Составитель:
учитель биологии
МОБУ лицея №22 г.Сочи
Щербакова О.В.
План – конспект урока по биологии 5 класс,
линия учебников «Живая природа» ИЦ «Вентана-Граф»
Тема урока: «Вода – необходимое условие жизни, составная часть всех живых организмов».
Планируемые образовательные результаты
Предметные: — подвести к выводу о воде как необходимом условии жизни, составной части всех живых организмов;
— научить экспериментально доказывать наличие воды в живых организмах;
— показать роль воды как растворителя веществ, входящих в состав живого организма;
— познакомить с процессом испарения воды листьями и значением процесса испарения в жизни живых организмов;
— расширить знания о приспособленности живых организмов к добыванию и сохранению воды.
Метапредметные: — составлять план ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов;
— планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований;
— оценивать отчеты одноклассников о проведенном опыте.
Личностные: — формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.
Цель урока: подвести учащихся к выводу о важности воды для живых организмов и необходимости беречь ее.
Задачи: — экспериментально доказать наличие воды в живых организмах;
— познакомить с процессом испарения и его значением;
— выяснить приспособленности живых организмов к добыванию и сохранению воды.
Оборудование: спиртовка, пробирка, держатель, семена, клубень картофеля, марля, вода, полиэтиленовый пакет, ИКТ.
Ход урока
1.Мотивация. (Организационный момент)
Учитель:
Она прозрачная, без цвета,
Она без запаха всегда.
И мы, конечно, знаем – это
Принцесса жидкостей – вода.
Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
Учащиеся: О воде.
Учитель: Не просто о воде, а, о ее роли для живых организмов.
-
Актуализация пройденного материала: (в форме индивидуального опроса)
Вопросы: (задает учитель)
-
Как минеральные соли поступают в растительный организм?
-
Что вы знаете о нитратах?
-
Какие минеральные соли нужны человеку, животным?
-
В каких продуктах содержатся полезные минеральные вещества?
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
8. Домашнее задание.
| 1)Постановка проблемы. Ребята, рассмотрите рисунок 79 в учебнике и дайте ответ на вопрос: можно ли жить без воды? 2) Определение темы и цели урока, запись на доске и в тетради, составление плана урока. Учитель задает наводящие вопросы: Для чего нужна вода животным? Роль воды в жизни человека? А растениям нужна вода?
3) Доказываем, что вода входит в состав всех живых организмов. Учитель показывает опыт с нагреванием семян.
Предлагает учащимся самим проделать опыты, описанные в учебнике, с картофелем и слюной.
4)Понятие испарения и его роль в жизни растений, животных и человека. Актуализирует знания учащихся об испарении. Предлагает сделать опыт о роли испарения для человека. Закладывает опыт, доказывающий важность испарения воды для растений. Задает наводящие вопросы. (Как вода поступает в растительный организм? Какая часть растения испаряет воду? Для чего растения испаряют воду?)
Учитель предлагает сделать опыт «О роли испарения воды поверхностью кожи человека»
Учитель показывает картинки с изображением растений и животных пустыни и просит учащихся перечислить особенности связанные с местом обитания. Задает вопрос об источниках воды для хищников.
Актуализирует знания о потреблении воды человеком. Запись в тетради кто, что не знает.
Задает вопросы. Для чего вода нужна живым организмам? Какую роль играет испарение в жизни растений? Почему человек потеет? Назовите приспособления растений, обитающих в пустыне для добычи воды и ее сохранения.
Предлагает каждому учащимуся построить таблицу. Название первого столбца «Что знаю» Название второго столбца «Что узнал» Название третьего столбца «Что хочу узнать»
Задает вопрос о поставленной на урок цели и ее достижении.
Пр. 24. Провести дома опыт на стр. 92 и оформить результаты в рабочей тетради. Подготовить сообщение о необходимости беречь воду. | Учащиеся изучают рисунок и отвечают на вопрос.
Учащиеся отвечают на вопросы, записывают пункты плана урока на доске и в тетради.
Учащиеся разбиваются на группы: 1группа наблюдает и делает вывод (Вода есть в сухих семенах) 2 группа учащихся проделывает опыт с картофелем 3 группа проделывает опыт со слюной. Учащиеся делают вывод по проделанным опытам. (Вода входит в состав живых организмов) Обобщают полученные знания и записывают в тетрадь основные тезисы.
Дают определение испарению. Проводят опыт, делают выводы, обсуждают их и записывают в тетрадь.
Наблюдают за растением, анализируют, делают выводы. Отвечают на вопросы учителя, записывают основные понятия.
Учащиеся проводят опыт и выводы записывают в тетрадь. Затем выводы обсуждают классом.
Рассматривают картинки. Перечисляют особенности растений и животных, обитающих в пустыне. Анализируют услышанное, делают выводы.
Составляют проект выхода из затруднений (дети разбиваются на группы, каждая группа выставляет свой проект)
Отвечают устно на вопросы.
Заполняют самостоятельно таблицу.
Подводят итог урока, делают выводы.
Записывают задание в дневник и тетрадь.
|