Конспект учебного занятия по литературе

на основе технологии проблемно-диалогического обучения.

Тема: Особенности композиции комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

(9 класс).

Цели:

  • совершенствование навыка анализа текста;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • воспитание активной личности.

Задачи:

  1. Образовательные

  • формировать умение применять на практике знания теории литературы;

  • развивать навыки рассуждения, способность воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  1. Развивающие:

  • развивать представление об основных родах литературы, понятие о сюжете и композиции;

  • развивать критическое мышление;

  • развивать внимание;

  • формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные);

  • развивать творческие, речевые способности учащихся;

  • развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развивать умение формулировать проблему;

  1. Воспитательные:

  • научить взаимодействовать учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу;

  • воспитывать эстетически подготовленного читателя, учить понимать искусство;

  • формировать коммуникативные УУД.

Метод ПДО выбран неслучайно. Он помогает учащимся не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнёра, воображение).

План этапов урока (комментарий к речевому поведению учителя даётся курсивом):

  1. Введение материала. Подводящие к теме задания.

  1. Восстановите из рассыпанных предложений текст анекдота из сборника «Музыканты смеются». Что помогло вам сделать это правильно? (Знание композиции текста повествования)

Он попросил извозчика быстрее ехать к театру.

«Вы шутите?» —

«Десять франков».

ответил Паганини.

Паганини опаздывал на концерт.

спросил он у извозчика.

«И не думаю. Возьмёте же вы по десять франков с каждого, кто будет слушать сегодня вашу игру на одной струне!»

«Сколько следует заплатить вам?»

«Хорошо, я заплачу вам десять франков только в том случае, если вы довезёте меня до театра на одном колесе».

Ответ. Паганини опаздывал на концерт. Он попросил извозчика быстрее ехать к театру. «Сколько следует заплатить вам?» — спросил он у извозчика. — « Десять франков».- «Вы шутите?» — «И не думаю. Возьмёте же вы по десять франков с каждого, кто будет слушать сегодня вашу игру на одной струне!» — «Хорошо, я заплачу вам десять франков только в том случае, если вы довезёте меня до театра на одном колесе», — ответил Паганини.

  1. Дайте определение композиции. Чей ответ точнее и почему?

  2. Подберите синонимы к слову «своеобразный». Кто больше?

  3. С учётом опорных слов «композиция» и «своеобразие» сформулируйте тему урока по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» самостоятельно.

Актуализация знаний.

К какому роду, жанру можно отнести литературное произведение «Горе от ума»?

-В какое время написана комедия?

— Каких правил придерживались писатели-классицисты, создавая драму?

Определение проблемной ситуации.

Перу известного русского критика 19 века В. Г. Белинского принадлежит высказывание: «В комедии «Горе от ума» Грибоедов отверг весь скрытый механизм старинной драмы».

— Какой у вас возникает вопрос? Что нам сегодня предстоит выяснить? (Отступил ли Грибоедов от правила «трёх единств»?)

Побуждение к выдвижению гипотез

Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

( 1 версия — Грибоедов следовал классическим образцам; 2 версия – Грибоедов – новатор)

Побуждение к проверке гипотезы

-Как можно проверить эту гипотезу? (Пересмотреть комедию, выяснить, соблюдал ли Грибоедов в своей пьесе единство места, времени, действия.)

Поиск решения.

Открытие нового знания.

Сообщения учащихся о спорах в русской критике начала 19 века (Дмитриев, Катенин, Вяземский, Кюхельбекер, Гончаров) относительно композиции комедии.

Проверка гипотез учениками.

Работа в группах.

— Определите опорные точки композиции пьесы. Соотнесите их с элементами композиции (завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой).

  1. Воспроизведение. Выражение решения. Отчёты групп.

Общая беседа.

-С чего начинается пьеса и чем заканчивается? Как называется такой композиционный приём? (Повтор) В чём его смысл?

— Какую парадигму заимствовал Грибоедов у писателей-романтиков в расстановке образов? (Герой – толпа) На каком литературном приёме она основывается? (Антитеза)

— Одинок ли Чацкий? Назовите Чацких наших дней.

-Какова идея пьесы «Горе от ума»? Как композиция служит раскрытию идеи произведения?

Реализация и представление продукта.

— Используя новые знания, составьте схему, напишите рассказ, афоризм, выполните рисунок на тему сегодняшнего урока (1 творческую работу на выбор).

Оформление доски:

Примерная схема анализа композиции:

  1. Род, жанр произведения, его законы.

  2. Опорные точки композиции.

  3. Действие композиционных приёмов (повтор, противопоставление).

  4. Система образов.

  5. Количество сюжетных линий, точки их пересечения.

  6. Содержательный и эстетический смысл композиции сюжета.

III. Итог урока. Рефлексия.

— Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Чьи версии подтвердились?

Как оцениваете свою работу?

Технологическая карта урока
Предмет: литература
Класс: 9
Тип урока: изучение нового материала

Тема

 Особенности композиции комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Цель

 совершенствование навыка анализа текста

Задачи

Образовательные:

  • формировать умение применять на практике знания теории литературы;

  • развивать навыки рассуждения, способность воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие:

  • развивать представление об основных родах литературы, понятие о сюжете и композиции;

  • развивать критическое мышление;

  • развивать внимание;

  • формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные);

  • развивать творческие, речевые способности учащихся;

  • развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развивать умение формулировать проблему;

Воспитательные:

  • научить взаимодействовать учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу;

  • воспитывать эстетически подготовленного читателя, учить понимать искусство;

  • формировать коммуникативные УУД.

УУД

ЛичностныеУУД:  

— формирование положительной учебной мотивации, понимание смысла учебной деятельности.

 Регулятивные УУД:

— формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

— учиться высказывать своё предположение;

— определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

 Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.

Познавательные УУД:

-умение преобразовывать, использовать и воспроизводить информацию, наблюдать и делать выводы.

Основные понятия

Драма, комедия, композиция, опорные точки композиции, действие, сюжет, конфликт, антитеза, повтор, система персонажей, герой.

Межпредметные связи

 Литература, русский язык, мировая художественная культура.

Формы работы на уроке

(Ф)- фронтальная, (И) – индивидуальная, (П) – парная,( Г) – групповая

Технология

Технология  проблемного  диалога.

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланирован ных результатов

Планируемые результаты

Предмет ные

УУД

Орг. момент
Время:
3 мин

погружение в учебную ситуацию

мотивация учащихся, разъяснение целей и задач урока, вводное слово

 

 

Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование)

Введение материала

Время:8мин.
Этапы:

Подводящие к теме задания

Актуализация знаний

чтение рассыпанных предложений, составление из них связного текста,

подбор синонимов

повторение изученного

 

проверка правильности выполнения заданий,

коррекция ответов учащихся 

 направление хода обсуждения,

(П) Восстановите из рассыпанных предложений текст анекдота из сборника «Музыканты смеются». Что помогло вам сделать это правильно?

 -Дайте определение композиции. Чей ответ точнее и почему?

-Подберите синонимы к слову «своеобразный». Кто больше?

(Ф)

— К какому роду, жанру можно отнести литературное произведение «Горе от ума»?

-В какое время написана комедия?

— Каких правил придерживались писатели-классицисты, создавая драму?

 Умение строить текст-повествование по опорным точкам композиции.

Умение определять принадлежность произведения к роду, жанру.

Знать основные этапы жизни и творчества Грибоедова, наиболее важные сведения о классицизме.

 Регулятивные (знать алгоритм (модель учебных действий при создании художественного текста).

Познавательные (умение выстраивать логическую цепочку рассуждения).

Коммуникативные (умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера).

Личностные (умение выражать собственное отношение к поставленной проблеме).

Создание проблемной ситуации

Время:

4 мин.
Этапы:

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

 

ответы на вопросы учителя

 

побуждающие вопросы

 Перу известного русского критика 19 века В. Г. Белинского принадлежит высказывание: «В комедии «Горе от ума» Грибоедов отверг весь скрытый механизм старинной драмы».

— Какой у вас возникает вопрос? Что нам сегодня предстоит выяснить? (Отступил ли Грибоедов от правила «трёх единств»?)

— Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

 Уметь правильно и бегло читать вслух.

Уметь грамотно выражать собственное мнение.

 Регулятивные (осмысленное действие).

Коммуникативные (контроль и оценка своих действий).

Личностные (способствовать гармоничному развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию).

Поиск решения


 Время: 15 мин.
Этапы:

Открытие нового знания

Проверка гипотез учениками

 

инд. сообщения уч-ся,

обсуждение проблемы в группах

 

 

 

организация прослушивания сообщения,

организация групповой работы,

 консультирование учащихся, уточнение неясных моментов, помощь в преодолении затруднений

 

(И)

— Что вам известно о спорах относительно композиции комедии в русской критике начала 19 века (Дмитриев, Кюхельбекер, Гончаров).

(Г)

— Определите опорные точки композиции пьесы. Соотнесите их с элементами композиции (завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой). Не забывайте, что в комедии Грибоедова два конфликта, две сюжетные линии.

Укажите точки пересечения сюжетных линий. 

 Уметь готовить сообщение на заданную литературную тему (по одному источнику).

Знать оценку «Горя от ума» в критических статьях Дмитриева, Кюхельбекера, Гончарова.

Знать основные признаки понятия композиция.

Уметь выборочно читать, находить необходимый материал в тексте произведения.

 Регулятивные (осмысленное действие).

Познавательные (работа с прослушанным и прочитанным текстом, наблюдение и умение делать самостоятельные выводы).

Коммуникативные (контроль, коррекция и оценка действий партнера).

Личностные (нравственно-моральное оценивание).

Воспроизведение

Время: 12 мин.
Этапы:

Выражение решения

Общая беседа

Реализация и представление продукта

 

Отчёты групп-участников диалога

 ответы на проблемные вопросы

 выполнение творческого задания

 

коррекция ответов учащихся,

направление хода дискуссии,

инструктаж по выполнению творческого задания

(Г)

Поделитесь своими открытиями с другими группами.

(Ф)

-С чего начинается пьеса и чем заканчивается?

Как называется такой композиционный приём? (Повтор) В чём его смысл?

(И)

— Используя новые знания, составьте схему, напишите рассказ, афоризм, выполните рисунок на тему сегодняшнего урока. (Примерная схема анализа композиции прилагается).

 Уметь создавать устные и письменные сочинения-рассуждения по изученному произведению.

 Регулятивные (осмысленное действие при речевом оформлении текста).

Познавательные (умение преобразовывать, использовать и воспроизводить информацию при выполнении творческой работы).

Коммуникативные (умение высказывать своё предположение, обосновывать его).

Личностные (смыслообразова

ние).

Итог урока. Рефлексия
Время: 3 мин.

Формулирование выводов по уроку, самоанализ деятельности

 Формулирование выводов по уроку, организация работы уч-ся по самоанализу деятельности

(Ф)

 — Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Чьи версии подтвердились?

Как оцениваете свою работу?

.

 Знать особенности композиции изучаемого произведения.

 Регулятивные (речевое оформление).

Познавательные (анализ проделанной работы, полученных знаний и умений).

Коммуникативные (развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи). Личностные (осознание значимости урока, смыслообразование, духовно-нравственное оценивание).

 

Литература.

  1. А. С. Грибоедов в русской критике. М., 1958.

  2. Тынянов Ю. Н. Сюжет «Горя от ума»// Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1969.

  3. Асмолов А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли/ Под ред. А.Г. Асмолова, — М. Просвещение, 2008.

  4. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 1999. – С.127-160.

  5. Коровина В. Я. Литература. 9 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1.- М.: Просвещение, 2011

  6. Литература: Учимся понимать художественный текст: Задачник – практикум: 8-11 кл. / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая, С. А. Шаповал. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001. – С.172

  7. Нетрадиционные формы организации уроков русского языка и литературы/ Сост. Н. В. Беляева, Н. М. Лебедев.- Тверь, 1993.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here