Пугина Нина Николаевна
учитель начальных классов МАОУ «СОШ №2»
г. Северодвинск
Урок окружающего мира. 3 класс. Система развивающего обучения.
Тема. М.В.Ломоносов – великий учёный.
Цель: развивать познавательный интерес к наукам, в которых М.В. Ломоносов сделал открытия, популяризовать научные идеи великого учёного.
Задачи:
-
расширять знания детей о М.В. Ломоносове как разностороннем учёном;
-
побудить у детей стремление к самостоятельной поисковой деятельности;
-
способствовать формированию умений работать с дополнительной литературой;
-
создать условия для формирования умений взаимодействовать в процессе совместной деятельности.
Формируемые УУД регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения, контролировать и оценивать свои действия при работе со словесно – образным материалом при сотрудничестве с одноклассниками, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; познавательные: строить небольшие сообщения в устной форме, выделять информацию из текстов в связи с учебной задачей; коммуникативные: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, умение договариваться и приходить к общему решению; предметные: использовать естественно- научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний, использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации
Литература
Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2 – 4 классов
Хрестоматия о русском Севере «Морянка»
Словарь – справочник для младших школьников Архангельской области
Оборудование:
-
адаптированные тексты;
-
дополнительная художественная литература:
Анатолий Лейкин. Во льдах и снегах Таймыра.
С.Перевезенцев. Михайло Ломоносов.
«Младшим школьникам о Ломоносове».
Хрестоматия о русском Севере «Морянка»
О. Тихомиров. Михайло Ломоносов,
Анатолий Членов. Геология в картинках.
-
Слайды (ночезрительная труба, карта- схема Северного морского пути, портрет Петра Первого, Александра Невского, полотно Полтавской баталии )
-
образцы полезных ископаемых «Топливо»,
-
карта – схема Северного морского пути;
-
кроссворд
Оборудование к опытам:
-
соль 10г,
-
вода 50г,
-
весы,
-
колба,
-
4 висящих шарика на нитке,
-
мензурка.
1. Актуализация знаний.
— Как называется глава, над которой мы работаем?
(Как изучают окружающий мир.)
Какие науки изучают окружающий мир?
(астрономия, география, геология, биология, история….)
(Учитель вывешивает карточки с этими словами на доске, и к ним он возвращается, когда дети отвечают после выполнения задания в группах.
— В чём значение великих географических открытий?
-Как они изменили представление об окружающем мире?
Человек всегда стремился познать окружающий мир, движение Солнца и планет, различные загадки природы.
— Вот и я вам сейчас загадаю загадку.
Мать крестьянка,
Отец рыбак,
А сын всем миром царствует. Кто это?
— Как вы понимаете царствует? (царить – первенствовать, превосходить всех в каком-то отношении)
2. Постановка учебной задачи.
Сформулируйте тему урока. (М.В. Ломоносов – великий учёный).
Объяснение слов учёный, великий.
Обратимся к словарю. (Учёный – специалист в какой – нибудь области)
(великий – превосходящий общий уровень, обычную меру, выдающийся)
— Какая перед нами стоит теперь задача? (Узнать какие открытия сделал М.В. Ломоносов).
— О том, какие открытия сделал учёный, вы узнаете поработав в группе.
3 «Открытие» детьми нового знания. Работа в группах.
4. Первичное закрепление во внешней речи.(5 групп по 5 человек.)
1группа. Каждый ученик работает со своим текстом
2 ученика работают с текстом на бумаге
3 ученика с текстом в художественной литературе:
С.Перевезенцев. Михайло Ломоносов.
«Младшим школьникам о Ломоносове».
О. Тихомиров. Михайло Ломоносов,
В книгах отмечены отрывки для чтения. Каждый ученик читает своё задание, затем идёт обсуждение материала.
Текст №1.
Самым выдающимся достижением М.В. Ломоносова в области астрономии стало открытие атмосферы на планете Венера. Оно было сделано в результате наблюдения редкого небесного явления – прохождения Венеры по диску Солнца.
Наблюдая планету Венера в сконструированную им «ночезрительную трубу», Ломоносов установил, что эта планета «окружена знатной воздушной атмосферой, таковою, какова около нашего шара земного».
Это открытие стало началом развития в России новой науки – астрономии, которая изучает природу других планет и спутников солнечной системы.
Задание.
-
Прочитать текст.
-
Выделить область науки.
-
Определить открытие.
(В результате обсуждения дети приходят к выводу:
наука – астрономия,
открытие — атмосферы у Венеры,
прибор – ночезрительная труба)
После ответа детей учитель показывает слайд — ночезрительная труба.
Это ночезрительная труба, которую изобрёл М.В. Ломоносов. В такой прибор можно было видеть всё даже ночью. М.В. Ломоносов много трудился над созданием разных оптических приборов. Ему удалось построить несколько экземпляров таких труб и снабдить ими экспедиции, отправлявшиеся для отыскания Северного морского пути.
2группа. Каждый ученик работает со своим текстом
2 ученика работают с текстом на бумаге.
3 ученика с текстом из художественной литературы:
С.Перевезенцев. Михайло Ломоносов.
«Младшим школьникам о Ломоносове».
Анатолий Членов. Геология в картинках. В них отмечены отрывки по данной теме.
На столе у детей образцы полезных ископаемых «Топливо».
Каждый ученик читает свой текст, рассматривают образцы полезных ископаемых «Топливо», затем идёт обсуждение материала.
Текст №2
Ломоносов первым в России обратил внимание на процессы происходящие внутри самой Земли и на причины образования полезных ископаемых.
Он писал, что отдельные участки Земли или даже целые страны под действием огненных сил Земли то опускались и делались дном океана, то поднимались и становились горами. Каменные недра растрескивались и заполнялись жидким веществом. Остывая и затвердевая, вещество образовывало разные руды.
Ломоносов правильно объяснил происхождение гор, материков многих полезных ископаемых: нефть, каменный уголь, торф образовались из остатков живых организмов.
Он изложил начальные сведения о проветривании глубоких шахт, что исключительно важно даже в наше время, потому что взрывы рудничного газа уносят немало жизней горняков.
Прочитать текст.
-
Выделить науку.
-
Определить научные открытия.
-
Рассмотрите образцы полезных ископаемых. Найдите торф, каменный уголь, нефть. Как Ломоносов объяснил их происхождение?
(После обсуждения и ответа детей на доске появляется запись
наука – геология ,
открытие – объяснил процессы образования гор, материков, происхождение многих полезных ископаемых,,
Ломоносов объяснил происхождение каменного угля, нефти, торфа из остатков живых организмов).
Учитель. Во времена Ломоносова среди учёных господствовало мнение, что в природе всё неизменно с момента сотворения мира богом. М.В. Ломоносов смело отверг этот антинаучный взгляд и отстаивал идею развития природы самой по себе. Земная поверхность, объяснял Ломоносов, изменяется под действием землетрясений, извержений вулканов, лесных пожаров, новоднений, ураганов и т.д. Труды Ломоносова в геологии объясняют образование гор, материков, полезных ископаемых. Это первый русский учёный, кто объяснил связь химических и физических процессов, происходящих внутри Земли, с образованием руд и минералов.
3группе дано 4текста и художественная литература:
Анатолий Лейкин. Во льдах и снегах Таймыра,
в которой отмечен отрывок по данной теме.
карта- схема Северного морского пути
Текст №3
М.В.Ломоносов изучил строение Земли, распределение суши и океана на земном шаре, северное сияние, приливы и отливы. М.В.Ломоносов составил более подробный атлас всех районов Российской империи. Под его наблюдением изготовлялись приборы для исследований: подзорные трубы, барометры, термометры, курсографы (самопишущий компас, он помогает штурману следить за ходом корабля).
М.В. Ломоносову принадлежит идея освоения Северного морского пути. Северный морской путь – это кратчайший путь от западной части России на Северо – Восток и Дальний Восток. По его инициативе была организована полярная экспедиция. Спустя два столетия Северный морской путь был освоен.
М.В.Ломоносов ясно представлял, какое огромное влияние окажет открытие нового морского пути на хозяйственное развитие всей страны.
Задание.
-
Прочитай текст.
-
Определи область науки.
-
Выдели научные открытия.
-
Проследи по карте Северный морской путь.
-
Предложи свой вариант пути из Мурманска во Владивосток.
(После обсуждения и ответа детей на доске появляется запись:
(наука –география,
открытия – составил подробный атлас, изучил явления: северное сияние, приливы и отливы, распределение суши и океана на земном шаре, изготовил приборы для наблюдения, принадлежит идея освоения Северного морского пути).
Учитель (слайд – карта- схема Северного морского пути).
Перед вами карта, на ней стрелочками указан Северный морской путь. Это сейчас по ней мы видим, как из Мурманска водным путём можно попасть во Владивосток. Идея освоения Северного морского пути принадлежит М.В. Ломоносову. Он предложил создать полярную экспедицию для отыскания морского пути. К сожалению, спустя только 2 столетия был освоен Северный морской путь советскими полярниками и многие смелые гипотезы учёного нашли подтверждение. Уже тогда М.В.Ломоносов понимал, какое огромное значение для страны имеет освоение Северного морского пути.(Недра Сибири таили неисчислимые богатства; надо освоить их добычу и переработку на месте и везти в Россию более быстрым дешёвым морским путём, а не сухопутным; торговать напрямую с Китаем, Японией и Америкой выгоднее, чем через посредников – Италию и Португалию).
4группе дано 2 текста и художественная литература:
С.Перевезенцев. Михайло Ломоносов.
Хрестоматия о русском Севере «Морянка»
О. Тихомиров. Михайло Ломоносов, в которых отмечены отрывки по данной теме. Каждый ученик читает своё задание, затем идёт обсуждение материала.
Текст №4
М.В.Ломоносов возродил в России древнее искусство мозаики. В химических лабораториях он провёл более 4000 опытов и разработал технологию изготовления цветных прозрачных стёкол (смальт). В его мастерской было создано 40 мозаичных картин, из которых до наших дней сохранилось 24 мозаики.
В музеях Санкт- Петербурга находится 11 мозаичных картин, такие известные картины, как портрет Петра Первого, портрет его дочери, портрет Александра Невского и др.
Особенно прекрасна огромная картина «Полтавская баталия» в тяжёлой раме из позолоченной бронзы. Идёт сражение. Грохочут пушки. Шипят и рвутся ядра. Русские теснят шведов. Впереди, во главе войск, Пётр Первый на коне и с саблей в руках. Эта лучшая картина из всех мозаичных работ доказывает, что великий учёный был и художником с большим вкусом. Картины были так хороши, что Академия художеств избрала Ломоносова своим почётным членом.
Задание.
1.Прочитай текст.
2.Определи область науки.
3.Выдели научные открытия.
(После обсуждения и ответа детей на доске появляется запись:
( искусство, возродил древнее искусство – мозаика,
(наука – химия
открытия — разработал технологию изготовления цветных прозрачных стёкол, создал химическую лабораторию ; искусство — возродил древнее искусство – мозаика.
Учитель К мозаике М.В. Ломоносов подходил как учёный Он самостоятельно разработал процесс изготовления цветного стёкла, ряд машин и приспособлений. Ломоносов получает разрешение на строительство под Петербургом фабрики цветного стекла, а при фабрике была создана художественная мастерская по изготовлению мозаичных картин. М.В. Ломоносов стал первым в России автором многих мозаик. В ней его привлекала долговечность, с которой не могла сравниться живопись. М.В.Ломоносов был не только гениальным учёным, он был и талантливым художником. (Показ слайдов: портрет Петра Первого, Александра Невского, полотно Полтавской баталии украшает парадную лестницу здания Академии наук в Санкт- Петербурге.)
5группе. дано 2 текста и художественная литература: С.Перевезенцев. Михайло Ломоносов.
«Младшим школьникам о Ломоносове», в которых отмечены отрывки по данной теме.
Учебник . Окружающий мир. 3 класс с. 19.
Каждый ученик читает своё задание, затем идёт обсуждение материала.
Текст №5
Михаил Васильевич нередко проводил в лаборатории дни и ночи. Здесь строгим экспериментом подтвердил он великий закон природы, закон сохранения количества вещества и движения. Ломоносов ставил специальные опыты, точно всё измерял и взвешивал. Нет, вещества никогда бесследно не исчезали, а лишь превращались в другие вещества.
Он заметил, что и движения сохраняются. Столкнулись два шара. Сколько один в движении потеряет, столько другой приобретёт. Вот он всеобщий и вечный закон природы.
Задание.
1. Прочитай текст, выдели науку.
2. Какое научное открытие было сделано М.В.Ломоносовым?
3. Подтверди опытами.
Опыт №1.
-
Отмерь 10 г соли.
-
Отмерь 50 г воды.
-
.Измерь массу пустой колбы, запиши результат.
-
Вылей воду в колбу, высыпь соль в воду, размешай.
-
Измерь массу полученного раствора.
-
Сделай вывод.
Опыт №2.
-
Тихонько толкни шарик.
-
Наблюдай.
-
Сделай вывод.
4.Открой учебник на стр. 19, прочитай вывод.
(наука — химия и физика,
открытие — закон сохранения количества вещества и движения)
Вывод в учебнике с. 19.читают все ученики.
5.Включение в систему знаний и повторение.
А сейчас мне хочется предложить вам интересное задание: отгадать кроссворд
1.Сборник карт по географии.
2.Астрономический прибор для изучения небесных тел.
3.Учебник,описывающий строй языка.
4.Узор, картина, выполненные из скреплённых друг с другом кусочков разноцветного стекла, искусство составления таких узоров.
5. Вторая планета по удалённости от солнца.
6.Помещение, где проводятся научные и технические опыты, эксперименты, исследования.
7.Высшее учебное заведение.
8. Освещение.
9. Прямоугольник, у которого все стороны равны.
— Какое слово по вертикали получилось? (Ломоносов)
Михаил Васильевич положил начало нашему точному научному языку. Он вёл в русскую науку более 200 научных терминов и закрепил в ней такие общеизвестные слова, которые вы только что отгадали.
О каких открытиях М.В. Ломоносова вы сегодня узнали?
— Назовите науки, где М.В. Ломоносов, сделал открытия, провёл исследования, создал приборы?
-На все ли вопросы мы ответили?
-О чём это говорит?
6. Рефлексия деятельности.
— Какие открытия вы для себя сделали?
— Где могут пригодиться вам знания, приобретённые сегодня на уроке?
-Кто может похвалить себя? За что?
-Кто недоволен собой? Что не получилось?
Д/З. Учебник «Окружающий мир» с.18 -20, перечитать статью, подумать о великом законе, который открыл М.В.Ломоносов.
Д/З на выбор
-
Сделать кроссворд.
-
Прочитать книги на выставке.
-
Прочитать главу «Великий учёный» из книги «Младшим школьникам о Ломоносове»
-
Предложите сами варианты Д/З
М.В. Ломоносов был не просто учёным, занимавшийся наукой ради науки, а прежде всего великим патриотом и истинным сыном своего народа, служивший ему всеми своими силами. Это наш замечательный земляк, наша величайшая гордость.
Урок хочется закончить словами М.В.Ломоносова: «Увидеть и познать свой край можно либо глазами, либо с помощью книги». Читайте, узнавайте, исследуйте!