Русский язык 2 класс (УМК «Школа 21 века»)
Тема: Повторяем состав слова
Цель урока: систематизировать полученные знания по теме «Состав слова»
Задачи урока:
предметные
-формировать у учащихся умения образовывать новые слова ;
-углублять представления о значении частей слова;
-обогащать словарный запас учащихся, устную и письменную речь;
метапредметные
-способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
-побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
-акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле.
Планируемые результаты:
-
Личностные результаты учащихся:
осознавать смысл образования родственных слов и уметь образовывать их при помощи приставок и суффиксов;
понимать отличие родственных слов от формы слова;
развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке.
-
Метапредметные результаты:
-
Регулятивные:
-
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников.
-
Познавательные:
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания;
самостоятельное создание алгоритма образования родственных слов;
-
Коммуникативные:
внимательно слушать друг друга;
уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
-
Предметные результаты:
воспроизведение своими словами правила; выполнение действий по алгоритму;
знать образование родственных слов и формы слова;
уметь правильно их образовывать.
Оборудование:
-фрагмент урока русского языка Т.Н. Шмуренко «Состав слова» (DVD) ;
-карточки для индивидуальной работы и работы в группах;
-учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по русскому языку (1 часть, автор С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.);
-тестовые задания по теме «Состав слова»;
-таблицы с названиями частей слова.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Цель: организация направленного внимания на начало урока
Здравствуй, великий,
Здравствуй, могучий,
Здравствуй, любимый русский язык!
-Вы любите преодолевать трудности?
-Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
-Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями
Послушайте притчу.
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая — я ее умерщвлю, скажет мёртвая — выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
— Дорогие ребята! Всё в ваших руках! Мне бы очень хотелось, чтобы вы показали свою активность.
-Проверьте готовность к уроку (учебник, тетрадь, индивидуальные и групповые.
II. Чистописание
— Напомните, что проведём в начале урока? (Минутку чистописания).
— Для чего проводится минутка чистописания? (Высказывания детей).
— Предлагаю повторить написание одной из данных букв в сочетании с другими буквами и элементами.
Показ учителем с объяснением написания:
— Пишу строчную букву а в сочетании с надстрочной петлей и буквой о. Напишите до конца строки.
III. Целеполагание
Цель: учить ставить перед собой цель, чтобы достичь определенного результата
-Догадайтесь, что это?
1)Я у дуба.
Я у зуба.
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту.
Я не вверх, а вниз расту (корень).
— Как догадались? Докажите словами из загадки.
2) После корня он стоит,
Перед окончанием.
Его я, если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Называю домиком (суффикс).
— Как догадались? Докажите.
3) Перед корнем есть……..
Слитно пишется она.
И при помощи ……….
Образуются слова (приставка).
— Какое слово пропущено в стихотворении? Почему?
4) На конце любого слова
………….. ищет Вова.
С другим словом держит связь.
……………он найдет.
Его в рамочку возьмет (окончание).
-Какие слова помогли догадаться, что это окончание?
5) Окончание отбросим
И останется она (основа).
( По мере отгадывания загадок на доске появляются слова-карточки с отгадками и образовывается кластер)
-Что появилось на доске?
-Как называются эти понятия вместе? (состав слова, морфемы)
-Определит тему сегодняшнего урока. Что мы будем повторять?
-Какие задания мы будем выполнять?
IV. Упражнения в определении способов образования слов
Цель: учить детей самостоятельно формулировать правило и образовывать родственные слова.
-Откройте учебники и найдите урок «Повторяем состав слова» (стр.148). Упражнение №1. Прочитайте задание к упражнению.
-Объясните способ образования этих слов.
суффикс приставка
ледяной (ян) небольшой (не)
пушистый (ист) прехитрый (пре)
кормушка (ушк) покрасить (по)
морковка (к) вылететь (вы)
V. Применение полученных теоретических знаний при выполнении заданий и решения учебных задач
Цель: обобщить полученные знания учащихся при выполнении учебного задания; проконтролировать умения обучающихся использовать полученные знания и умения.
Игра «Да – Нет»
-А теперь поиграем со словами. Если слова являются однокоренными родственными, надо хлопнуть в ладоши (да), если не является потопать ногами (нет)
Зима, зимний, зимушка, зимовка. (Да)
Борьба, борец, бороться, воевать. (Нет)
Час, часовщик, часики, часовая (Да)
Больница, боль, больной, большой (Нет)
Вода, водный, водитель, водяной (Нет)
Соль, солонка, солить, соленый (Да)
Физминутка
VI. Обобщение усвоенного материала
Цель: закрепить изученный материал; сделать вывод о полученных знаниях.
-Предлагаю «вооружиться» пультами и вспомнить те знания, которые вы получили на предыдущих уроках русского языка.(Отвечая на каждый вопрос, дети выбирают правильный, по их мнению, вариант ответа. Фронтально проверяем после каждого ответа.)
Вопрос1
Укажите часть слова, стоящую перед корнем, служащую для образования новых слов.
Вопрос2
Укажите часть слова, стоящую после корня, служащую для образования новых слов, без которой нельзя назвать предмет ласково.
Вопрос3
Укажите часть слова, которая помогает изменять его форму и служит для связи слов в предложении.
Вопрос4
Укажите главную часть слова, без которой невозможно образовать однокоренные слова.
Вопрос5
Часть слова без окончания…
-Перед вами конверты с первым заданием. У каждого ученика свой вариант. Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограммы.
Варианты карточек:
1.Вставьте буквы на месте пропущенных орфограмм. Выделите части слов, в которых они встретились.
2.Пришла з..ма и в лес. Ч..дным к..вром покрыл сне… землю. В белых шубах стоят д…рев..я. Маленькие елочки спрятались в сугро.. . Красив зимний лес!
-Давайте проверим, правильно ли мы справились с заданием.
— Какие орфограммы встретились в ваших текстах?
— В каких частях слова эти орфограммы?
— Как проверить безударную гласную в корне слова?
— Как проверить парный согласный в корне?
— Напомните правописание приставок в словах?
— В каких словах надо было проверить написание суффикса?
-Молодцы. Быстро и всё правильно!
VII. Рефлексия деятельности
Цель: сформировать личную ответственность за результаты своего труда
—Какова была тема сегодняшнего урока?
-Какую цель ставили перед собой на уроке?
-Назовите морфемы слова.
-Какие задания вы выполняли с удовольствием?
-Какие задания понравились?
-Что было интересно?
-Оцените результаты своего труда.
VIII. Домашнее задание
Цель: объяснить выполнения домашнего задания.