МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
конспект урока
«Скелет человека. Осевой скелет»
8 КЛАСС
подготовила
учитель биологии
высшая категория
Андреева Эльвира Юрьевна
Норильск – 2010
ТЕМА: Скелет человека. Осевой скелет.
ЦЕЛИ УРОКА: проверить знания учащихся о строении трубчатых костей, установить связь макро- и микроскопического строения; изучить отделы скелета человека; выявить различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрыть взаимосвязь строения и функций осевого скелета.
Образовательные: раскрыть особенности строения скелета человека, деление его на отделы. Продолжить развитие умений изучать, анализировать и делать выводы при изучении материала и натуральных объектов.
Развивающие: совершенствовать умения проводить наблюдения за натуральными объектами, давать общую характеристику изучаемого материала; продолжить тренировку памяти, развития умения анализировать, обобщать, делать выводы, сопоставлять теоретические и практические знания, полученные на уроках. Развивать внимание, аккуратность, наблюдательность. Продолжить развивать навыки работы с ПК.
Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалестического мировоззрения учащихся на основе взаимосвязи строения и функций организма человека, формирование осознания необходимости заботиться о своем здоровье на основе знаний строения скелета человека. Продолжить развитие умений учащихся работать в группах, слушать оппонентов.
ОБОРУДОВАНИЕ: микроскопы, микропрепарат «Строение кости», скелет человека, скелет черепа, раздаточная таблица «Скелет человека», персональные ПК, проектор, электронный микроскоп, таблица «Скелет человека».
ХОД УРОКА:
1. Организация класса 2 минуты
-
приветствие
-
работа с журналом
-
установка на работу во время урока по группам (сформированным заранее).
2. Проверка знаний, умений, навыков 12 минут
Задачи этапа: проверить знания учащихся по строению трубчатых костей и установить связь макро- и микроскопического строения.
— На прошлом уроке мы с вами приступили к изучению опорно-двигательной системы человека. И сегодня с целью проверки, как вы усвоили изученный материал по одному из вопросов, мы проводим лабораторную работу. Инструкция по выполнению лабораторной работы находится перед вами. Она немного скорректирована по сравнению с той, которая находится в нашем учебнике.
— Перед тем как выполнять лабораторную работу напоминаю о соблюдении правил техники безопасности при работе с микроскопом. Алгоритм оформления лабораторной работы вы видите на экране.
— Для выполнения лабораторной работы вам понадобится рисунок в учебнике на странице 49, рисунок № 19. Работаем парами. Внимательно читайте задания. Если будут возникать вопросы, пожалуйста, обращайтесь.
Лабораторная работа №3
«Микроскопическое строение кости»
-
Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. С помощью рисунка 19, А и Б определите: поперечный или продольный срез вы рассматриваете?
-
Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.
-
Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.
-
Сделайте вывод об особенностях микроскопического строения кости.
В ХОДЕ РАБОТЫ:
— Сейчас на экране вы видите фотографию, которую я выполнила при помощи электронного микроскопа и компьютера с такого же микропрепарата, как у вас. Сравните это фото с тем, что вы видите в поле зрения своего микроскопа. А потом, еще сравните с рисунком в учебнике.
— Давайте подведем итог нашей лабораторной работы.
Внимание на экран.
Отвечаем на вопросы:
1. Подумайте, почему компактное вещество состоит из многочисленных трубочек с прочными стенками.
2. Как это способствует прочности кости при наименьшем расходе материала и массы костного вещества?
3. Почему корпус самолета делают из прочных дюралюминиевых трубчатых конструкций, а не из листового проката?
3. Изучение нового материала ____ 24 минуты
Задачи: изучить отделы скелета человека; выявить различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрыть взаимосвязь строения и функций осевого скелета.
— Изучение нового материала мы начинаем с постановки проблемных вопросов:
(внимание на экран)
1. Для чего человеку необходимы знания об особенностях строения костей?
2. Для чего необходимо знать отдельные части скелета?
— Изучив новый материал, мы в конце урока должны будем ответить на эти 2 вопроса.
— Сейчас вы видите на столах задания для групп по изучению нового материала (они распечатаны на листах зеленого цвета)
P/S. Цветные листы сегодня на уроке использованы для быстроты выполнения заданий, чтоб вы лучше ориентировались.
— Номер группы написан у вас на столе. За отведенное время, вам коллективно необходимо найти ответ на доставшийся вам вопрос в электронном тексте нашего учебника, сравнить его с текстом параграфа 11, на странице 50. Обсудить и выполнить задание, доставшееся вашей группе на желтых листах. Лист заполняет каждый индивидуально, поэтому не забудь те его подписать. К концу урока на этих листах будут отражены результаты вашей деятельности. После вашей самостоятельной работы, представитель от группы изложит материал остальным учащимся.
— Я буду исполнять роль консультанта, не стесняйтесь, задавайте вопросы по заданию для вашей группы.
— Работаем. У вас 6 – 7 минут.
Задания для групп по изучению нового материала.
Прочитайте текст электронного учебника.
Посмотрите текст в параграфе 11 в простом учебнике.
И ответьте на вопросы для вашей группы.
Группа №1.
-
Функции скелета.
-
Что такое скелет, на какие 2 основные части он подразделяется?
-
Почему скелет называют осевым?
Группа №2.
-
Назвать и показать на модели отделы скелета человека.
-
Почему кости имеют различную длину, толщину, форму и не ровную поверхность?
Группа №3.
-
Особенности строения черепа человека.
-
Найти и показать на модели части скелета черепа.
-
Найти и показать на модели основные кости частей скелета черепа.
-
Почему мозговая часть скелета черепа преобладает над лицевой частью?
-
Продемонстрировать одноклассникам на себе расположение основных костей черепа.
Группа №4.
-
Найти отделы позвоночника.
-
Изучить строение позвонков. Показать части позвонка на экране.
-
Выяснить, какие особенности в строении позвоночника появились, в связи с прямохождением.
Группа №5.
-
Какими костями образована грудная клетка?
-
Выявить особенности строения, формы грудной клетки в связи с прямохождением.
— Перед тем как услышать ваши ответы, посмотреть, как вы поработали, несколько минут для расслабления и снятия напряжения. Тем более сегодняшний материал как нельзя кстати.
(ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)
-
Встать, ноги врозь, руки за голову. Произвести круговые движения тазовой частью на счет 1,2,3 – вправо; на счет 4,5,6 – влево; на 7,8 – стряхнуть руки вниз и расслабить (полное расслабление).
-
Встать, ноги врозь, руки на пояс. Наклоны головой: на счет 1 – к плечу, 2 – вперед, 3 – к другому плечу, 4 – назад. Потом в обратную сторону: 5,6,7,8.
— Отдохнули, приступаем к обсуждению ваших работ. Одна группа сообщает материал, а остальные: взяли в руки ручку и заполняете ваши желтые листки.
— Первая группа
Значение ОДС:
опора и сохранение форм тела движение защита органов от травм
-
Скелет – совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок. Скелет разделяют на две части: осевой и добавочный. Всего около 220 костей.
3. Осевой скелет определяет форму тела, служат опорой мягким частям, является осью нашего тела, к которой крепятся все остальные части.
— Вторая группа
осевой | добавочный | ||
череп | Скелет туловища | Кости поясов конечностей | Кости свободных конечностей |
2. Кости скелета человека, разных его отделов, отличаются друг от друга размерами, формами, толщиной потому что они все выполняют разные функции. Шероховатость костей связана с тем, что к ним крепятся мышцы.
— Третья группа
Функции: определяет форму головы, защищает головной мозг, орган слуха, обоняния, зрения; место прикрепления мимических мышц. | |
лицевой отдел | мозговой отдел |
верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые, решетчатая кости | непарные лобные и затылочная кости, парные височные, теменные; клиновидная кость, пирамидные отростки височных костей. |
— Четвертая группа
— Пятая группа
Функции: защита спинного мозга; приспособление к прямохождению; поднятие, опускание и поворот головы; защита органов грудной клетки | |
позвоночник | грудная клетка |
|
|
Отличия строения скелета человека по сравнению со скелетом обезьяны, связанные с прямохождением и физической нагрузкой.
изменения | для чего | из-за чего | |
Грудная клетка
| Расширена в стороны | Увеличивает размах рук | С прямохождением |
Позвоночник | С «S» образным изгибом | Пружинит, смягчает толчки при движении | С прямохождением |
Череп | Мозговой преобладает над лицевым | Большее развитие головного мозга | С умственным и физическим трудом |
— Для проверки, как вы усвоили сегодняшний материал, выполним тест об отделах скелета. Задания расположены на розовых листах. Посмотрите, задания напечатаны на обороте. Выполняем. Читайте внимательно.
4. Закрепление изученного материала __ 3 минуты
-
Нам осталось ответить на наши проблемные вопросы:
-
Внимание на доску или экран.
(отвечаем на вопросы)
5. Домашнее задание ___ 2 минуты
§ 11, задание 35 стр. 18
* задание 36 стр. 19
6. Подведение итогов, выставление оценок __ 2 минуты
на всякий случай….
трубчатые | губчатые | плоские |
основа скелета конечностей – кости плеча, предплечья, голени | кости тел позвонков, грудины, мелкие кости кисти и стопы | кости образующие свод черепа |
функции: | ||
передвижение в пространстве и поднятие тяжестей | опорная | защитная |
Рост кости: в дину – за счет хрящевой ткани на концевых частях костей;
в толщину – за счет надкостницы
Рост костей – до 25 лет!
Рост костей – регулирует гормон роста – в гипофизе, если гормона мало: карлик, если много – великан, если норма – нормальный человек.
— всю жизнь происходит обновление старого костного вещества – чем больше нагрузка на скелет, тем активнее идут процессы обновления – физическая нагрузка, труд во время формирования скелета способствуют его развитию и укреплению.