Пояснительная записка.
Элективный курс « Тайны из жизни растений» предназначен для учащихся 9 класса. Содержание курса ориентировано на формирование интереса и положительной внутренней мотивации учащихся к освоению выбранного профиля. Курс включает информацию, расширяющую знания учащихся, и знакомит школьников со способами деятельности, необходимыми для успешного усвоения программы. Он расширяет и углубляет знания школьников по ботанике и содержит информацию об особенностях растений и их жизненных проявлениях. Программа курса предусматривает 17 часов теоретических и лабораторно-практических занятий. Учащийся, участвующий в выполнении практических работ, имеет возможность реализовать свои способности.
Задачи курса:
— формирование основных знаний о жизнедеятельности растений; формирование навыков исследовательской деятельности, умения самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, справочной, научной и научно-популярной литературой; развитие логического мышления школьников; развитие творческих способностей; привитие бережного отношения к природе на конкретных биологических объектах; формирование активной жизненной позиции школьников.
Прогнозируемые педагогические результаты:
-систематизация знаний учащихся, развитие логического мышления, раскрытие творческих способностей школьника путем вовлечения школьника в практическую деятельность, развитие умения применять соответствующие термины и использовать полученную информацию.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать: основные процессы жизнедеятельности растений; основные методики проведения опытов с растениями.
Учащиеся должны уметь: самостоятельно работать с научно-популярной литературой; проводить эксперименты, наблюдения, фиксировать и обрабатывать результаты опытов; сравнивать, анализировать, делать выводы.
Перечень основных изучаемых понятий: раздражимость, фитонциды, фитоценоз, тигмонастии, тропизмы, фототропизм, гидротропизм, геотропия, настии, термонастии, листопад, ветвопад.
Учебно-тематический план.
Количество часов
| |||
всего
| Теоретические занятия | Практические занятия | |
1.Раздражимость и движения у растений | 3 | 1 | 2 |
2.Гигроскопические движения | 2 | 1 | 1 |
3.Тропизмы | 2 | 1 | 1 |
4.Настии | 2 | 1 | 1 |
5.Листопад и ветвопад | 2 | 1 | 1 |
6.Тайны созревающих плодов | 2 | 1 | 1 |
7.покой-это тоже жизнь | 3 | 1 | 2 |
Итоговое занятие | 1 | — | 1 |
итого | 17 | 7 | 10 |
Поурочно-тематическое планирование.
Дата | Тема урока | Форма проведения | Дом.задание | |
1 |
| Раздражимость. Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин, Д.Ч. Бос, И.Ф. Леваковский, Т.И. Вяземский-о раздражимости у растений и животных. | лекция | Учить конспект, принести яблоки. |
2 |
| Лабораторная работа №1 обнаружение токов повреждения в разрезанном яблоке.(1 час) | Практическая работа | Повторить конспект |
3 |
| Лабораторная работа №1 обнаружение токов повреждения в разрезанном яблоке. (2 час). | Практическая работа | Повторить конспект |
4 |
| Гигроскопические движения. Опыты на растениях индийского ученого Д.Ч. Боса | Лекция | Учить конспект |
5 |
| Лабораторная работа №2 движения чешуй шишек хвойных, сухого мха, сухоцветов. | Практическая работа | Подготовить сообщение на тему: «Гигроскопические свойства кактуса». |
6 |
| Ростовые движения растений. Гидротропизм корня. Влияние силы земного тяготения на рост стебля и корня. Фототропизм. | лекция | Учить конспект |
7 |
| Лабораторная работа №3 Влияние этилена на геотропическую реакцию проростков гороха. | Практическая работа | Повторить конспект |
8 |
| Пигмонастии. Термонастии. | лекция | Учить конспект |
9 |
| Лабораторная работа №4 Наблюдения за движениями венчиков цветков. | практикум | Подготовить доклад на тему: «Движение цветков подсолнуха». |
10 |
| Осенние явления в жизни растений. Листопад, искусственный листопад. | лекция | Учить конспект |
11 |
| Лабораторная работа №5 опадение листьев под влиянием табачного дыма. | Лабораторная работа | Подготовить доклад на тему «опадение листьев в жаркое время года». |
12 |
| Гормоны роста. Определение крахмала в плодах и семенах. Запасные питательные вещества. | лекция | Учить конспект |
13 |
| Лабораторная работа№6 Много ли питательных веществ в опавших листьях? | Лабораторная работа | Заложить компост из опавших листьев |
14 |
| Подготовка растений к зиме. Повышение морозоустойчивости тканей растений. Продолжительность периода глубокого покоя у разных видов растений. | лекция | Учить конспект |
15 |
| Лабораторная работа №7 Теплые ванны для растений. | Лабораторная работа | Повторить конспект |
16 |
| Лабораторная работа №8 Цветы зимой. | Лабораторная работа | Подготовиться к конференции |
17 |
| Конференция «Этот удивительный мир растений». | Конференция |
|
Учебно-методическая литература.
1.Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. Л.: Детская литература, 1970.
2.Исследовательский экологический практикум/под ред. В.В. Сентем. М.,2003.
3.Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. М.: просвещение,1978.
4.Интернет-ресурсы.
Материально-техническое оснащение.
1.Моноблок
2.Проектор
3.Интерактивная доска
4.Химическая посуда
5.Необходимые растения для наблюдения и проведения опытов.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Согласовано: зам. директора по УВР МКОУ СОШ №5 с. Казгулак «___»_____2014 г. _________ Степко Н.Г. | Утверждаю: Директор МКОУСОШ№5 с. Казгулак
«___»______2014 г. _________ Бондарь Е.И. |
Учебная программа
Элективного курса для 9 класса
«Тайны из жизни растений»
на 2014-2015 учебный год
ступень основного (общего) образования
Всего: 17 часов (0,5 часа в неделю)
Программа составлена на основе авторской программы А.В. Матвеева. Сборник программ элективных курсов 6-9 классы, Москва, Дрофа,2007 год.
Составитель: учитель химии и биологии Подопригора И.А.
с. Казгулак
2014 г.