Урок физики. 11 класс.
Тема: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков по теме «Оптика».
Цель урока:
Цель урока: повторение и закрепление знаний учащихся по теме «Геометрическая оптика. Линзы. Волновая оптика».
Задачи: 1.Обучающая- обобщить знания учащихся по теме, используя реальные задания из тестов ЕГЭ по физике 2013 и 2014 г.г., и применяя сингапурские методы обучения.
2. Развивающая- развивать логическое мышление, память, внимание, кругозор учащихся.
3. Воспитывающая- воспитывать сознательное отношение к учебе, уважение к чужому мнению, показать связь физики с другими науками: математикой, с жизнью, техникой.
Оборудование: карточки с задачами, таблицы, проектор, экран, компьютер, интернет- ресурсы http://phys.reshuege.ru/, видео фильма Amazing Anamorphic Illusions!.
Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Ход урока:
Действия учителя | Действия учеников | |||
1 минута |
Класс разделен на группы по 4 человека.
| Приветствуют учителя. | ||
|
(Слайд 1) Летний вечер тих и ясен;
Показатель преломления стекла n равен отношению длин отрезков 1) СD/AB 7. Ученик выполнил задание: «Нарисовать ход луча света, падающего из воздуха перпендикулярно поверхности стеклянной призмы треугольного сечения» (см. рисунок). При построении он 1) ошибся при изображении хода луча только при переходе из воздуха в стекло 10. Предмет находится на расстоянии 50 см от плоского зеркала. Каково будет расстояние между ним и его изображением, если предмет удалить от зеркала ещё на 15 см? 1) 115 см 13. Изменяется ли частота и длина волны света при его переходе из воды в вакуум? 1) длина волны уменьшается, частота увеличивается 14. Свет от двух точечных когерентных монохроматических источников приходит в точку 1 экрана с разностью фаз ∆=3/2λ, в точку 2 экрана с разностью фаз ∆λ . Одинакова ли в этих точках освещенность и если не одинакова, то в какой точке она больше? 1) одинакова и отлична от нуля 15. Дифракционная решётка с расстоянием между штрихами d освещается монохроматическим светом. На экране, установленном за решёткой параллельно ей, возникает дифракционная картина, состоящая из тёмных и светлых вертикальных полос. В первом опыте решётка освещается красным светом, во втором — жёлтым, а в третьем — фиолетовым. Используя решётки с различными d, добиваются того, чтобы расстояние между светлыми полосами во всех опытах стало одинаковым. Значения постоянной решётки d 1, d 2, d 3 в первом, во втором и в третьем опытах соответственно удовлетворяют условиям 1) d 1>d 2> d 3 17. Дифракцией света объясняется спектральное разложение А. солнечного света призмой. Б. белого света, прошедшего сначала малое отверстие, а затем — два близко расположенных отверстия. Верно(-ы) утверждение(-я): 1) только А |
B 2. Световой пучок выходит из стекла в воздух (см. рисунок).
Что происходит при этом с частотой электромагнитных колебаний в световой волне, скоростью их распространения, длиной волны?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличивается;
2) уменьшается;
3) не изменяется.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Скорость | Длина волны | |
|
|
|
B 3. Световой пучок переходит из воздуха в стекло (см. рисунок).
Что происходит при этом с частотой электромагнитных колебаний в световой волне, скоростью их распространения, длиной волны?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличивается;
2) уменьшается;
3) не изменяется.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Скорость | Длина волны | |
|
|
|
B 4. Предмет находится перед собирающей линзой между фокусным и двойным фокусным расстоянием. Как изменятся расстояние от линзы до его изображения, линейный размер изображения предмета и вид изображения (мнимое или действительное) при перемещении предмета на расстояние больше двойного фокусного (d>2F)?
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
А. Расстояние от линзы до изображения предмета
Б. Линейный размер изображения предмета
В. Вид изображения предмета
ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ
1) Увеличивается
2) Уменьшается
3) Не изменится
Б | В | |
|
|
|
2 минуты
Задача из раздела С
Точечный источник света S находится в передней фокальной плоскости собирающей линзы на расстоянии l=2 см от ее главной оптической оси. За линзой в ее задней фокальной плоскости находится плоское зеркало (см. рис.). Построить действительное изображение Ś источника в данной оптической системе и найти расстояние между точками S и Ś.
Решение.
Лучи от точечного источника S, находящегося в фокальной плоскости собирающей линзы, после линзы образуют пучок параллельных лучей, идущих под таким углом α к главной оптической оси линзы, что tgα = l/F (здесь F — фокусное расстояние данной линзы).
Согласно закону отражения света, этот пучок отразится от плоского зеркала симметрично относительно перпендикуляра к зеркалу под тем же углом α=arctg l/F, и пойдет в обратном направлении, к линзе (см. рис.).
После преломления в собирающей линзе этот параллельный пучок света превратится в сходящийся и сформирует в передней фокальной плоскости изображение Ś источника в виде точки, расположенной симметрично с S относительно главной оптической оси, то есть также на расстоянии l=2см от неё. Таким образом, искомое расстояние SŚ = 2l =4 см.
Ответ: SŚ = 2l =4 см
3 минуты
Показ видео фильма Amazing Anamorphic Illusions!
Просматривают и анализируют увиденное.
2 минуты
-
Итог урока.
Д/з Повторить изученные темы, подготовиться к контрольной работе.