (нравственно-моральное оценивание). |
Воспроизведение Время: 12 мин. Выражение решения Общая беседа
Реализация и представление продукта |
Отчёты групп-участников диалога ответы на проблемные вопросы выполнение творческого задания |
коррекция ответов учащихся,
направление хода дискуссии, инструктаж по выполнению творческого задания | (Г) — Поделитесь своими открытиями с другими группами.
(Ф) -С чего начинается пьеса и чем заканчивается? Как называется такой композиционный приём? (Повтор) В чём его смысл? (И) — Используя новые знания, составьте схему, напишите рассказ, афоризм, выполните рисунок на тему сегодняшнего урока. (Примерная схема анализа композиции прилагается). | Уметь создавать устные и письменные сочинения-рассуждения по изученному произведению. | Регулятивные (осмысленное действие при речевом оформлении текста). Познавательные (умение преобразовывать, использовать и воспроизводить информацию при выполнении творческой работы). Коммуникативные (умение высказывать своё предположение, обосновывать его). Личностные (смыслообразова ние). |
Итог урока. Рефлексия | Формулирование выводов по уроку, самоанализ деятельности | Формулирование выводов по уроку, организация работы уч-ся по самоанализу деятельности | (Ф) — Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? – Чьи версии подтвердились? – Как оцениваете свою работу?
. | Знать особенности композиции изучаемого произведения. | Регулятивные (речевое оформление). Познавательные (анализ проделанной работы, полученных знаний и умений). Коммуникативные (развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи). Личностные (осознание значимости урока, смыслообразование, духовно-нравственное оценивание). |
Литература.
-
А. С. Грибоедов в русской критике. М., 1958.
-
Тынянов Ю. Н. Сюжет «Горя от ума»// Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1969.
-
Асмолов А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли/ Под ред. А.Г. Асмолова, — М. Просвещение, 2008.
-
Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 1999. – С.127-160.
-
Коровина В. Я. Литература. 9 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1.- М.: Просвещение, 2011
-
Литература: Учимся понимать художественный текст: Задачник – практикум: 8-11 кл. / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая, С. А. Шаповал. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001. – С.172
-
Нетрадиционные формы организации уроков русского языка и литературы/ Сост. Н. В. Беляева, Н. М. Лебедев.- Тверь, 1993.