МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»
МО учителей-предметников Зам. Директора Директор
____________________________ __________________________ ____________________________
«_____»________________2012г. «______»________________2012г. «______»________________2012г.
Прошла экспертизу
на методическом совете
« 30 » сентября 2009г.
протокол №1
Утверждена приказом
директора школы
№ 190 от 02.10.2009г.
Конспект урока для 11 класса
«ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»
Составила учитель Власовец Татьяна Николаевна
г. Югорск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
Современная Россия – это страна, в экономической жизни которой произошли в конце XX — начале XXI века существенные изменения. В первую очередь, это возможности для формирования конкурентной рыночной среды. В России получило юридическое признание право собственности, что вызвало к жизни активную предпринимательскую деятельность. Но в настоящее время уровень развития малого предпринимательства в нашей стране, оцениваемый по общепринятым в развитых странах показателям, недостаточен. Доля экономически активного населения, занятого в сфере малого предпринимательства в России, в 2 – 3 раза ниже по сравнению с уровнем западноевропейских стран, где данный показатель составляет 40 – 50%. Более того, в последние годы по уровню вовлечённости населения в сектор малого предпринимательства увеличивается разрыв даже со странами Восточной Европы.
Поэтому в новых экономических условиях инновационные процессы России требуют изменения мировоззрения и менталитета россиян и, в частности, формирования у каждого понимания предпринимательства как основной характеристики личности, и как вида деятельности. Работа в условиях рыночной экономики выдвигает перед гражданами Российской Федерации, стремящимися к предпринимательской деятельности, требование высокой компетентности в осуществлении бизнеса.
Новый тип мышления особенно важно сформировать у молодежи, которой предстоит жить и трудиться в обновленной России.
Именно в этом важность изучения курса «Экономика и предпринимательство».
Элективный курс «Экономика и предпринимательство» дает возможность учащимся проанализировать основы предпринимательской деятельности, оценить свои профессиональные возможности и потребности на основе изучения юридических источников, анализа деятельности предприятий различных видов в условиях рыночных отношений и конкуренции.
Значимость элективного курса «Экономика и предпринимательство» — это помощь учащимся в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смысловой, общекультурной, коммуникативной, социально-трудовой компетентности и компетентности личностного самосовершенствования.
Программа элективного курса «Экономика и предпринимательство» направлена на получение учащимися знаний в сфере предпринимательской деятельности.
Цель курса – формирование у учащихся метапредметных компетенций, умений применять полученные знания для анализа экономических процессов в стране, оценивать свои предпринимательские способности на основе комплекса знаний о принципах, организационно-правовых основах, характеристиках предпринимательства в Российской Федерации.
Задачи:
-
изучить нормативные акты РФ, которые регламентируют предпринимательскую деятельность;
-
изучить этапы создания организационно-правовых форм предприятий и фирм;
-
изучить основной механизм функционирования предприятий и фирм;
-
ознакомить обучающихся с основами построения взаимоотношений с хозяйствующими партнерами;
-
научить учащихся анализировать экономические процессы, тенденции развития предпринимательства в России и за рубежом;
-
научить учащихся использовать алгоритм анализа способности к предпринимательству;
-
сформировать у учащихся представления о способностях к предпринимательской деятельности;
-
создать условия для развития интереса к предпринимательской деятельности (воспитательная задача).
Изучение данного элективного курса рассчитано на 35 часов в 11 классе, по окончании которого учащиеся защищают проект в рамках предусмотренного зачета.
В основе механизма реализации программы лежит идея личностно-ориентированного обучения при активной индивидуальной самостоятельной учебной деятельности соразмерно возможности и потребности ученика.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
(модель выпускника)
Обучащиеся должны знать:
— основные виды и формы предпринимательства;
— особенности функционирования фирм и предприятий различных организационно-
правовых форм;
— особенности регистрации предприятий и фирм различных форм хозяйствования.
Обучающиеся должны уметь:
— характеризовать типы и виды предприятий;
— создать свое дело.
— давать оценку перспектив рисков;
— анализировать черты предпринимателей;
— анализировать законопроекты хозяйственного права.
Уровни освоения программы:
Репродуктивный уровень
Обучающий дает определения понятий, перечисляет характеристики видов,
называет основные компоненты механизмов; черты предпринимательства.
Продуктивный уровень
Обучающийся характеризует понятия, виды, умеет отличать по заявленным
признакам явления, процессы, виды, формы предпринимательской деятельности;
характеризует практическую деятельность предприятий с различной нормативно-
правовой основой.
Творческий уровень
Обучающийся анализирует предпринимательскую деятельность, конкуренцию,
деятельность предприятий, оценивает и прогнозирует варианты ее эффектив-
ности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Элективный курс «Экономика и предпринимательство» является дополнительным курсом, который обеспечивает дальнейшее развитие знаний и умений учащихся, получаемых ими при реализации программы по обществознанию в 11 классе, углубляет знания учащихся, создает условия для овладения способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности.
Элективный курс способствует формированию общепредметных компетенций:
-
Ценностно-смысловая компетенция в рамках умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать оценочные суждения, решения, сферы правовых отношений в условиях хозяйственной деятельности. Ценностно-смысловая компетенция данной окраски обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит развитие индивидуальной образовательной траектории обучающегося и, возможно, программа его жизнедеятельности в целом.
-
Общекультурная компетенция отражает круг вопросов хозяйственного права, основ предпринимательской деятельности, психологических основ предпринимательства, о роли конкуренции в условиях рыночных отношений. Общекультурное содержание курса «Основы предпринимательства» включает в себя основы предпринимательства в форме понятий, законов, принципов, методов, выдвигаемых учащимися гипотез, ценностных установок, лежащих в основе решения человечеством в целом и россиянами в частности проблем экономики, выхода из кризисного состояния.
-
Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда мы отнесем умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам обучающийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальных сведений о хозяйственной жизни современности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами.
В рамках данной компетенции формируются умения и навыки: сравнения, сопоставления, классификации, ранжирования объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, умение различать факт, мнение, доказательство, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, предполагающих стандартное применение одного из них, выдвижение предположений и проверка их на практике, формулирование понятий на основе выделенных существенных признаков, творческое решение практических задач, самостоятельное выполнение задач, участие в проектной деятельности, поиск функциональных связей.
-
Информационная компетенция – при помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер) и информационных технологий (аудио, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет, электронное учебное пособие) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
-
Коммуникативная компетенция включает развитие знаний о способах взаимодействия с людьми, навыки работы в группе, паре, владение различными социальными ролями в коллективе, умение вести дискуссию, владение монологической и диалогической речью
-
Социально-трудовая компетенция позволяет обучающимся овладеть минимально необходимыми в жизни современного общества навыками социальной активности и функциональной грамотностью, опытом профессионального самоопределения.
-
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик, который действует в своих интересах и возможностях, что выражается в формировании психологической грамотности и культуры мышления и поведения.
Формы организации познавательной деятельности
-
Фронтальная;
-
Групповая;
-
Парная;
-
Индивидуальная.
-
Методы и приемы обучения
-
Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
-
Поисковый метод;
-
Метод проблемного обучения;
-
Метод эвристической беседы;
-
Анализ;
-
Дискуссия;
-
Диалогический метод;
-
Практическая деятельность;
-
Проектирование.
Содержание контроля:
— понятия, термины;
— законы и нормы хозяйственного (предпринимательского) права;
— юридические основы деятельности предприятий разных организационно-
правовых типов;
— умение характеризовать виды предпринимательства;
— умение характеризовать виды конкуренции;
— умение характеризовать инновационное предпринимательство;
— деятельность малого предприятия;
— умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность
предприятий, высказывать свои суждения, строить умозаключения.
Формы контроля уровня достижений и образовательный продукт:
— тестирование;
— самоконтроль (тестирование в электронном учебном пособии);
— результаты практическая работа – таблица, схема, заключение экспертизы,
анализ;
— участие в круглом столе;
— защита проектов;
— устный контроль;
— презентации результатов анализа и исследования.
Название темы, темы уроков | Дата проведения |
Понятийный аппарат темы |
Планируемый результат темы
| Методы, формы организации УВП, в том числе формирование компетентностей | Содержание, формы контроля по формированию ЗУНов и компетентностей | |
1
2
3
4
5
6 |
Тема 1. Введение. Понятие об экономике Понятия собственности Формы предпринимательства
Что такое экономика
Что такое предпринима-тельство
История становления предпринимательства в России
Экономические аспекты собственности
Правовые аспекты собственности
Содержание и современные формы предпринимательства |
6ч.
07.09
14.09
21.09
28.09
05.10
12.10 |
Экономика,
бизнес,
предпринимательство,
собственность,
государственные и муниципальные предприятия |
Знать: — что такое «экономика», «бизнес», «предпринимательство» — место собственности в системе общественных отношений; — понятия собственности в экономической теории; — сущность понятия собственность; — юридические стороны права собственности; — основные правовые режимы; — сущность и основные черты предпринимательства; — формы и виды предпринимательства; — компоненты предпринимательской деятельности. Уметь: -соотносить теоретические понятия с конкретными примерами; — толковать юридические аспекты предпринимательской деятельности.
|
Фронтальная работа
Групповая работа с историческими источниками
Индивидуальная работа Практикум, работа с юридическими источниками
Семинар «Современные формы предпринимательства»
|
Устный контроль, беседа
Тест «Потенциал предпринимателя»
Анализ схемы «Формы предпринимательства» или защита проекта |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
Тема 2. Виды предпринимательской деятельности
Характеристика предприятий разных видов
Виды предпринимательской деятельности |
2ч.
19.10
26.10 |
Товарные биржи,
финансовое предпринимательство,
консалтинговые проекты |
Знать: — виды предпринимательства, их отличительные особенности и сущность; — понятие товарная биржа и ее функции; — методы консультирования; — консалтинговые проекты, их структура и этапы выполнения. Уметь: -определять вид предприни-мательства; -соотносить теоретические понятия с конкретными приме- рами
|
Парная работа
Лабораторная работа с описательными характеристиками предприятий разных видов |
Текущий контроль
Соотнести виды и черты предпринимательства на представленных карточках | |
9
10
11
12
13
14 |
Тема 3. Предприятие в рыночных условиях Организация и развитие собственного дела
Предприятие, его формы
Структура капитала предприятия
Организация и развитие собственного дела
Процедура регистрации предприятия
Риск предприятий и его виды
Деловая игра «Открытие собственного дела» |
6ч.
02.11
16.11
23.11
30.11
07.12
08.12
|
Предприятие,
заёмный капитал,
собственный капитал,
уставной капитал,
добавочный капитал,
нераспределённая прибыль,
доходный капитал.
Регистрация предприятия
Франчайзинг.
Риск предприятий |
Знать: — понятие предприятия и его формы; — понятие о капитале предприятия: собственном и заемном; — структуру собственного капитала предприятия; — особенности уставного капитала, его сущность; — сущность резервного капитала; — понятие добавочного капитала и его сущность; — характеристику нераспре-деленной прибыли и ее использование; — структуру заемного капитала предприятия; — порядок и этапы создания нового предприятия; — процедуру регистрации предприятия, индивидуального предпринимателя, акционерного общества; — понятие облигации; — основные подходы к организации собственного дела; — понятие франчайзинга: его преимущества и недостатки; — риск предприятия, его виды, издержки предприятия; — пути и методы снижения рисков; — меры, принимаемые к предприятию должнику. Уметь: — характеризовать капитал предприятия; — проводить пошаговые мероприятия для организации собственного дела; — рассчитывать риски и определять механизм снижения риска.
|
Лекция
Индивидуальная самостоятельная работа
Парная работа
Деловая игра
Практикум. Работа с документами
Лабораторная работа
|
Текущий контроль
Заполнение таблицы
Анализ участия в деловой игре
Анализ личностных качеств предпринимателей
Тестирование |
15
16
17
18
19 | Тема 4. Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм
Виды классификаций предприятий
Правовые основы хозяйствования субъектов рыночной экономики
Юридическое лицо: понятие и его признаки
Классификация юридических лиц
Объединения юридических лиц, принципы их деятельности
| 5ч.
14.12
21.12
28.12
11.01
18.01 |
Предприятие
капитал
юридическое лицо
унитарное предприятие
кооператив
ООО, ОАО
Ассоциации
Холдинг
Финансово-промышленная группа
Предпринимательские союзы
| Знать: — виды классификации пред-приятий и их структура; — требования к юридическому лицу Гражданского кодекса РФ; — признаки юридического лица; — особенности государственных и муниципальных предприятий; — характерные особенности кооператива, товарищества и общества; — виды товарищества; — характерные особенности общества с ограниченной ответственностью (ООО); — характерные особенности акционерных обществ, открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ; — характерные особенности юридического лица, типы юридического лица. Уметь: — в конкретной предприни-мательской деятельности; — определять юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ на основе 3-х юридических форм; — уметь характеризовать государственные и муни-ципальные предприятия, определять организационно-правовую форму предприятия; — уметь характеризовать кооперативы, -отличать кооператив, това-рищества и общества; — уметь отличать ООО, ОАО, ЗАО; — уметь отличать ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании.
|
Школьная лекция
Фронтальная работа
Парная работа (заполнение таблицы)
Семинар «Анализ функционирования предприятий» (по раздаточным материалам)
Индивидуальная работа |
Текущий контроль
Анализ и оценка таблицы «Особенности функционирования предприятий различных форм собственности»
Тестирование |
20
20
21
23 |
Тема 5. Предприни-мательская деятельность малого бизнеса (малого предприятия)
Малое предпринимательство: понятие и его сущность
Субъекты малого предпринимательства
Виды деятельности малого предприятия
Государственная поддержка малого предпринимательства в России
|
4ч.
25.01
01.02
08.02
15.02 |
Малое предпринимательство
Субъекты малого предпринимательства |
Знать: — понятие малого предпринимательства; — понятие субъекта малого предпринимательства; — преимущества и недостатки малого предпринимательства; — государственная политика РФ в области малого предпринимательства. Уметь: — определять преимущества и недостатки малого предпринимательства в конкретных условиях.
|
Школьная лекция
Индивидуальная самостоятельная работа
Анализ деятельности малого предприятия по предложенному алгоритму
Работа с юриди-ческими документами |
Текущий контроль
Проверка индивидуальной домашней работы
Анализ сведений о предприятиях, условиях их деятельности
Тестирование |
24
25
26 |
Тема 6. Конкуренция предпринимателей и коммерческая тайна
Конкуренция, её формы и признаки
Антимонопольное регулирование
Виды коммерческой тайны |
3ч.
22.02
01.03
15.03 |
Конкуренция
Отраслевая и межотраслевая конкуренция
Ценовая и неценовая конкуренция
Антимонопольное регулирование
Коммерческая тайна
|
Знать: — формы конкуренции и их признаки; — перечень запрещенных действий органов власти и хозяйствующих субъектов; — задачи и деятельность антимонопольного комитета; — понятие коммерческой тайны и ее виды; — предмет деятельности предпринимателя, не являющийся коммерческой тайной; -приемы защиты коммерческой тайны. Уметь: -анализировать положение предприятия на рынке; — определять принципы взаимоотношений с органами власти и хозяйствующими субъектами; — реализовать право на защиту коммерческой тайны.
|
Школьная лекция
Индивидуальная работа-практикум
Таблица |
Текущий контроль
Анализ, оценка результатов индивидуальной работы
Тестирование |
27
28 |
Тема 7 Инновационное предпринимательство
Инновационное предпринимательство
Виды инновационных форм предприятий |
2ч.
22.03
05.04 |
Инновации
Технопарки | Знать: — понятие, определение и направления инновационного предпринимательства; — виды и особенности инновационной предпринимательской деятельности; — виды инновационных форм предпринимательства; Уметь: -характеризовать инновационные формы и виды предпринимательства; — сравнивать инновационные проекты по основным показателям деятельности;
|
Школьная лекция
Групповая работа. Урок идей — поиск направлений инноваций — оценка инноваци-онного предприни-мательства |
Текущий контроль
Анализ результатов практической работы |
29
30
31
32
33 |
Тема 8. Экономические ситемы. Рыночные законы экономики
Рынок и рыночные структуры
Спрос и предложение
Рынок труда. Безработица
Экономика потребителя
Бюджет семьи |
5ч.
12.04
19.04
26.04
10.05
17.05
|
Рынок
Спрос, предложение
Факторы спроса и предложения
Рынок труда |
Знать: — что такое рынок, законы рынка — причины и экономические последствия безработицы — способы защиты прав потребителей Уметь: — анализировать трудовую занятость населения Югорска-2 — работать с статистическими данными |
Школьная лекция
Лабораторное занятие «Бюджет семьи за месяц» |
Текущий контроль
Анализ трудовой занятости населения Югорска-2
Составление бюджета семьи за месяц
Тестирование |
34
35 |
Тема 9. Итоговое занятие
Защита проектов
Итоговый урок |
2ч.
18.05
24.05 |
| Уметь: — использовать полученные знания, как инструмент взаимоотношений с окружающим обществом и общественной средой; — делать выводы.
|
Индивидуальная работа (защита проектов)
Подведение итогов |
Итоговый анализ учебно-познавательной деятельности учащихся |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с изменениями на 1 января 2009 года. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и Ч. 2. М.: Инфра-М. Норма, 1996.
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М., Юрайт, 2004.
4. Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 года № 209 – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (с изменениями от 18 октября 2007г., 22, 23 июля 2008г., 27 декабря 2009г.)
5. Закон ХМАО-Югры от 30 декабря 2003 года № 82-оз «О программе развития малого и среднего предпринимательства в ХМАО-ЮГРЕ на 2004 – 2010 гг»
Литература для учащихся:
Автономов В. С. Введение в экономику: Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Вита — Пресс (любое издание); Леонтьев А. В. Технология предпринимательства: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа (любое издание).
Рекомендуемая дополнительная литература для учащихся
АрустамовЭ.А. и др. Организация предпринимательства. Учебное пособие. М., МУПК, 2001.
Белоусов Р.С., Докучаев Д.С. Я познаю мир. Экономика. М: АСТ, 2002.
Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент. М.: Гардарики, 1999.
Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес. М., Вита-пресс, 2002.
Липсиц И.В. Экономика в 2-х книгах. М., Вита-пресс, 2000.
Лопуста М.Г. Предпринимательство. М., ИНФРА-М., 2002.
МихалеваЕ.П. Маркетинг. М., Юрайт, 2005.
Никитин А.Ф. Большой школьный словарь: обществознание, экономика, право / — М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
Нуреев Р.М. Основы предпринимательской деятельности. – М., 1992.
Прикладная экономика. М., Поли-экспресс, 2003.
Прикладная экономика. Сборник заданий. М., Поли-экспресс, 2003.
Хизрич Р., Питерс М. Как завести собственное дело и добиться успеха. М., 1992.
Черкашин О.Ю. Основы бухучета для школьников. М., Вита-пресс, 2003.
Черняк В.З. Введение в предпринимательство. М., Вита-пресс, 2003.
Экономика для старших классов. Активные формы обучения. Учебное пособие (под ред. С.Равичева). М., МЦЕБО, 2003.
Дополнительная литература для учителя:
1. Акционерные общества в России: Словарь-справочник от А до Я. М.: Дело и Сервис, 1988.
2. Акмаева Р.И. Экономика организаций (предприятий): учебное пособие/ — Ростов н/Д: Феникс, 2009.
3. Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М.: Ось-89, 1998.