Природа – бесценный дар!
Цель:
углубить представления о ценности природы для человека и роли человека в сохранении богатств природы.
Задачи.
-раскрытие сущности взаимозависимости челове6ка и природы
-развитие эмоционально-чувственного восприятия природы
-воспитание заботливого и бережного отношения к природе
Оборудование: фонограмма спокойной музыки, глобус, маркеры, альбомные листы, контуры детских ладоней, бумажные цветы
Ход мероприятия
Учитель. Добрый день ребята! Сегодня всех нас собрала очень важная тема природы. И мы отправляемся с вами в путешествие на этом корабле «Земля»
ЗЕМЛЯ УНАС только одна …..Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия в нем Но люди должны обращаться с ним бережно. Механизм жизни прочен необычно, но не беспредельно, В случае поломки пересесть нам будет не на что.
Ни лес, ни реки, ни луга не могут сами позаботится о себе. Не могут защитить себя ни птицы ,ни насекомые, ни звери.
С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу мусор- уберите его, закопайте в землю.
Берегите птиц, насекомых, муравьев….Первое, с чего начнешь дружбу с природой, будет то ,что ты не принесешь ей вреда.
Круг радости.
Для всех
Наталья Бромлей
Мы бродили по полям,
По лесам бродили
И делили пополам
Все, что находили,
Тебе цветок!
И мне цветок!
Тебе грибок !
И мне грибок!
Речку мы делить не стали,
Острова делить не стали,
Словно маленький орех,
Ведь леса, поля и дали –
Все для всех!
Все для всех!
Учитель: Ребята вам каждому было дано задание написать на своём цветке (вырезанный из цветной бумаги образец цветка выдавался накануне к классу) пословицы и поговорки, связанные с природой Родного Края.
Учитель. На середину круга приглашаются учащиеся класса. Расскажите нам о своих находках.(Выступления учащихся. Цветки, на которых записаны пословицы, прикрепляются на доске
Учитель. И так что бы нам продолжить путешествие необходимо ответить на вопросы викторины.
Мини-викторина.
1. О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшейся благоуханной чашей.
О каком цветке идет речь? (О розе)
2. Этого жучка издавна называли «Солнышко». Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, – никому не опасен кроме тли.
О каком насекомом идет речь?
3. Этот цветок получил свое название от древнегальского слова « ли-ли», что означает «белый – белый. Как сейчас называется этот цветок? (Лилия)
4. Какие организмы поглощают углекислый газ и выделяют кислород? (Растения)
5. Какие вы знаете лекарственные растения? (Одуванчик, ромашка, крапива, подорожник…)
6. Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит. (Крапива)
7. Кто любит меня,
Тот и рад поклониться,
А имя мне дала
Родная землица. (Земляника)
8. Стоят в поле сестрички –
Желтые глазки,
Белые реснички. (Ромашка)
9. Кувшинки и блюдца
Не тонут и не бьются
Это водяная … (лилия).
10. Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него –
И не будет ничего. (Одуванчик)
11. Это растение называют «кормильцем Востока» Что это за растение? (Это рис – древнейший культурный злак, который выращивают жители юго-восточной Азии с 2800 г. до н.э.)
12. Есть на земле растения-хищники, которые питаются насекомыми? (Есть. Например, росянка – насекомоядное растение.)
Учитель. Общение с природой благотворно влияет на человека, рождает в его душе гамму прекрасных чувств, которые повышают настроение, жизненный тонус, работоспособность.
Послушайте как описывал природу Лев Толстой
«Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и перилеваются на солнце разными цветами — желтыми, и красными, и синими. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увииешь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат, и капли катаются по листику и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Было , сорвешь такую, чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.»
И у вас ребята каждого есть свой любимый уголок природы. Нарисуйте его и расскажите о нем так, чтобы в нем захотелось побывать всем.(пока ребята выполняют задания, звучит тихая мелодия)
Учитель. Продолжаем путешествие. Красная книга! Почему она красная? Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись! Еще один неосторожный шаг и может быть поздно. К сожаленью, бывая на природе, не всегда люди останавливаются перед красиво цветущими растениями, чтобы полюбоваться ими, а как правило, стремятся сорвать их для букета. Нет слов, природа беспредельно разнообразна, красива и щедра, но нельзя допускать, чтобы ее щедрость оборачивалась разорением. За последние годы некогда широко распространенные растения и животные стали встречаться редко, а в некоторых местах полностью исчезли. Вот в красную книгу и занесены списки редких и исчезающих растений и животных.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
– Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений.
(Показывают слайды редких растений.)
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
– Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений.
(Показывают слайды редких растений.)
Учитель. Купавка, василек, пион тонколистный, степной тюльпан, подснежник… Например, степной тюльпан, подснежник. Эти цветы появляются одними из первых, сразу из-под снега, и поэтому люди срывают их, делают букеты, не понимая, что этих цветов так мало.
Красная книга – книга тревоги.
Знай, все растения в ней – недотроги.
Рвать не нужно их друзья!
Охраняйте их друзья.
Рефлексия
Учитель. Ребята! Давайте сформулируем правила поведения в природе.
Учитель отмечает, что сегодня природа нуждается в защите и заботе, раздает детям контуры детских рук и предлагает написать на них, что бы они сделали по защите окружающей среды. Ребята выходят к доске, читают то, что они написали на контуре рук и располагают на доске по кругу, в виде цветочка. Учитель обращает внимание детей на то, что своими руками они вырастили такой прекрасный цветок. Пусть цветы вечно цветут на нашей земле и радуют нас.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель передают детям встать в круг и передать глобус с пожеланиями. Например: «Я передаю в твои руки этот хрустальный земной шар. Хочу, чтобы на нашей Земле всегда был чистым и прозрачным воздух,… чистая вода, не погибли животные, растения от кислотных дождей, не прекращали пение птицы и т. д.».
Природа – бесценный дар, источник живительной силы человека.
В природе все продумано и устроено.
Общение с природой благотворно влияет на человека, рождает в его душе гамму прекрасных чувств, которые повышают настроение, жизненный тонус, работоспособность.
Бережное отношение человека к природе не только преумножает ее красоту и богатство, но и облагораживает самого человека духовно и физически.
Природа как книга,
страницы которой полны глубокого содержания.
Иоганн Вольфранг Гете
Природа не может перечить человеку, если человек
не перечит ее законам.
М. Пришвин.
Для всех
Наталья Бромлей
Мы бродили по полям,
По лесам бродили
И делили пополам
Все, что находили,
Тебе цветок!
И мне цветок!
Тебе грибок !
И мне грибок!
Речку мы делить не стали,
Острова делить не стали,
Словно маленький орех,
Ведь леса, поля и дали –
Все для всех!
Все для всех!