Урок на конкурс «Учитель года-2010»

Открытый урок по биологии в 7 классе

«Природа — единственная книга,

каждая страница которой,

полна глубокого содержания»

И.В. Гете

Тема урока: «Многообразие Кишечнополостных».

Цели урока:

познавательные: закрепить знания об особенностях строения кишечнополостных, образе жизни; углубить и расширить знания по пройденной теме.

развивающие: продолжить развитие умений учащихся работать с

текстом, наглядными пособиями, выверять главное, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы;

воспитательные: продолжить формирования интереса к предмету,

осуществлять эстетическое воспитание учащихся при ознакомлении их с разнообразием форм и окраски морских кишечнополостных животных.

Оборудование: компьютер, видеопроектор

Раздаточный материал: опорные конспекты урока (судовой журнал).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Зовут меня Татьяна Александровна. Мы встретились, чтобы провести этот урок вместе. Я приглашаю вас совершить путешествие в удивительный мир кишечнополостных животных. Но сначала повторим те знания, которые вам могут пригодиться.

Учитель: Вспомните, на какие два подцарства делят царство животных?

Ученик: Подцарства Одноклеточные и Многоклеточные.

Учитель: Назовите известных вам одноклеточных животных?

Ученик: Саркодовые, Жгутиковые, Споровики, Инфузории.

Учитель: Чем одноклеточные животные отличаются от многоклеточных?

Ученик: Организм одноклеточных животных состоит из одной единственной клетки, выполняющей функции целостного организма. А организм многоклеточных животных состоит из групп клеток, специализированных на выполнении разнообразных функций: защитной, пищеварительной, двигательной и др.

Учитель: С какими представителями многоклеточных животных вы познакомились на предыдущих уроках?

Ученик: С представителями типа губки.

Учитель:в начале путешествия, я хотела бы узнать с каким настроением вы отправляетесь в путь Поднимите карточки-настроения красная хорошее, зеленая – плохое.

Слайд с музыкой

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок, путешествие по гидросфере, поскольку все кишечнополостные — водные животные. Уважаемые участники экспедиции! Мы совершаем небольшое погружение в подводный мир, чтобы встретиться с некоторыми его обитателями.

На какие классы делят тип Кишечнополостные?

Слайд

Тип кишечнополостные

Учитель: У каждого члена экипажа на рабочем столе есть судовой журнал. Подпишите свои имена и фамилии на журналах. Открываем первую страницу. Для того чтобы, не спутать тип Кишечнополостных с другими морскими обитателями, давайте вставим необходимые слова, относящиеся к нашим исследуемым.

Слайд

«Кишечнополостные – это низшие (многоклеточные) животные. Их тело состоит из (двух) слоев – эктодермы и (энтодермы), они имеют (лучевую) симметрию. Характерно наличие (стрекательных) клеток, обитают преимущественно в (морских) водах и (пресноводных) водоемах.»

Слайд

Мы отправляемся в бухту Гидроидные.

Учитель: обратите внимание на краткую характеристику Гидроидных

Слайд

Уже на поверхности воды мы видим представителей класса Гидроидных. Перед вами морские гидроидные полипы и смешанные гидроидные полипы сифонофоры

Слайд

Гидроидным уделяют внимание не только ученые, но и скульпторы, художники и литераторы

Мифология и наука

Послушайте небольшую выдержку из статьи:

«В мифологии древних греков страшная лернейская Гидра упоминается при перечислении подвигов Геракла . Она описывается, как прожорливое змееобразное чудовище с девятью головами, наводящее ужас на всю округу и остающееся неуязвимым. Потому что на месте отрубленной головы у неё сразу же вырастала новая. Один только Геракл сумел справиться с грозным чудовищем, вооружившись, кроме меча, ещё и горячей головнёй, которой он прижигал обезглавленные шеи Гидры.

— Какое свойство Гидры здесь описано?(Регенерация)а что такое регенирация? (восстановление организмом утраченных или поврежденных частей тела)

Учитель: давайте дополним текст

(Слайд с текстом)

«Класс Гидроидные объединяет небольших по размеру (кишечнополостных) животных. Гидроидные существуют в виде (двух) жизненных форм. Первая – полип, имеющая (сидячий) образ жизни. Вторая жизненная форма – (плавающая) медуза.»

(Слайд с текстом)

Ребята нам пришла радиограмма и судя по тексту в ней имеются логические ошибки давайте их исправим (эта радиограмма у вас в судовых журналах и на экране)

«В течение теплого времени года гидра размножается половым (почкованием)путем, а с наступлением неблагоприятных условий – почкованием (половым путем) .Половые клетки образуются в энтодерме (эктодерме). »

КОРАЛЫ

Учитель: Мы приближаемся к берегам Австралии.

На глыбе крутой, ноздреватой
Коротенький, хрупок и мал –
Цветет стерженек розоватый,
Как легкое пламя – коралл.

Слайд

Мы попали в подводные коралловые заросли. Что же это за чудесные представители типа Кишечнополостных? Кто из вас может мне ответить?

Ученик: это коралловые полипы прочти краткую характеристику

Остов скелета известковый, имеются щупальцы, похожие на цветы. На щупальцах есть клетки, которые обжигают руку человек, словно раскаленный металл.

  • Как называются такие клетки? (стрекательные)

  • В каком слое тела они расположены? (эктодерме)

Если гидра способна отделять новые особи от своего тела, то кораллы – нет. Оказывается, кораллы растут с различной скоростью. Известен случай, когда затонувший в Персидском заливе корабль, через 20 месяцев был покрыт коралловой броней в 60 сантиметров толщиной. .

(Слайд)

Вокруг кораллов образуются коралловые острова – атоллы.) Внутри такого острова образуется лагуна. .

(Слайд)

Отмирая, кораллы образуют рифы

Известный вам из географии Большой Барьерный риф в Австралии.

(Слайд )

Любое путешествие невозможно без карты. Перед вами карта Австралии.

К доске показать расположение рифа.

Отметьте в своих судовых журналах, на контурной карте, месторасположение Большого Барьерного рифа.

слайд

Где же могут применяться кораллы?

Дополнение учителя: Скелеты кораллов используются как хороший строительный материал для постройки домов, набережных, для мощения улиц. Иногда их используют для заполнения водопроводных фильтров, для полировки и шлифовки деревянных и металлических изделий. Порошок некоторых видов кораллов используется для приготовления лечебных препаратов. Кораллы используются для изготовления украшений и сувениров.

Слайд

Кораллы имеют большое значение для экологического равновесия в природе. Они являются своеобразными очистителями воды; служат для некоторых обитателей подводного мира убежищем, а для других — пищей.

Слайд

Биологическая задача:

Известен факт: рак-отшельник, живущий в море, из тех, что в качестве панциря использует чью-то старую раковину, сажает на нее актинию — морское кишечнополостное. Какая польза от этого раку, а какая актинии?

(Перемещаясь, рак способствует улучшению газообмена у актинии, она же в свою очередь, прикрепившись к его раковине, защищает его своими стрекательными клетками и поедает, остатки его пищи)

Слайд

СЦИФОИДНЫЕ МЕДУЗЫ

Медузы имеют более сложное строение, чем другие кишечнополостные. Это крупные организмы, типичные морские гидробионты

Слайд

Медузы на 98% состоят из воды.

Слайд

Оказывается у медуз есть органы эхолокации и они могут почувствовать приближение шторма за 15 часов. Ученые заинтересовались этим и сконструировали приборы, предсказывающие шторм. Его называют «Ухо медузы»

Слайд 1, 2

Информацию о сцифоидных медузах вам поможет получить бортовой компьютер, послушайте его (запись о ядовитых медузах)

Слайд

Учитель: прежде чем переступить порог лабораторной каюты, я попрошу всех подняться и повторять за мной движения и текст, он на экране:

Ветер бурю нам сулил

И кораблик наклонил,

Но шагаем мы отважно,

А на море это важно.

Учитель: А теперь отправляемся в лабораторию.

Слайд

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«Распознавание животных типа кишечнополостные»

  • Назовите животных, изображенных на рисунках. К какому типу они относятся? Какие признаки сходства можно заметить в их строении-рисунок

  • Ответы учащихся к слайду 3: 1- медуза, 2 – гидра 3 – актиния, Эти животные относятся к типу кишечнополостных.

  • Слайд

  • Учитель: Распределите по классам животных типа кишечнополостных. Представители:

  • Корнерот

  • Пресноводная гидра

  • Актиния

  • Цианея

  • .Кораллы

  • Крестовичок

  • Классы:

  • Гидроидные сцифоидные коралловые

  • пресноводная гидра Крестовичок 9 актиния

  • Корнерот кораллы

  • Цианея

  • _ Выводы к л.р

Итак, к кишечнополостным относятся животные, у которых:

Учитель: — Какие классы кишечнополостных вызнаете?

Ученик: — Гидроидные полипы, Медузы, Кораллы.

Учитель: — Что у них общего?

Ученик: — Они имеют кишечную полость, щупальца, стрекательные клетки. Лучевой тип симметрии; Водная среда обитания

Учитель: — Чем они отличаются?

Ученик: — Гидроидные – колониальные, медузы – свободноплавающие, кораллы – покрыты известковым скелетом.

Учитель: — Хорошо. Что сегодня вы узнали?

Ученики: — Что у медузы есть органы эхолокации. Что коралл, медуза и гидра – кишечнополостные. Что актинии живут дружно с раками и помогают им. Что кораллы живые существа, хотя и покрыты известковым скелетом.

Учитель: — Молодцы. Что вы теперь умеете?

Ученики: — Отличить медузу и актинию. Отличить коралл от камня.

Учитель: — Молодцы. Где вы можете применить свои знания?

Ученики: — При наблюдении за животными. При беседе с учащимися младших классов. При написании творческой работы.

Учитель: — Хорошо.

IV. Закрепление.

_____________слайд __________________________________

Проведем небольшую тестовую работу.

Оценка баллов:

6 правильных — «5»

4-5 правильных «4»

3 правильных- «3»

2-1 правильных «2»

1. К типу кишечнополостные относятся:

а) актиния;

б)вольвокс;

в) форамениферы;

г) коралловые полипы.

Ответ: a, г.

2. Переваривание нищи в организме гидры происходит в:

а) стрекательных клетках;

б) клетках со жгутиками;

в) кишечной полости;

г) промежуточных клетках,

Ответ; в.

3. Кишечнополостные обитают:
а) в водной среде;

б) в почве;

в) в наземно-воздушной среде;

г) в живых организмах.

Ответ: а.

4. Непереваренные остатки пищи удаляются из организма гидры через:

а) щупальца;

б) поры;

в) порошицу;

г) рот.

Ответ: г .

5. Кишечнополостные дышат:

а) жабрами;

б) легкими.

л) поверхностью тела;

г) кишечной полостью.

Ответ: в.

6. Рефлекс это:

а) способность организма ощущать изменение температуры;

б) способность организма ощущать изменение освещенности;

в) ответ организма па раздражение, осуществляющейся при участии нервной системы.

(Взаимопроверка свериться со слайдом )

Слайд

Поднимите сигнальную карточку, соответствующую вашему настроению.

Ну что же, я рада, что путешествие вам доставило большое удовольствие.

А теперь, ребята, заполните, пожалуйста, следующую анкету:

Слайд У НАС НА УРОКЕ

Учитель: Все задачи нашей экспедиции выполнены.прочтите цель нашего урока достигли мы ее ?

Домашнее задание: Выполните кроссворд: «Кишечнополостные» оно в ваших судовых журналах

Слайд с музыкой

Заключительное слово учителя.

Ребята, в заключение урока я хочу обратить ваше внимание на слова немецкого поэта Гёте «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Смысл этого высказывания состоит в том, что все на нашей планете уникально, каждый вид, каждая группа растений, животных требует глубокого исследования и изучения, охраны и бережного отношения. Сегодня эта книга открыта для вас на царстве животных. Любите их, изучайте, узнавайте что-то новое! А я желаю вам успеха в ваших открытиях! Этот урок нас познакомил и сдружил, но пора расставаться. Я благодарю всех, кто принимал активное участие в нашем путешествии. И хочу поставить оценки следующим ребятам.

(Учитель объявляет оценки)

Мне было очень приятно работать с вами.

И хоть хвалиться не прилично,

Я должна вам так сказать,

Что вы можете отлично и работать и играть.

Д/Задание

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here