Урок биологии в 11 классе
«Приспособленность организмов и ее относительность»
Цель: 1.Познакомить учащихся с физиологическими адаптациями, заботой о потомстве,
Рассмотреть разнообразные приспособления к среде обитания у растений и животных,
Выявить относительность приспособлений и проанализировать ее причину,
Научиться выявлять приспособления к среде обитания у различных организмов (на конкретных примерах)
2. Развивать речь, память, воображение, мышление и др.
3. Воспитывать коллективные отношения, умения слушать товарищей, выбирать главное и др.
План урока:
Орг. момент — 1 мин
-
Повторение изученного.- 11 мин
А)Беседа по вопросам.
Б) Работа по карточкам.
В) Выполнение теста на компьюторе.
Г) Заполнение таблицы у доски.
Д) Биологический диктант.
2. Изучение нового материала.- 20 мин
3. Закрепление.- 10 мин
4. Итог урока- 2 мин
5. Д/з, оценки.- 1 мин
Ход урока
I.Орг. момент
Ребята, здравствуйте, все приготовили к уроку , настроились на работу.
II. АОЗ.
Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с понятием «приспособленность организмов» к условиям внешней среды. Повторите несколько минут.
Ребята пока мы ответим на ряд вопросов, несколько учащихся будут работать индивидуально ( 2 ученика по карточкам) , 1 – на компьюторе тест, 1 – заполняет таблицу у доски).
Таблица.
Пример | |
Покровительственная |
|
Предостерегающая окраска |
|
Мимикрия |
|
Способ опыления |
|
Плодовитость |
|
Отпугивающее поведение |
|
Вопросы:
-
Распространяется ли действие естественного отбора на поведение животных? Приведите примеры.
-
Рассмотрите рис. и докажите ошибочность взглядов Ж.Б.Ламарка, который считал, что жирафы вытягивали шею, стараясь дотянуться до верхних веток деревьев, а затем передали этот признак своим потомкам.
«Жирафы, обладавшие короткой шеей, старались дотянуться до листьев дерева, служивших им пищей… Для этого животным приходилось вытягивать шеи, которые… становились все длиннее. От таких двух жирафов… произошли потомки, унаследовавшие длинные шеи своих родителей …»
(особи с относительно более длинной шеей могли ощипывать листья с веток, расположенных на большой высоте, а поэтому у них было больше шансов выжить и оставить потомство, когда у поверхности земли пищи было мало. Эти особи передавали гены, ответственные за такой признак, как более длинная шея, своим потомкам. Такой отбор на протяжении многих поколений привел к развитию длинной шеи.)
-
Каковы биологические механизмы возникновения приспособительной (предупреждающей или скрывающей) окраски у животных?
А теперь , чтобы посмотреть , как вы усвоили материал, мы проведем биологический диктант.
Ваша задача прослушать определение и вставить термин, который означает это определение.
1.свойство сохранять и передавать признаки строения и функций от предков к потомству- называется …
2. Борьба, идущая между популяциями разных видов, называется …
3. Окраска, помогающая скрыться в окружающей среде, называется …
4. Приобретение сходства с каким–нибудь предметом , называется …
5. Сходство между незащищенными и защищенными видами , называется …
6. Процесс выживания наиболее приспособленных в данных условиях особей- называется …
Ответ : наследственность, межвидовая борьба, покровительственная, маскировка, мимикрия, естественный отбор.
Ребята, обменялись тетрадями и осуществили взаимоконтроль, выставили оценки по алгоритму . Поднимите руки, кто получил оценки 4 и 5.
Ш. ФНЗ
Учитель объявляет тему урока .
Ребята , у вас на столах лежат основные требования к данному уроку посмотрите их и попробуйте сформулировать , чем мы сегодня будем заниматься.
Учитель обобщает цели , знакомит с планом.
-
Возникновение физиологических адаптаций.
-
Забота о потомстве.
-
Относительный характер приспособленности.
-
Работа по группам
Рассказ учителя . Наша с вами задача на данном этапе познакомиться как же возникают физиологические адаптации ( приспособления) у организмов.
А сейчас мы послушаем небольшое сообщение , которое нам подготовила ________________________ о заботе о потомстве у животных.
Ваша задача внимательно слушать , выбрать и записать примеры в тетрадь. Эти сведения пригодятся нам в конце урока.
Рассказ учителя ,об относительном характере приспособлений. ( на примере, поставив проблемный вопрос).
IV. Закрепление.
На данном этапе урока мы посмотрим с вами видеофрагмент о жизни крокодила, а ваша задача будет выбрать приспособления (физиологические адаптации) 1 группа ,связанные с обитанием в воде, 2 группа – представляющие крокодила как хищника.
Заполните таблицу.
Приспособления к питанию (как хищник) | |
|
|
Проверяем выполнение.
Откройте учебник и прочитайте на стр. 404-405 приведите примеры относительной приспособленности у растений и животных.
Перед вами натуральный объект ( кактус ) какие и с чем связанные приспособления есть у данного объекта? (приспособление к повышенной сухости- накопление влаги в стебле, мясистый стебель, листья превратились в иголки).
V. Итог урока.
-С чем мы сегодня познакомились на уроке?
-Ребята, а где вам могут пригодиться полученные знания?
VI. Оценки. Д/з стр 400-401, подг. к Л/р, ответить на вопрос:
В 1912 г. Г.Ф.Морозов писал: « Лес есть не только общежитие древесных растений, он представляет собою общежитие более широкого порядка, в нем не только растения приспособлены друг к другу, но и животные к растениям, и растения к животным , все это взаимно приспособлено друг к другу» .Объясните с эволюционной точки зрения, почему у растений и животных в биоценозе леса сформировались взаимные приспособления.
Требования к уроку по теме
«Приспособленность организмов и ее относительность».
1. Знать:
-
что такое «физиологические адаптации», их возникновение к конкретной среде обитания,
-
что такое забота о потомстве
-
об относительности приспособлений, ее причинах,
-
основные типы адаптаций: форму тела, покровительственную и предостерегающую окраску, мимикрию, физиологические адаптации ( в частности, приспособления растений и животных к дефициту влаги).
2. Уметь:
-
Выявлять приспособления организмов к среде обитания на разных объектах живой природы (гербарии, коллекции животных, живые объекты и др)
Формы приспособленности к повышенной сухости.
У растений У животных
-
Опушенность листа, .Запасание жировых отложений,
-
Накопление влаги в стебле, . Малая проницаемость покровов тела,
-
.Превращение листьев в иголки, .Впадание в спячку
-
Развитые, длинные корни
-
Впадание в состояние покоя,
сбрасывание листьев