Нижегородская область

Администрация Шатковского района

Муниципальное образовательное учреждение

Лесогорская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка урока

по предмету физика на тему

«Импульс. Закон сохранения импульса ».

Разработала:

учитель физики

МОУ Лесогорская СОШ

Сатункина Н.В.

Лесогорск 2009 г.

10 класс
Тема урока: «Импульс. Закон сохранения импульса»
Цели урока:
Образовательные:
Освоение знаний: о методах научного познания природы; современной физической картине
мира: динамических законах природы (закон сохранения импульса).
Овладение умениями: строить модели (предлагать действующую модель ракеты);
устанавливать границы применения закона сохранения импульса.
Применение знаний: для объяснения явлений в природе и технике на основе закона
сохранения импульса (реактивное движение, эффект отдачи при выстреле из пушки и
ружья, движение медуз, кальмаров, осьминогов).

Требования к учащимся:
В результате изучения материала на данном уроке ученик должен
Знать/понимать:
1. смысл импульса материальной точки как физической величины;
2. формулу, выражающую связь импульса с другими величинами (скорость, масса, кинетическая энергия);
3. классифицирующий признак импульса (векторная величина);
4. единицы измерения;
5. второй закон Ньютона в импульсной форме и его графическую интерпретацию; закон сохранения импульса и границы его применения;
6. вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие данного раздела физики.
Уметь:
1. описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
2. приводить примеры проявления закона сохранения импульса в природе и технике;
3. применять полученные знания для решения физических задач на применение понятия «импульс материальной точки», закона сохранения импульса.

Воспитательные:
учить подготавливать рабочее место; соблюдать дисциплину; воспитывать умение применять полученные знания при выполнении самостоятельных заданий и последующего формулирования вывода; воспитывать чувство патриотизма в отношении к работам русских ученых в области движения тела с переменной массой (реактивное движение) – К. Э. Циолковский, И. В. Мещерский.

Развивающие:
расширять кругозор учащихся путем осуществления межпредметных связей (внешних: физика и биология; внутренних: физика и техника, физика и история физики); развивать физически грамотную речь, во время фронтальной устной работы;
формировать: научное представление об устройстве материального мира; универсальный характер полученных знаний путем осуществления межпредметных связей; политехнические знания при объяснении применения закона сохранения импульса для реактивного движения с целью развития космических исследований.

Педагогические технологии:

  • здоровьесберегающие технологии;

  • ИКТ;

  • технология погружения в тему учебного занятия;

Методические приемы:

  • лекция;

  • аналитическая беседа;

  • эвристическая беседа;

  • блиц-опросы.

Виды и формы контроля учебной деятельности учащихся:

  • по дидактической цели: обучающий;

  • по назначению: текущий;

  • по содержанию: по теории;

  • по уровню проверки: первого уровня (репродукция знаний); третьего уровня (действия в новой ситуации);

  • по продолжительности: кратковременный;

  • по способу участия учеников: индивидуальный;

  • по виду ответа: устный.

Межпредметные связи:

  • физика и история физики;

  • физика и техника;

  • физика и биология.

Создание благоприятной психологической атмосферы в классе:

  • путем осуществления межпредметных связей.

Оборудование:

  • два катка, деревянная линейка из набора «Трибометр», танк на пульте управления.

Информационное обеспечение:

  • ПК с установленной ОС Windows и пакетом Microsoft Office;

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска или экран;

  • презентации Microsoft PowerPoint: ход урока, интерактивная модель «Реактивное движение»;

  • видеоролики: 1) проявление закона сохранения импульса при столкновении тел; 2) эффект отдачи; 3) закон сохранения импульса при выстреле из пушки.
    Источник (электронный ресурс на компакт-диске): Интерактивный курс «Физика, 7-11 классы». – Физикон, 2005 – электрон. опт. диск (CD – ROM).

Используемая литература:

  1. Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. Физика-10: Изд.15-е. – М.: Просвещение, 2006.

  2. Мякишев Г. Я. Механика – 10: Изд. 7-е, стереотип. – М.: Дрофа, 2005.

  3. Рымкевич А. П. Физика. Задачник-10 – 11: Изд. 10-е, стереотип. – М.: Дрофа, 2006.

  4. Сауров Ю. А. Модели уроков-10: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2005.

  5. Куперштейн Ю. С. Физика-10: опорные конспекты и дифференцированные задачи. – СПб.: Сентябрь, 2004.

План урока:

Содержание урока.

Методы и приемы.

Время.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1.

Организационный момент.

Формулирует тему урока, цели и задачи урока, знакомит учащихся с основными этапами работы на уроке (слайды №1 — №3).

Внимательно слушают.

 1 мин.

2.

Подготовительный этап: мотивация к изучению нового материала (актуализация комплекса знаний).

Учитель, используя материал слайдов, предлагает учащимся принять участие в обсуждении результатов на примерах:

1) человек переходит с носа лодки на ее корму (слайд №4);

2) снаряд, имеющий горизонтальную скорость, попадает в неподвижный вагон с песком и застревает в нем – как пример неупругого взаимодействия (слайд №5);

3) стальная пуля, летящая горизонтально, попадает в центр боковой грани неподвижного стального куба – как пример абсолютно упругого взаимодействия (слайд №6).

Учитель: для того чтобы решать подобные практические задачи, необходимо ввести физическую величину: импульс.

Принимают участие в обсуждении информации, изображенной на слайдах.

 4 мин.

3.

Изучение нового материала.

Учитель, используя эвристическую и аналитическую беседы, организовывает изучение нового материала по содержанию слайдов №7-№12.

Принимают активное участие, т.к. ряд понятий, физических величин, учащимся уже знаком из курса основного общего образования по физике. Все записи, учащиеся заносят в опорный конспект.

 

15 мин.

4.

Физическая разминка.

Используя здоровьесберегающие технологии, учитель проводит небольшую физическую разминку «Ходим в шляпах», направленную на смену позиций учащихся во время урока и на дальнейшее формирование благоприятного психологического климата на уроке. Основная задача проведения физической разминки: профилактика нарушения осанки.

Внимательно слушают учителя.

 2 мин.

5.

Первичная проверка и систематизация полученных знаний (устная работа).

Используя материал слайда №14, учитель организует фронтальную устную работу, направленную на формирование, развитие речевых навыков с применением физической терминологией.
При анализе ответов учащихся, учитель оценивает степень усвоения учебного материала.

Ученики дают полный, развернутый ответ на предложенные вопросы.

4 мин.

Мотивация к изучению нового материала на последующих уроках (устная работа).

Материал слайда №15 позволяет учителю не только сформировать у учащихся знания в области проявления закона сохранения импульса в природе и технике, но и акцентировать внимание учащихся на то, что учебный материал данного этапа урока, является важным при изучении нового материала (реактивное движение) на последующих занятиях.

Используя собственные знания межпредметного характера, учащиеся рассматривают основные направления, в которых возможно проявление закона сохранения импульса.

 3 мин.

Первичная проверка и систематизация полученных знаний (решение задач).

Используя материалов слайдов №16 — №20, учитель организует совместную работу учащихся, направленную на овладение/усвоение навыков решения задач с применением понятия «импульс материальной точки» и использования границ применения закона сохранения импульса.

Под руководством учителя, оформляют решение предложенных задач в опорных конспектах.

 12 мин.

6.

Задание на дом.

По слайду №21, учитель объясняет содержание домашнего задания.

Внимательно слушают и просматривают содержание домашнего задания по опорному конспекту.

 1 мин.

7.

Итоги.

Рефлексия.

Учитель подводит общие итоги по уроку (слайд №22, 23), выставляет оценки наиболее активным ученикам.

Анализируют, что усвоили в ходе учебного занятия.

 3 мин.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивация к изучению нового материала (актуализация комплекса знаний).

Учитель:
Физика – наука о природе. В природе могут происходить различные явления. Я предлагаю вам обсудить следующие возможные ситуации:

  • человек переходит с носа лодки на ее корму. Что произойдет в данном случае? Возможный ответ учащихся: лодка движется в направлении, противоположном направлению движения человека. Если учащиеся затрудняются, то учитель использует эффект анимации слайда № 4.

  • снаряд, имеющий горизонтальную скорость, попадает в неподвижный вагон с песком и застревает в нем – как пример неупругого взаимодействия.
    Возможный ответ учащихся: вагон со снарядом начнет движение. Используя эффект анимации слайда № 5, учитель показывает результат.

  • стальная пуля, летящая горизонтально, попадает в центр боковой грани неподвижного стального куба – как пример абсолютно упругого взаимодействия. Возможный ответ учащихся: после абсолютно упругого взаимодействия стальной пули со стальным бруском, они начнут движение в противоположных направлениях. Используя эффект анимации

    Δp = (2)1/2mV = 14кгм/с. Задача № 2.

    Ядро массой m, летящее под углом α к горизонту со скоростью V1, попадает в движущуюся навстречу горизонтальную платформу и рикошетом отскакивает со скоростью V2 под углом β к горизонту. Определите скорость платформы U2 после взаимодействия, если до взаимодействия она двигалась навстречу ядру со скоростью U1. Масса платформы M. Решение задачи № 2: 1. Записать дано.

    2. Выполнить рисунок, соответствующий моменту времени «до взаимодействия»: 3. Выполнить рисунок, соответствующий моменту времени «после взаимодействия»: 4. Выяснить, является ли система взаимодействующих тел, замкнутой.

    5. Выбрать направление, на котором сумма проекций внешних сил равна нулю.

    6. Записать «закон сохранения составляющей импульса» в проекции на ось OX:

    MU1 — mV1cosα = MU2 — mV2cosβ.

    7. Решить полученное уравнение в общем виде: U2 = (MU1 — mV1cosα + mV2cosβ)/M. 6. Задание на дом. Ученики изучают содержание домашнего задания по опорному конспекту (слайд № 21).

    7. Итоги. Учитель с учениками подводят итоги урока по содержанию слайда № 22: 1. Какую физическую величину изучили?
    2. Что узнали о втором законе Ньютона?
    3. С каким фундаментальным законом природы ознакомились?
    4. Какова связь физики с другими науками? 8. Рефлексия. (Слайд № 23) Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня? Что представляло наибольшую трудность? Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие; осознанные; предстоит осознать; неосознанные)? С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками?

    Опорный конспект (раздается каждому ученику): Физика 10 класс. Опорный конспект. Дата ____________________. Тема урока: «Импульс тела. Закон сохранения импульса». Импульс – это физическая величина, _____________________________________________
    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
    1. Формула: __________________. 2. Формула, выражающая связь с другими величинами: _________________________
    _______________________________________________________________________. 3. Классифицирующий признак: _____________________________________________. 4. Единицы величины: _____________________________________________________. Второй закон Ньютона: ______________. Преобразуем: _________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________. Полученное выражение является вторым законом Ньютона в импульсной форме.
    Графическая интерпретация второго закона Ньютона в импульсной форме:

    Закон сохранения импульса: рассмотрим систему двух взаимодействующих тел; пусть действуют внешние силы: Запишем второй закон Ньютона в импульсной форме:
    ___________________________________
    ___________________________________
    ___________________________________
    ___________________________________
    ___________________________________
    ___________________________________
    ___________________________________.
    Если на систему взаимодействующих тел не действуют внешние силы (замкнутые системы), то:
    ___________________________________
    __________________________________. Границы применения закона сохранения импульса: Только в замкнутых системах. Если сумма проекций внешних сил на некоторое направление равна нулю, то в проекции только на это направление можно записать: pнач X = pкон X (закон сохранения составляющей импульса). Если длительность процесса взаимодействия мала, а возникающие при взаимодействии силы велики (удар, взрыв, выстрел), то за это малое время импульсом внешних сил можно пренебречь. Решение задач. Задача №1.

    Задача №2.

    Задание на дом: 1. Сборник задач. А. П. Рымкевич: задачи № 345, 325 – решать письменно в рабочих тетрадях.

    2. Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский: § 41, 42 – читать, устно ответить на вопросы.

    3. Предложите вариант действующей модели ракеты. Приложения: Презентация. «Ход урока» Интерактивная модель «Реактивное движение»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here