Урок по биологии в 7 классе
( Программа Н.И.Сонина)
«Многообразие моллюсков,
их значение в природе и в жизни человека»
Предмет Биология. Класс 7
Базовый учебник Н.И.Сонин «Многообразие живых организмов»
Тема урока: «Многообразие моллюсков, их значение в природе и в жизни человека»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: создать условия для закрепления знаний учащихся о строении моллюсков, усвоения и понимания знаний об их многообразии, выяснить практическое значение полученных знаний.
Задачи урока:
1.Обучающие
— узнавать и различать основные классы моллюсков, их особенности;
— знать моллюсков, занесенных в Красную книгу Вологодской области;
— учить работать с различными информационными ресурсами, определять главное в данной информации,
— организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний при решении вопросов, возникающих у обучающихся по данной теме.
2.Развивающие:
— Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников познавательных компетенций (умение участвовать в поисковой, творческой, практической деятельности, работать в группе и самостоятельно;
— развивать восприятие как умение наблюдать, воображение как основу для решения творческих задач, мышление как умение анализировать, обобщать, речь как умение характеризовать объект окружающего мира, рассуждать,
поддерживать учебный диалог
3. Воспитательные:
— воспитывать чувство ответственности каждого учащегося за собственную деятельность, деятельность всего класса, группы, воспитывать интерес к предмету, открытию новых знаний.
Структура урока:
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Изучение нового материала
4.Закрепление
5.Рефлексия
6.Домашнее задание
Необходимое оборудование: раковины моллюсков, учебник «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс, ноутбуки, лист ватмана, раздаточный и информационный материал.
Ожидаемые результаты:
Личностные
-формирование положительного отношения и интереса к изучению окружающего мира;
-понимания причин собственной успешности (не успешности); чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе над общим проектом.
Предметные
-расширение у обучающихся представлений о моллюсках, их многообразии, значении.
Метапредметные
регулятивные
-использование на практике простейших правил планирования своей деятельности (выбор цели — выбор средств еѐ достижения- создание проекта- оценка результата);
-формирование понимания, что цель любой деятельности связана с конечным результатом.
познавательные
-установление причинно-следственных связей, развитие умения получать, фиксировать информацию в различных формах.
коммуникативные
-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
-формирование умения договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |
1.Организационный момент | Проверить готовность учащихся к уроку. Добрый день, ребята! На столах у вас лежат цветочки, выберите тот, который соответствует вашему настроению, и поставьте его в общую вазу. Спасибо! Какой нарядный и веселый букет у нас с вами получился. — И настроение чудесное — подстать. Так разрешите мне урок с улыбочки начать. Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Самоопределение к деятельности
Выбирают цветок и демонстрируют своё настроение. (Приложение №1 «Букет настроений») |
2.Актуализация знаний — вспомнить особенности строения, жизнедеятельности и значение моллюсков. | Слово учителя. По дорожке лезут рожки
Правильно! Улитка относится к Типу…
На прошлом уроке мы изучили тему «Моллюски. Строение и жизнедеятельность» Сейчас мы проведем биологическую разминку по изученной теме. |
Отгадка: (улитка).
…Моллюски.
— Биологическая разминка: игра «Да» и «Нет» (Приложение №2)
|
3.Целеполагание
4.Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. (Учитель вывешивает на доске таблички с целями и задачами на урок)
5.Изучение нового материала
6.Закрепление | Скажите, а на какие классы делятся моллюски?
Можете назвать представителей каждого класса?
Значит, проблема у нас есть, эта проблема и будет темой нашего урока. Кто может её сформулировать?
Попытайтесь сформулировать цель урока.
Какие задачи будем решать на уроке? Что бы вы хотели узнать?
Чтобы работа над темой была более плодотворной, поделим её на всех. Прошу выбрать листочек с темой вашей самостоятельной работы.
Сейчас вы 10 — 12 минут самостоятельно открываете знания: сначала индивидуально работаете каждый по своей теме, затем всю информацию в ходе ваших мини докладов объединяете в один общий проект под названием «Страна Малакология» (наука, изучающая моллюсков).
Где вы можете найти информацию?
В результате деятельности обучающихся получается «продукт» проект «Страна Малакология»
Молодцы, вы очень продуктивно потрудились и видите результат своей работы. А сейчас мы закрепим полученные знания, выполнив задание. | (Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие).
нет
Многообразие моллюсков.
Дети формулируют цель урока (познакомиться с разнообразием моллюсков, их значением в природе и жизни человека)
— изучить многообразие моллюсков, — углубить знания о значение моллюсков в природе и в жизни человека, — выяснить, существуют ли моллюски, занесенные в Красную книгу Вологодской области — оценить себя, свои знания
Кл.Брюхоногие Кл.Двустворчатые Кл.Головоногие Рекорды моллюсков Моллюски, занесенные в Красную книгу Вологодской области (выбирают для себя тему)
Работа с учебником, дополнительной литературой, Интернет – ресурсами. (Приложение №3) Самостоятельная работа
Учащиеся собирают нужную информацию, оформляют на листе А- 4, прикрепляют на общий лист ватмана. Во время заслушивания определенной темы, остальные участники проекта выполняют записи в тетради в виде конспекта.
А. От частного к общему 1. Беспозвоночное, мидия, многоклеточное, двустворчатое. 2. Моллюск, кальмар, животное, головоногое. 3. Брюхоногое, Прудовик, животное, беспозвоночное. Б. Четвертый лишний 1. Перловица, прудовик, беззубка, мидия. 2. Кальмар, каракатица, наутилус, прудовик. 3. Лужанка, тридакна, медуза, осьминог. В. Терминология 1. Малакология (наука о моллюсках). 2. Радула (язык с теркой в ротовой полости)
|
6. Итог урока | За прошедшие миллионы лет моллюски заселили всю Землю. По количеству видов они занимают второе место после насекомых. Вы познакомились и узнали: насколько многообразны, удивительны, а иногда и таинственны моллюски, какую роль они играют в природе и жизни человека. Известно около 130 000 видов ныне живущих моллюсков и примерно 50 000 видов вымерших. В Красную книгу России занесены: 42 вида моллюсков, из них 15 видов занесены в Международную Красную книгу. За последние 400 лет полностью исчезли с лица Земли 291 вид моллюсков. В настоящий момент под угрозой исчезновения находятся 938 видов моллюсков. Встретив этих животных в природе, не стремитесь уничтожать их, а понаблюдайте за ними, и вы узнаете много нового и интересного для себя! |
|
7.Рефлексия | Продолжи предложение…
| (Приложение №4) |
8.Возвращение к цели урока
9.Домашнее задание | 1. Прочитай цель урока. 2. Достиг ли ты цели урока? В какой степени? 4. Выбери домашнее задание исходя из степени успешности работы на уроке и запиши его в дневник.
|
Приложение №5 |
10. Конец урока | Хотели бы вы заменить в конце урока свой цветочек на другой? Ваше настроение поменялось?
Прекрасный день! Урока подошел конец. Пусть каждый скажет про себя: Какой я молодец!
Учитель объявляет оценки.
| Добавляют в вазу цветок, если настроение изменилось. |
Приложение №1
«Букет настроений»
Красный – восторженное
Оранжевый – радостное, теплое
Желтый – светлое, приятное
Зеленый – спокойное
Синий – грустное
Фиолетовый – тревожное, напряженное
Черный — унылое
Приложение №2
Игра «ДА» и «НЕТ»
1.Тело моллюсков состоит из туловища и ноги.
2.Наружный слой раковины образован тончайшими пластинками извести.
3.Некоторые моллюски не имеют раковины.
4.Нервная система моллюсков образована нервными стволами, соединенными перемычками.
5.Органы дыхания – жабры, у наземных представителей – легкие.
6.Кровеносная система замкнутая.
7.Все моллюски растительноядные животные.
8.Органы выделения моллюсков – почки.
9.Все моллюски – гермафродиты.
Приложение №3 Дополнительная информация
Класс Брюхоногие моллюски
— Брюхоногие, или улитки – самый богатый представителями класс моллюсков – 90 000 видов.
— Размеры их изменяются от 2-3 мм. до 60 см. Форма тела брюхоногих весьма разнообразна.
-Тело разделено на голову, туловище и ногу с широкой ползательной подошвой.
— Обитают не только в морях и пресных водоемах, но и на суше.
— Брюхоногие раздельнополые и гермафродиты.
— Питаются животными и растениями, а также гниющими веществами.
—Брюхоногие моллюски играют большую роль в пищевых цепях.
Прудовик малый является промежуточным хозяином печеночного сосальщика — опасного