Открытый урок в 7-классе
на тему: «Давай порешаем!»
Цели:
-
обучающая – повторить и обобщить материал, пройденный по темам механическое движение и плотность вещества
-
развивающая –развивать навыки решения разного типа задач, расчётных, экспериментальных, графических)
-
воспитательная – воспитывать у учащихся умение самостоятельной работы, познавательный интерес.
Тип урока: урок-игра
Структура урока:
-
Доскажи фразу
-
Составь формулу
-
Определи цену деления шкалы прибора
-
Объясни результат опыта
-
Работа четырёх лабораторий (экспериментальные задачи)
-
Знаешь ли ты графики
-
Решение расчётных задач у доски
-
Тест
-
Рефлексия
-
Подведение итогов
-
Домашнее задание
Поделила класс на четыре группы: скорость, время, сила, инерция,
-
Конкурс «Доскажи фразу» (Представители от каждой команды выбирают номер вопроса и отвечают на него. Правильный ответ оценивается плюсом)
-
Явление сохранения скорости телом (инерция)
-
Проникновение молекул одного вещества в межмолекулярное пространство другого вещества называется… (диффузия)
-
Предмет, занимающий в пространстве определённый объём, называется,,,(тело)
-
Изменение положения тела в пространстве, относительно других тел с течением времени, называется,,, (механическим движением)
-
Система координат, связанная с телом отсчёта и часами называется,,, (системой отсчёта)
-
Линия, вдоль которой движется тело, называется… (траектория)
-
Вектор, соединяющий начальное и конечное положение тела, называется …(перемещение)
-
Как называется движение, где тело за равные промежутки времени проходит одинаковые пути? (равномерное)
-
Как движется тело, если на него не действуют другие тела? ( прямолинейно и равномерно)
-
Действие тел друг на друга называют… (взаимодействием)
-
Как можно объяснить, что одно и то же вещество, например вода, может находится в твёрдом, жидком и газообразном состояниях? (расположением молекул)
-
Как называется масса молекул вещества, заключённая в единице объёма? (плотность)
-
Составь формулу. (У каждой команды на столе лежат конверты с физическими величинами, необходимо составить все возможные формулы, используя данные величины и маркеры. Всего должно быть шесть формул, которые наклеиваются на лист бумаги)
-
Объяснить результат опыта: на чашки уравновешенных весов поместим цилиндры одинакового объёма: один – медный, а другой – алюминиевый. Почему нарушилось равновесие весов?
-
Что такое плотность вещества?
-
Единицы измерения плотности?
-
Какие величины надо измерить, чтобы рассчитать плотность вещества, из которого изготовлено тело? Какие приборы используются?
-
Как определить цену деления шкалы прибора? (у каждой команды на столе лежат приборы, цену деления которых нужно определить: мензурка, линейка, амперметр, вольтметр)
5. Организуем работу четырёх лабораторий. (Учащиеся работают в группах).
Каждая лаборатория должна решить экспериментальную задачу и ответить на вопрос, изложенный в карточке с заданием.
Экспериментальная задача.
-
Определите плотность пластилина
-
Определите плотность цилиндра (из какого металла он сделан?)
-
Определите плотность мыла
-
Определить массу алюминиевой отливки, пользуясь мензуркой. Оборудование: алюминиевая отливка, весы, стакан с водой.
-
Каждая группа получает карточку с заданием.
Задание лаборатории №2. Вы копали огород и нашли ложку. Думаете, что она серебряная. Как это проверить?
6.Знаешь ли ты графики
( в течение двух минут команды разбирают свои задания по графикам, затем каждая команда объясняет своё задание у доски)
-
На рисунке приведены графики зависимости пути от времени для двух автомобилей. Скорость какого автомобиля больше? Во сколько раз?
-
Выберите на графике движения участки, которые соответствуют равномерному движению, и определите скорость тела при этом. Чем отличается характер движения тела на участке ОА от движения на участке ВС?
-
На рисунке изображён график, характеризующий полёт птицы. Сколько времени летела птица? В течение какого времени птица отдыхала? С какой скоростью летела птица в начале полёта?
-
На рисунке представлен график зависимости скорости от времени. Опишите характер движения тела
7. Решение расчётных задач.
(От каждой команды выходит по одному представителю к доске и решают задачи по карточкам. Оценивается индивидуально)
-
Трамвай прошёл первые 100м со скоростью 5 м/с, а следующие 600м со скоростью 10 м/с.Определите среднюю скорость трамвая на всём пути.
-
Один велосипедист 12 с двигался со скоростью 6 м/с, а второй проехал этот же участок пути за 9с. Какова скорость второго велосипедиста на этом участке пути
-
Определить плотность морковки, имеющей массу 42 г и объём 50см3. Плотность морковки 0,94 г/см3. Что вы можете сказать об её качестве (дряблая, сочная и т.д.)?
-
Бутыль вмещает 4 кг керосина. Сколько воды можно налить в бутыль такой же емкости?
Плотность воды 1000 кг/м3, плотность керосина 800 кг/м3.
-
Выполнение тестовых заданий.
Каждому ученику предлагается карточка с тестовым заданием. Карточки составлены на шесть вариантов
Вариант 1.
I. Чугунная, фарфоровая и латунная гири имеют одинаковую массу. Какая из них имеет наибольший объём?
-
Чугунная.
-
Фарфоровая.
-
Латунная.
II. Ледник длиной 40 м и шириной 15м заполнен слоем льда толщиной 3м. Какова масса льда?
-
2000 т;
-
1800т;
-
5400т;
-
1200т;
-
1620 т.
III. Вычислите объём куска парафина, если его масса 0,19кг.
-
162м3 ;
-
0,002м3 ;
-
0,0002м3 ;
-
5 000м3 ;
-
5м3 .
IV. Какой емкости надо взять сосуд, чтобы он вмещал 35 кг бензина? Плотность бензина 710 кг/м3.
1. 24,85 м3
2. 0,05 м3
3. 20,3 м3
4. 5 м3
V. Какой емкости надо взять сосуд, чтобы он вмещал 35 кг бензина? Плотность бензина 710 кг/м3.
1. 24,85 м3
2. 0,05 м3
3. 20,3 м3
4. 5 м3
Вариант 2.
I. Стальной, латунный и чугунный шарики имеют одинаковые объёмы. Какой из них имеет наибольшую массу?
-
Стальной.
-
Латунный.
-
Чугунный.
II. Плотность человеческого тела 1070 кг/м3. Вычислите объём тела человека массой 53,5 кг.
-
20 м3.
-
0,05 м3.
-
2 м3.
-
0,5 м3.
-
0,57 м3.
III. Ведро вместимостью 10 л наполнено керосином. Вычислите массу бензина.
-
7,1 кг.
-
71 кг.
-
8 кг.
-
10 кг.
-
12 кг.
IV. Человек, находящийся в покое, за 1 мин. поглощает до 200 см3 кислорода. Вычислите массу кислорода, необходимую человеку на 1 час.
-
20,6 г.
-
0,93 г.
-
17,2 г.
-
12,4 г.
-
0,29 г.
V. Определите плотность вещества, из которого изготовлен брусок, если его масса 21 кг, а объем 2 дм3.
1. 10500 кг/м3
2. 10,5 кг/м3
3. 42 кг/м3
4. 1050 кг/м3
Вариант 3.
I. Из стали, чугуна и латуни изготовлены шарики одинаковой массы. Какой из них имеет меньшие размеры?
-
Чугунный.
-
Латунный.
-
Стальной.
II. Сколько рейсов должен сделать самосвал грузоподъёмностью 5 т, чтобы перевезти 100 м3 гранита?
-
500 рейсов.
-
20 рейсов.
-
4 рейса.
-
52 рейса.
-
30 рейсов.
III. Какой вместимости надо иметь тару, чтобы хранить керосин массой 100 кг?
-
100 л.
-
800 л.
-
12,5 л.
-
125 л.
-
80 л.
IV. Для нормальной жизнедеятельности человека необходимо 0,65 м3 кислорода в сутки. Вычислите массу кислорода.
-
20,6 кг.
-
0,93 кг.
-
2.2 кг.
-
7,74 кг.
-
0.29 кг.
V. Мраморная плита массой 54 кг имеет объем 0,02 м3 . Найдите плотность мрамора.
1. 2700 кг/м3
2. 1,08 кг/м3
3. 2,7 кг/м3
4. 1080 кг/м3
Вариант 4.
I. Стальные, латунные и чугунные детали имеют одинаковые объёмы. Какие из них имеют наименьшую массу?
-
Стальные.
-
Чугунные.
-
Латунные.
II. Ковш экскаватора за один раз захватывает 1.5 м3 грунта плотностью 2600 кг/м3. Какова масса грунта?
-
1,7 т.
-
2,7 т.
-
3,9 т.
-
1733 т.
-
2,8 т.
III. Плотность сплава цинка и свинца 8100 кг/м3. Каков объём слитка массой 16,2 кг?
-
1,3 м3.
-
0,002 м3.
-
0,0002 м3.
-
500 м3.
-
5 м3
IV. В течение суток человек вдыхает воздух объёмом 16 м3. Вычислите массу воздуха.
-
20,6 кг.
-
12,4 кг.
-
0,08 кг.
-
1.2 кг.
-
2 кг.
V. Какую массу имеет стеклянная пластинка объемом 4 дм3? Плотность стекла 2500 кг/м3.
-
1. 10000 кг.
-
2. 100 кг
-
3. 10 кг
-
4. 1 кг
Вариант 5
I. Единицей какой физической величины является м3 ?
1. Массы.
2. Длины.
3. Плотности.
4. Объема.
II. Какой буквой обозначается плотность вещества?
1. m
2. V
3. p
4.
III. Объем тела 20 л выразите в м3 .
1. 0,02 м3
2. 0,2 м3
3. 2 м3
4. 20 м3
IV. Какая физическая величина равна произведению плотности вещества на его объем?
1. Скорость.
2. Объем.
3. Масса.
4. Плотность.
V. Массу тела 350 г выразите в кг.
1. 0,035 кг
2. 0,35 кг
3. 3,5 кг
4. З5 кг
Вариант 6
I. Единицей какой физической величины является кг ?
1. Массы.
2. Длины.
3. Плотности.
4. Объема.
II. Какой буквой обозначается объем тела?
1. m
2. V
3. p
4.
III. Объем тела 800 л выразите в м3 .
1. 800 м3
2. 80 м3
3. 0,008 м3
4. 0,8 м3
IV. Какая физическая величина равна отношению массы тела к его объему?
1. Скорость.
2. Объем.
3. Масса.
4. Плотность.
V. Массу тела 640 мг выразите в кг.
1. 0,64 кг
2. 6,4 кг
3. 0,00064 кг
4. 0,0064 кг
9.Рефлексия:
| |
Какие понятия должны запомнить?
|
|
Что понравилось на уроке? |
|
Что не понравилось?
|
|
-
Подведение итогов
11.Домашнее задание: повторение пройденных тем