Урок русского языка. 2 класс

УМК «Школа 2000…» — «Школа 2100…»

Тема: «Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова (обучение применению правила)»

Цель:

  1. Воспитывать умение работать в коллективе, в парах.

  2. Развивать умение проверять слова с безударными гласными, учить видеть орфограмму, применять правило.

  3. Развивать умение делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы, развивать речь, мышление, внимание.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

-Что мы изучали на уроках русского языка?

-Скажите, вы уже много знаете, многое умеете?

— Пожалуйста, на полях начертите планку — «шкалу знаний» и отметьте крестиком на ней уровень ваших знаний? На каком уровне ваши знания?

-Значит, уроки русского языка нам еще необходимы?

-Давайте пожелаем друг другу удачи. Все знания, которые у вас есть, вам сегодня очень пригодятся.

  1. Минутка чистописания.

Даны буквы: о а и

— Что вы можете сказать об этих буквах?

-Запишите соединения из данных букв так, чтобы буквы в записи соединения не повторялись.

— оаи оиа аои аио иао иоа

— Продолжите до конца строки, сохраняя закономерность.

-Подчеркните самое красивое соединение букв.

  1. Словарная работа.

-Вы сейчас записывали буквы в определенной последовательности. А в чем еще может отражаться закономерность, вы узнаете, если отгадаете ребус.

На доске дан ребус (зашифровано слово «правило»)

-Какое слово зашифровано?

-Прочитайте слово по слогам 2 раза.

— Как вы можете объяснить значение этого слов? А теперь прочитайте, какое объяснение этого слова дается в орфографической тетради на стр. 33.

— Запишите это слово на следующей строке. Поставьте ударение. Какой слог ударный? Назовите «опасное место». Подчеркните эту букву. Почему это «опасное место»?

Д: безударная гласная.

-Можно проверить?

—Значит, написание этого слова надо запомнить, и такие слова мы называем…(словарными)

-Пропишите это слово до конца строки.

— Подберите однокоренные слова к этому слову. Если затрудняетесь в подборе однокоренных слов, обратите внимание на № 3 стр. 33 (даны ряд однокоренных слов)

-Составьте предложение со словом «правило».

  1. Повторение изученного на предыдущих уроках.

— Чему научились на предыдущем уроке? ( упражнялись в подборе однокоренных проверочных слов.

— Как называется орфограмма, которую мы изучаем? Какое правило разбирали? Как на письме обозначить орфограмму? (поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную 1 чертой, выделить корень)

  1. Формулирование темы и цели урока.

— Как вы думаете, чему сегодня будем учиться?

Работа в парах.

— Я предлагаю поработать в парах, не забывайте о правилах работы в паре, прислушивайтесь к мнению своего соседа. Пара, выполнившая работу, договаривается, кто будет выступать.(На парте лежат листочки)

Несет меня л…са в дремучие л…са.

— Из какой сказки эти слова? Какая это сказка (авторская или народная)?

— Вставьте пропущенную букву. Обозначьте орфограмму.

— Какие буквы вставили? Почему?

— Есть другие варианты?

— Почему же получились разные ответы?

Фиксируется затруднение.

— Правило выучили? А навык применения отработан?

— Значит, чему будем учиться сегодня на уроке? (будем учиться применять правило)

— Мы сегодня выясним, как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в коне слова.

  1. Выведение алгоритма правильного написания гласной в корне.

  1. Прочитайте 1 слово с пропущенной буквой (слово записывается на доске: л…са)

  2. Поставьте ударение.

  3. Подчеркните безударную гласную.

  4. Выделите корень.

  5. Объясните значение слова (название животного).

  6. Подберем проверочное слово. Как это сделать? (применить правило) Какое правило? (надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным)

  7. Вставьте гласную.

— Запишите слово в тетрадь, обозначьте орфограмму.

— Какую работу мы сейчас выполняли? Мы сразу записали нужную букву или действовали в определенной последовательности.

— Вспомните последовательность разбора на примере второго слова.

Учитель на доске вывешивает опорные слова.

— Что сначала я просила выполнить? (прочитать) Вывешивается табличка: 1. Прочитай слово.

— Что потом? 2. Поставь ударение.

3. Выдели корень.

4. Значение слова.

5. Измени слово или подбери однокоренные

слова, найди проверочное.

6. Вставь букву, обозначь орфограмму.

— Сейчас мы с вами разобрали, как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова.

— Как называются действия в определенном порядке? (алгоритм) Т.е. мы с вами действовали по алгоритму правильного написания гласной в корне.

— А теперь прочитай те алгоритм, который дан в учебнике на стр. 132.

Сравните алгоритмы.

-Можно обозначить орфограмму в конце работы над словом, а можно в ходе рассуждения.

  1. Закрепление изученного.

— Что теперь необходимо сделать?

— Потренироваться в правильном написании безударной гласной, применяя

алгоритм.

Упр. 228 стр. 132(уч) 1 предложение

— Прочитайте 1 предложение. Объясните значение слова «плоты». Где можно посмотреть точное определение этого слова? (в толковом словаре)

— Далее рассуждаем строго по алгоритму.

  1. Сам. работа с самопроверкой.

— Хотите проверить чему научились?

Работа по карточке (текст карточки дан из упр. 226, 228 стр. 96 (дм))

Самопроверка по доске.

— Если правильно выполнили – на полях «+»

— Если допустили ошибку – на полях «-»

— Допустили ошибку? Где допустили ошибки?

— Оцените свою работу с помощью планок «ПК»

  1. Итог урока.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Ваши знания пополнились?

— Отметьте на «шкале знаний» на сколько ваши знания увеличились.

— Прокомментируйте ваши ответы.

— Значит, уроки русского языка еще необходимы?

— Были трудности в выполнении заданий? Какие?

— Что надо помнить, чтобы не допускать ошибок?

— Давайте выясним, как вы поработали сегодня на уроке?

— Кто считает, что он отлично поработал?

— А кому еще надо потренироваться?

  1. Домашнее задание.

— Выполнить одно из упражнений на стр. 98 из дидактического материала, запомнить алгоритм на стр. 132(уч)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here