Урок русского языка. 2 класс
УМК «Школа 2000…» — «Школа 2100…»
Тема: «Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова (обучение применению правила)»
Цель:
-
Воспитывать умение работать в коллективе, в парах.
-
Развивать умение проверять слова с безударными гласными, учить видеть орфограмму, применять правило.
-
Развивать умение делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы, развивать речь, мышление, внимание.
Ход урока.
-
Орг. момент.
-Что мы изучали на уроках русского языка?
-Скажите, вы уже много знаете, многое умеете?
— Пожалуйста, на полях начертите планку — «шкалу знаний» и отметьте крестиком на ней уровень ваших знаний? На каком уровне ваши знания?
-Значит, уроки русского языка нам еще необходимы?
-Давайте пожелаем друг другу удачи. Все знания, которые у вас есть, вам сегодня очень пригодятся.
-
Минутка чистописания.
Даны буквы: о а и
— Что вы можете сказать об этих буквах?
-Запишите соединения из данных букв так, чтобы буквы в записи соединения не повторялись.
— оаи оиа аои аио иао иоа
— Продолжите до конца строки, сохраняя закономерность.
-Подчеркните самое красивое соединение букв.
-
Словарная работа.
-Вы сейчас записывали буквы в определенной последовательности. А в чем еще может отражаться закономерность, вы узнаете, если отгадаете ребус.
На доске дан ребус (зашифровано слово «правило»)
-Какое слово зашифровано?
-Прочитайте слово по слогам 2 раза.
— Как вы можете объяснить значение этого слов? А теперь прочитайте, какое объяснение этого слова дается в орфографической тетради на стр. 33.
— Запишите это слово на следующей строке. Поставьте ударение. Какой слог ударный? Назовите «опасное место». Подчеркните эту букву. Почему это «опасное место»?
Д: безударная гласная.
-Можно проверить?
—Значит, написание этого слова надо запомнить, и такие слова мы называем…(словарными)
-Пропишите это слово до конца строки.
— Подберите однокоренные слова к этому слову. Если затрудняетесь в подборе однокоренных слов, обратите внимание на № 3 стр. 33 (даны ряд однокоренных слов)
-Составьте предложение со словом «правило».
-
Повторение изученного на предыдущих уроках.
— Чему научились на предыдущем уроке? ( упражнялись в подборе однокоренных проверочных слов.
— Как называется орфограмма, которую мы изучаем? Какое правило разбирали? Как на письме обозначить орфограмму? (поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную 1 чертой, выделить корень)
-
Формулирование темы и цели урока.
— Как вы думаете, чему сегодня будем учиться?
Работа в парах.
— Я предлагаю поработать в парах, не забывайте о правилах работы в паре, прислушивайтесь к мнению своего соседа. Пара, выполнившая работу, договаривается, кто будет выступать.(На парте лежат листочки)
Несет меня л…са в дремучие л…са.
— Из какой сказки эти слова? Какая это сказка (авторская или народная)?
— Вставьте пропущенную букву. Обозначьте орфограмму.
— Какие буквы вставили? Почему?
— Есть другие варианты?
— Почему же получились разные ответы?
Фиксируется затруднение.
— Правило выучили? А навык применения отработан?
— Значит, чему будем учиться сегодня на уроке? (будем учиться применять правило)
— Мы сегодня выясним, как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в коне слова.
-
Выведение алгоритма правильного написания гласной в корне.
-
Прочитайте 1 слово с пропущенной буквой (слово записывается на доске: л…са)
-
Поставьте ударение.
-
Подчеркните безударную гласную.
-
Выделите корень.
-
Объясните значение слова (название животного).
-
Подберем проверочное слово. Как это сделать? (применить правило) Какое правило? (надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным)
-
Вставьте гласную.
— Запишите слово в тетрадь, обозначьте орфограмму.
— Какую работу мы сейчас выполняли? Мы сразу записали нужную букву или действовали в определенной последовательности.
— Вспомните последовательность разбора на примере второго слова.
Учитель на доске вывешивает опорные слова.
— Что сначала я просила выполнить? (прочитать) Вывешивается табличка: 1. Прочитай слово.
— Что потом? 2. Поставь ударение.
3. Выдели корень.
4. Значение слова.
5. Измени слово или подбери однокоренные
слова, найди проверочное.
6. Вставь букву, обозначь орфограмму.
— Сейчас мы с вами разобрали, как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова.
— Как называются действия в определенном порядке? (алгоритм) Т.е. мы с вами действовали по алгоритму правильного написания гласной в корне.
— А теперь прочитай те алгоритм, который дан в учебнике на стр. 132.
Сравните алгоритмы.
-Можно обозначить орфограмму в конце работы над словом, а можно в ходе рассуждения.
-
Закрепление изученного.
— Что теперь необходимо сделать?
— Потренироваться в правильном написании безударной гласной, применяя
алгоритм.
Упр. 228 стр. 132(уч) 1 предложение
— Прочитайте 1 предложение. Объясните значение слова «плоты». Где можно посмотреть точное определение этого слова? (в толковом словаре)
— Далее рассуждаем строго по алгоритму.
-
Сам. работа с самопроверкой.
— Хотите проверить чему научились?
Работа по карточке (текст карточки дан из упр. 226, 228 стр. 96 (дм))
Самопроверка по доске.
— Если правильно выполнили – на полях «+»
— Если допустили ошибку – на полях «-»
— Допустили ошибку? Где допустили ошибки?
— Оцените свою работу с помощью планок «ПК»
-
Итог урока.
— Что нового вы узнали на уроке?
— Ваши знания пополнились?
— Отметьте на «шкале знаний» на сколько ваши знания увеличились.
— Прокомментируйте ваши ответы.
— Значит, уроки русского языка еще необходимы?
— Были трудности в выполнении заданий? Какие?
— Что надо помнить, чтобы не допускать ошибок?
— Давайте выясним, как вы поработали сегодня на уроке?
— Кто считает, что он отлично поработал?
— А кому еще надо потренироваться?
-
Домашнее задание.
— Выполнить одно из упражнений на стр. 98 из дидактического материала, запомнить алгоритм на стр. 132(уч)