Bulanova Vera school 2087
Урок в 10 классе
Выполнил:
учитель физики
Буланова В.А.
Методическая разработка урока физики в 10 классе
«Агрегатные состояния вещества»
Цели урока:
учебные:
-
сформировать знания основных положений МКТ;
-
познакомить учащихся с приемами систематизации и обобщения знаний при работе с научно-популярной литературой
воспитательные:
-
показать значение одного из признаков диалектического познания, подчеркнув обобщение различных систем в единстве внутреннего и внешнего.
развивающие:
-
познакомить со структурными элементами приема обобщения.
Оборудование: компьютеры, демонстрационный проектор, слайды, интерактивный курс физики для учащихся 7 – 11 классов, раздаточный материал.
Тип урока: урок изучения нового материала с компьютерной поддержкой.
Методы обучения: лекция, беседа, демонстрация, работа с раздаточным материалом, работа на компьютерах.
План урока
-
Актуализация знаний учащихся:
Учитель зачитывает цитату из лекций Р. Фейнмана: «Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные знания оказались бы уничтоженными и к грядущим поколениям живых существ перешла бы только одна фраза, то какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, принесло бы наибольшую информацию? Я считаю, что это атомная гипотеза: все тела состоят из атомов – маленьких телец, которые находятся в беспорядочном движении, притягиваются на небольшом расстоянии, но отталкиваются, если одно из них плотнее прижать к другому. В одной этой фразе, как вы убедитесь, содержится невероятное количество информации о мире, стоит лишь приложить к ней немного воображения и чуть соображения»
Учитель: Попытайтесь доказать утверждение Р. Фейнмана, используя имеющиеся у вас знания.
-
Повторение ранее изученных знаний
Сейчас вам предстоит самостоятельно заполнить таблицу:
Основные положения МКТ | ||||
Расстояние между частицами | Взаимодействие частиц | Характер движения | Порядок расположения | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После выполнения работы учащимися демонстрируется видео фрагмент «Поведение молекул в жидкости, газе и твердом веществе» и учащиеся проверяют свои знания.
Учащиеся обсуждают между собой научную грамотность, четкость и краткость заполнения таблицы по применению основных положений МКТ к агрегатным состояниям вещества.
Учитель: Обоснуйте записи для каждого состояния
-
Самостоятельная работа с учебником и учебной программой на компьютере:
Изучить понятие фазового перехода, пронаблюдать на компьютере различные фазовые переходы и сформулировать их особенности и соотношение энергий молекул вещества (результаты записать в тетрадь)
-
Применение знаний основных положений МКТ
Учитель: Объясните внешние свойства вещества в разных агрегатных состояниях на основе знаний основных положений МКТ. Учащиеся по заданию учителя объясняют.
Учитель: Давайте обсудим особенности веществ, близких по строению (алмаза и графита). Учитель показывает структуру алмаза и графита на экране. Учащиеся получают инструкционный лист с планом обсуждения и обобщения:
План исследования
-
Описать структурное соединение, т.е. указать количество атомов, образующих его; представить в пространстве модель вещества, состоящую из молекул, атомов, ионов.
-
Выделить общее в рассматриваемых структурных соединениях.
-
Выявить различие внешних свойств алмаза и графита
-
Укажите, какие особенности структуры рассматриваемых веществ определяют различие их свойств.
-
Обратите внимание на порядок атомов при компоновке их в молекулы; укажите различие в порядке компоновки.
(учащиеся проводят исследования совместно с учителем)
Итог работы
Учитель: план проведенного вами исследования представляет в упрощенном виде путь поиска ученых к созданию веществ с определенными свойствами. Исследование свойств веществ все время приводит к открытию новых и новых явлений
5.Физкультминутка: упражнения для снятия усталости глаз и мышц спины
-
Применение знаний МКТ в науке и технике
Работа с классом по изученной ими статье «Жидкие кристаллы» об открытии и использовании жидких кристаллов (учащиеся по желанию рассказывают о том, что узнали из статьи.
План рассказа
-
Какие внешние свойства необычных кристаллов привели к необходимости изучения и систематизации их?
-
Что общего между типичными жидкостями, состоящими из относительно простых молекул, и жидкими кристаллами?
-
Что общего между классическими и жидкими кристаллами?
-
Какие свойства веществ выделили их в особый класс (жидкие кристаллы)?
-
Наличие нематической жидкости, образуемой молекулами вытянутой формы и дискообразными молекулами.
-
Применение свойств жидких кристаллов в современной промышленности.
-
Обобщение и систематизация знаний
Учитель: Основная задача, которую решают ученые, — это создание веществ, свойства которых определены заранее. Путь к решению ее длинный и сложный. Прежде чем использовать ту или другую закономерность, необходимо научиться ее выделять и изучать. Здесь можно применить прием обобщения, которым мы и воспользовались при сравнении структур алмаза и графита, а также при рассказе о жидких кристаллах. Познакомьтесь со структурными элементами приема обобщения: (слайд презентации)
-
Цель обобщения;
-
Выделение большого числа признаков (свойств);
-
Выделение признаков сходства;
-
Выделение существенных признаков сходства;
-
Соотношение выделенных общих признаков;
-
Объединение их – возникновение нового физического понятия (свойства, явления);
-
Выделение объектов, попадающих под данное понятие ( свойство, явление);
-
Практическая значимость вновь открытого понятия (свойства, явления).
-
Рефлексия:
Незаконченное предложение.
(Необходимо продолжить фразу)
-
Мне понравилось на уроке то, что…
-
На уроке меня порадовало…
-
Я удовлетворён своей работой, потому что…
-
Мне хотелось бы порекомендовать…
-
Если бы я был учителем, то …
-
Организация домашнего задания
Повторить основной материал §47; §48
Подготовиться к физическому диктанту по вопросам учебника с. 229
Индивидуальное задание: познакомиться с особенностями теплового расширения воды