Муниципальное казенное
Общеобразовательное учреждение-
Мироновская средняя общеобразовательная школа
Структурное подразделение
Петрушинская основная общеобразовательная школа
Баганского района новосибирской области
Утверждаю:
Директор школы Ширяев С.П
________________________г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по биологии «Тайны живой природы»
для обучающихся 9 класса на 2014-2015 учебный год
Составитель: Евсюкова Наталья Васильевна
Учитель географии-биологии
Пояснительная записка
Курс «Тайны живой природы» предназначен для учащихся 9-х классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней школе.
Программа составлена на основе программы Бровкина Е.Т., Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.С. , Предпрофильная подготовка учащихся основной школы:Учебные программы элективных курсов по естественно-математическим дисциплинам/Сост. А.Ю. Пентин. – М.: АПКиРО, 2004.-132 с.
Содержание курса рассчитано на изучение в течение 16 часов и включает пять занятий: «Проблемы сущности и происхождения жизни на Земле», «Загадки эволюции», «Современные исследования в генетике», «Тайны генома», «Загадки экологии». Особенность занятий – их проблемный дискуссионный характер, вллючение в содержание вопросов, которые исследуются в современной науке и широко освещаются в средствах массовой информации (проблемы клонирования, получение транс генных продуктов, профилактика СПИДа). При отборе содержания занятий используются вопросы из разных разделов биологии, детальное рассмотрение которых предполагается в старшей профильной школе.
Содержание программы
Занятие 1. Проблема сущности и происхождения жизни (2ч.).
Представления о происхождении жизни на разных этапах развития человеческого общества. Гипотезы происхождения жизни. Абиогенез, его основные положения. Виды анабиоза. Теоретические и практические проблемы анабиоза.
Демонстрации: картин, иллюстрирующих представления о происхождении жизни; натуральных объектов; гербарных экземпляров; рисунков организмов, которым свойственен анабиоз.
Занятие 2. Загадки эволюции (3ч ).
Развитие проблемы эволюции живой природы в различные периоды становления и развития биологической науки. Понятие «эволюции», причины, направления и результаты эволюции. Доказательства эволюции. Учение Ч. Дарвина об эволюции живой природы. Массовое вымирание различных организмов на протяжении истории Земли.
Демонстрации: таблиц по эволюции органического мира; с изображением динозавров.
Занятие 3. Современные исследования в генетике (4ч).
Достижения биологической науки в 20-21 веке. Роль генетики на современном этапе цивилизации. Генная и клеточная инженерия , их использование на практике. Этические аспекты исследований в области генной инженерии. Биотехнология – двигатель будущего. Проблемы создания и использования трансгенных организмов. Перспективы развития биотехнологии.
Демонстрации: таблиц о достижениях генной инженерии.
Занятие 4. Тайны генома (5ч)
Геном человека. Наследственность и изменчивость организмов. Наборы хромосом в клетках человека. Комплексные исследования генома человека. Этические и прикладные аспекты некоторых исследований, связанных с геномом человека. Перспективные открытия в области исследований генома человека. Решение генетических задач.
Иммунитет, его сущность и роль в жизнедеятельности организмов. Защитная функция крови. Вклад ученных в развитие иммунологии. Вич- инфекция и СПИД: признаки заболевания. Механизм проникновения вируса СПИДа в клетки и их заражения. Возможные пути профилактики и лечения СПИДа.
Занятие 5. Загадки экологии ( 2ч).
Биологические ритмы, их проявление у растений, животных и человека. Исследования Л.А. Чижевского по влиянию солнечной активности на организмы. Связь между деятельностью Солнца и заболеваниями человека. Суточные и сезонные ритмы, их роль в жизни организмов. Практическое применение знаний о биоритмах.
Экологические аспекты, связанные с охраной живых организмов, их ролью в городских экосистемах. Антропогенные ландшафты, роль человека в их возникновении. Дискуссионность проблемы вреда и пользы растений и животных.
Демонстрации: картин сезонных изменений в природе; коллекции насекомых, чучел птиц; результатов опытов по фотопериодизму у растений; карты часовых поясов Земли.
Тематическое планирование
Тайны живой природы
Программный материал | Кол-во часов | Практическая часть | УМ обеспечение | Дата | |
| Проблема сущности и происхождения жизни | 2 |
| Гербарии, видеоматериал |
|
1 | Представления о происхождении жизни на разных этапах развития человеческого общества. Гипотезы происхождения жизни. |
|
|
|
|
2 | Абиогенез, его основные положения. Виды анабиоза. Теоретические и практические проблемы анабиоза. |
|
| Рисунки, видеоматериал |
|
| Загадки эволюции | 3 |
|
|
|
3 | Развитие проблемы эволюции живой природы в различные периоды становления и развития биологической науки. Понятие «эволюции», причины, направления и результаты эволюции |
|
| Рисунки, таблицы |
|
4 | Доказательства эволюции. Учение Ч. Дарвина об эволюции живой природы. |
|
|
|
|
5 | Массовое вымирание различных организмов на протяжении истории Земли. |
|
| Рисунки, видеоматериал |
|
| Современные исследования в генетике | 4 |
|
|
|
6 | Достижения биологической науки в 20-21 веке. Роль генетики на современном этапе цивилизации. |
|
|
|
|
7 | Генная и клеточная инженерия, их использование на практике. Этические аспекты исследований в области генной инженерии. |
|
| таблиц о достижениях генной инженерии. |
|
8 | Биотехнология – двигатель будущего. Проблемы создания и использования трансгенных организмов. |
|
| Доклады, сообщения учащихся |
|
9 | Перспективы развития биотехнологии. |
|
| Доклады, сообщения учащихся |
|
| Тайны генома | 5 |
|
|
|
10 | Геном человека. Наследственность и изменчивость организмов. Наборы хромосом в клетках человека. |
|
|
|
|
11 | Комплексные исследования генома человека. Этические и прикладные аспекты некоторых исследований, связанных с геномом человека Перспективные открытия в области исследований генома человека. |
|
| Доклады, сообщения учащихся |
|
12 | Иммунитет, его сущность и роль в жизнедеятельности организмов. Защитная функция крови. Вклад ученных в развитие иммунологии. |
|
|
|
|
13 | Вич- инфекция и СПИД: признаки заболевания. Механизм проникновения вируса СПИДа в клетки и их заражения. Возможные пути профилактики и лечения СПИДа. |
|
|
|
|
14 | Решение генетических задач. |
|
|
|
|
| Загадки экологии | 2 |
|
|
|
15 | Биологические ритмы, их проявление у растений, животных и человека. Исследования Л.А. Чижевского по влиянию солнечной активности на организмы. Связь между деятельностью Солнца и заболеваниями человека. Суточные и сезонные ритмы, их роль в жизни организмов. Практическое применение знаний о биоритмах. |
|
| Картины сезонных изменений в природе |
|
16 | Экологические аспекты, связанные с охраной живых организмов, их ролью в городских экосистемах. Антропогенные ландшафты, роль человека в их возникновении. Дискуссионность проблемы вреда и пользы растений и животных |
|
| Коллекция насекомых, карта часовых поясов Земли |
|
Список литературы
1.ж. Биология в школе
2. Батуев А.С. и др. Человек, основы физиологии и психологии. Дрофа. 2004.
3. Большой справочник по биологии. –М.; «Изд – во Астрель», «Олимп».
4. Биология. Большой энциклопедический словарь. – М.; Российская энциклопедия, 2005.
5. Биологические часы у человека / Вокруг света. – 2004. — № 11/
6. Все о животных: Млекопитающие. – Мн. Харвест, 2000.
7. В. Гребенников. Тайны мира насекомых. Новосибирск, 1990.
8. Иваненко М.Ф. Корабельщиков В.А. Живое прошлое Земли. – М.; Просвещение,1997
9. под ред А.Н. Захлебного. Охрана природы. М., Просвещение, 2005
10. В. Мезенцев. Чудеса. Популярная энциклопедия.; 1992
11. С.Г. Мамонтов. Основы биологии. Курс для самообразования.; 2004
12.Общая биология. Пособие для учителя. Под ред. Акад. Н.П. Дубинина.
13. А.И. Опарин. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. М.; 1968