Конспект учебного занятия
Педагог:Селезнёва В.И.
Предмет: Класс: 11
Тема урока: «Повременная форма оплаты труда».
Цель: Изучение основных понятий темы «Повременная форма оплаты труда», способы начисления и расчет заработной платы.
Задачи:- познакомить обучающихся с повременной формой оплаты труда;
— сформировать и познакомить учащихся со способами начисления повременной оплаты труда;
— сформировать умение рассчитать месячную, дневную и часовую тарифную ставку;
— сформировать умение начислять повременно-премиальную оплату труда.
Этапы работы | Содержание этапа | |||||
Деятельность педагога | Деятельность учащихся | |||||
1
| Организационный момент. Цель: подготовка учащихся к продуктивной работе на уроке Задачи для педагога: подготовить учащихся к активной учебно-познавательной деятельности
Задачи для учащихся: подготовиться к уроку
Методы: рассказ | Приветствие, проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку. Сегодня мы продолжаем изучение раздела «Учет труда и заработной платы». Это достаточно большой раздел и изучать мы его будем до конца первого полугодия. Мы с вами познакомимся с формами оплаты труда, методами начисления и научимся составлять бухгалтерские проводки, лицевые и расчетные ведомости, в том числе и с помощью компьютера.
| Проверяют свою готовность к уроку.
| |||
2 | Актуализация знаний. Цель: анализ или определение уровня знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала Задачи для педагога: провести устный опрос Задачи для учащихся: повторить пройденный материал Методы: устный опрос
| — На предыдущем уроке мы познакомились с формами оплаты труда:
Молодцы! Вы в основном хорошо справились с заданием, ответы были правильные, грамотные. | Ответы учащихся. Ученик на доске прикрепляет таблички с помощью магнитов с названиями форм оплаты труда.
| |||
3 | Мотивационное начало урока Цель: стимулирование познавательной активности учащихся Задачи для педагога: сообщить тему урока; определить цель урока; показать практическую значимость учебного материала Задачи для учащихся: понять значение знаний и принять его Методы: беседа Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация по теме | — Тема нашего сегодняшнего урока «Повременная форма оплаты труда» (Слайд № 1). На современном этапе научно-технического прогресса, для которого характерны механизация и автоматизация производственных процессов, замена ручного труда машинным, увеличение объема опытно-экспериментальных работ, существует постоянная тенденция расширения сферы применения повременной оплаты труда. Таким образом, сформулируем цель нашего урока – научиться начислять заработную плату при повременной форме оплаты труда. | Обучающиеся записывают тему и знакомятся с целью урока.
| |||
4 | Объяснение нового учебного материала Цель: формирование понятия повременной формы оплаты труда; актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся Задачи для педагога: дать учащимся конкретное представление о способах начисления повременной оплаты труда; объяснить сущность месячной, дневной и часовой оплаты труда; разъяснить предназначение повременно-премиальной формы оплаты труда; рассмотреть примеры начисления повременной и повременно-премиальной форм оплаты труда Задачи для учащихся: записать в тетрадях определения, опорные пункты, тезисы конспекта Методы: объяснительно-иллюстрированный, беседа Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация по теме | Повременная оплата труда — это форма оплаты труда, при которой размер заработка рабочего зависит от его тарифного разряда и количества отработанного времени. Такая форма оплаты может выражаться в виде дневной, недельной или месячной заработной платы . Обычно повременная заработная плата применяется на производствах, где главную роль играет качество продукции; количество произведенной в единицу времени продукции не зависит от индивидуальных усилий рабочего (на автоматизированном производстве, конвейере); невозможно или очень трудно точно нормировать труд, определить нормы времени и выработки. Оплата труда бывает простая повременная и повременно-премиальная. Простая повременная оплата труда чаще всего применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих, технических специалистов и служащих, когда оплата труда не связывается с конечным результатом и непосредственно не влияет на качество продукции и услуг (в частности, для кладовщиков , табельщиков, кассиров, учетчиков, курьеров , вахтеров, лифтеров и др.). Простая повременная оплата труда подразделяется на почасовую, поденную и помесячную. Почасовая заработная плата рабочего-повременщика (3) определяется умножением часовой тарифной ставки (Ст.ч.) на фактически отработанное время (Fф): При поденной оплате труда определяется размер дневной ставки , а заработок зависит от количества отработанных дней. Помесячная фактическая заработная плата рабочего-повременщика (Зф) рассчитывается по формуле где Зн — установленный работнику месячный должностной оклад (заработная плата нормативная), грн.; Тф., Тн — продолжительность работы за месяц соответственно фактическая и нормативная, ч. Простая повременная оплата эффективна в стабильных условиях производства с высоким качеством работы и дисциплиной труда. Повременно-премиальная оплата труда применяется тогда, когда условия производства и квалификация рабочих-повременщиков различаются существенно и необходимо учитывать не только дифференциацию в квалификации труда, но также психологические и экономические факторы. Сделать это можно за счет дополнительной заработной платы (3д), которая зависит от совокупности доплат и выплат за результаты и сложность труда: Зд = Зн (Ди + Дс + Дм + Дб + Дк + Дн), где Ди — доплата за интенсивность труда, %; Дс — доплата за совмещение профессий, %; Дм — доплата за многосменный режим, работу в вечернее и ночное время, %; Дб — доплата бригадирам и звеньевым, %; Дк — доплата за классность (например, водителям , машинисткам), %; Дн — доплата за ненормированный рабочий день, %. В итоге формула, по которой определяется повременно-премиальная заработная плата (Зп.пр.), приобретает такой вид: где Кп — коэффициент премирования, определяемый с учетом всех видов надбавок и доплат, %. Повременно-премиальная оплата труда позволяет теснее увязать размер заработной платы с конкретными задачами данного рабочего места, бригады (по лучшему использованию оборудования, экономии сырья, материалов и топлива, бережному обращению с инструментами и т. д.). При такой системе помимо основного тарифного заработка рабочий получает премию за достижение высоких показателей. Например, рабочие, ремонтирующие оборудование, премируются за безаварийную работу машин и механизмов, выполнение графиков ремонта. Для рабочих-повременщиков в зависимости от их специальности и характера производства могут быть установлены премии в размере 10, 15, 20 и 25 % тарифной ставки (оклада). Тем, кто занят на конвейерах, поточных линиях, производстве оборонной продукции, а также ремонтом технологического оборудования, размеры премий с разрешения министерств и ведомств могут быть увеличены до 30 % тарифной ставки (оклада). Производственные рабочие-повременщики, занятые на работах в экспериментальных и на опытных производствах, а также на испытании и доводке машин и других изделий, могут премироваться в размере до 40 % тарифной ставки (оклада). Применение повременно-премиальной оплаты труда требует четкого определения объема работ и обязанностей рабочего, установления норм обслуживания, учета показателей работы повременщика. За производственные упущения и нарушения трудовой дисциплины руководители имеют право полностью лишать работников премии или снижать ее размер.
|
Записывают определение повременной оплаты в тетрадь.
Запись в тетрадь: Почасовая, поденная, помесячная.
Запись в тетрадь: Формула почасовой оплаты труда.
Записывают формулу помесячной оплаты труда в тетрадь.
Учащиеся записывают определение повременно-премиальной формы оплаты труда в тетрадь.
Обучающиеся записывают формулу
.
Обучающиеся фиксируют формулу расчета повременно-премиальной оплаты труда в тетрадь.
| |||
5 | Практическая работа Цель: применение полученных знаний на практике, развитие умений и навыков. Задачи для педагога: научить применять на практике полученные знания и умения, анализировать, сравнивать, делать выводы Задачи для учащихся: научиться рассчитывать месячную, дневную, часовую тарифные ставки; начислять заработную плату повременной и повременно-премиальной оплаты труда Методы: объяснение, выполнение практической работы Оборудование: карточки-задания | В ЗАО «Салют» установлена пятидневная 40-часовая рабочая неделя с двумя выходными (суббота и воскресенье). Согласно производственному календарю количество рабочих дней в текущем году составило: — в январе — 16 дней; — в феврале — 20 дней; — в марте — 21 день. Сотруднику компании Иванову установлен оклад в размере 40 000 руб. При этом он отработал: — в январе — 12 дней (4 дня — отпуск за свой счет); — в феврале — 20 дней; — в марте — 18 дней (3 дня — временная нетрудоспособность). Положением о премировании, принятом в компании, предусмотрено, что при добросовестном выполнении трудовых обязанностей работнику начисляется премия в размере 20% от его должностного оклада. При этом сумму премии начисляют сотруднику компании пропорционально отработанному времени. Заработная плата Иванова составит: — за январь: 40 000 руб. : 16 дн. × 12 дн. = 30 000 руб.; (40 000 руб. × 20%) : 16 дн. × 12 дн. = 6000 руб. 30 000 + 6000 = 36 000 руб. — общая сумма зарплаты за январь; — за февраль: 40 000 руб. : 20 дн. × 20 дн. = 40 000 руб.; (40 000 руб. × 20%) : 20 дн. × 20 дн. = 8000 руб.; 40 000 + 8000 = 48 000 руб. — общая сумма зарплаты за февраль; — за март: 40 000 руб. : 21 дн. × 18 дн. = 34 286 руб.; (40 000 руб. × 20%) : 21 дн. × 18 дн. = 6857 руб.; 34 286 + 6857 = 41 143 — общая сумма зарплаты за март. | Учащиеся выполняют практическую работу.
.
| |||
6 | Закрепление изученного учебного материала Цель: закрепление полученных знаний, навыков. Задачи для педагога: обобщить полученные на уроке сведения
Задачи для учащихся: сформулировать ответы
Методы: беседа
| Итак, подведем итоги: что нового вы сегодня узнали?
| Отвечают на вопросы. | |||
7 | Подведение итогов. Рефлексия. Цель: осуществление анализа и оценки достижения поставленных целей Задачи для педагога: проанализировать допущенные ошибки, оценить успешность достижения целей
Задачи дляучащихся: анализируют свою деятельность, оценивают степень освоения материала
Методы: беседа
| Проводится анализ и оценка работы класса и отдельных обучающихся во всех видах деятельности (активность, грамотность ответа), выставляется оценка. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках. | Фиксируют ожидаемую отметку, определяют свой рейтинг в общей массе класса. | |||
8 | Задание на дом Цель: закрепление и применение полученных ЗУН Задачи для педагога: сообщить учащимся о домашнем задании
Задачи для учащихся: записать домашнее задание Методы: беседа
| Домашнее задание: Выучить конспект.
— На этом наш урок закончен, спасибо за внимание! | Записывают домашнее задание |