Тема урока «Решение задач на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»
7 КЛАСС (ЗПР)
Учитель Пармухина Г.А.
Цели:
-
Создать условия для закрепления навыков решения задач на расчет давления жидкостей и газов.
-
Содействовать воспитанию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
-
Продолжить работу по формированию умений делать выводы из наблюдений; формировать умения развивать доказательство на основе данных, делать логические заключения на основе анализа уже известных связей, обобщать известные данные на основе выделения главного; проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация, сосуды с жидкостью.
Ход урока
Учитель. Французский поэт Шарль Бодлер писал:
Природа – это храм, где камни говорят,
Хоть часто их язык бывает непонятен.
Вокруг – лес символов, тревожен, необъятен,
И символы на нас с усмешкою глядят.
Пытливый ум человека не делит мир на части непроницаемой перегородкой: это – лирика, а это – физика. В мозгу человека все сплетено в живой и неделимый клубок мыслей и чувств. Поэтому мы сегодня не будем отделять жизненные ситуации от изучаемого предмета, попытаемся с помощью этих символов, которые преображаются в формулы, проследить переход человеческой мысли в задачи.
Скоро праздник 23 февраля день защитника Отечества. Поэтому мы сегодня проведем урок в необычной форме. «Армейский калейдоскоп».
Кто такой защитник? Здоровый, активный, щедрый, инициативный, талантливый, надежный, интеллектуальный, коммуникабельный. Выясним кто у нас является таким. Для этого вам надо пройти испытания.
Первое из них «Армейская разведка». Вы должны ответить на вопросы. А правильные ответы поставить в клеточки как в морском бое, а потом соединить. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. (5 баллов)
Учитель: Я вижу, что вы успешно справились с первым заданием.
Второе испытание «Учебная часть». (видеофрагмент) Почему по мере понижения воды в бутылке, дальность падения струй уменьшается? Кто ответит правильно — 1 балл.
Ученик. Уменьшается давление жидкости, т.к. уменьшается высота столба жидкости.
Солдат упал в озеро и, достигнув дна на глубине 9 м, стал вычислять давление озерной воды на дно. Надо ли ему измерять шагами площадь дна или можно выныривать? (Давление жидкости зависит только от высоты столба жидкости и ее плотности) 1 балл. (2 балла)
Релаксация. Перед тем как перейти к следующему испытанию закроем глазки, посчитаем до 10, потянемся, улыбнемся и откроем глазки.
Учитель. Следующее испытание «Морской десант»
Учитель. Две трети земного шара покрыто водой. Это моря, океаны. Глубина их в отдельных местах настолько велика, что высочайшие горные хребты и отдельные вершины скрылись бы целиком под водой, если бы каким-либо путём удалось погрузить эти горы в морскую пучину.
Наибольшая глубина океана отмечена у Филиппин. Она равна 10 863 м. Вычислим давление на этой глубине. (111888900 Па)
В морской глубине существуют особые природные условия, резко отличающиеся от мира наземного. Там царствует мрак, так как солнечный свет, постепенно угасая, совершенно исчезает на глубине 180 м. Отсутствие воздуха, необходимого для дыхания, и особенно давление самой воды, возрастающее с глубиной, являются главными препятствиями изучения подводного мира. Но человечество изобрело множество аппаратов, способных нам поведать о подводной жизни, позволяющих измерять глубину водоёмов. Домашнее задание было приготовить проект «Аппараты позволяющих изучать морские глубины».
Сообщения учащихся
Первым подводным аппаратом был водолазный колокол (высота — 2,4 м, диаметр — 1,5 м), изобретенный английским ученым Галлеем. Он был сделан из дерева и обшит свинцовыми листами. Наверху имелся иллюминатор, а внизу крепился свинцовый груз. Воздух подавался из двух поочередно спускаемых на тросе бочек. Искусные ныряльщики еще 4 тыс. лет назад умели добывать со дна морской жемчуг, веточки кораллов, драгоценные раковины. Трудное и опасное это дело. Редкий ныряльщик может продержаться под водой больше двух минут: нырнул — и скорее поднимайся, чтобы вдохнуть воздух.
Водолазу воздух подают по резиновой трубке — шлангу. Теперь человек может работать под водой по нескольку часов. Чтобы не было холодно, он надевает шерстяное белье, а сверху «рубаху» — резиновый костюм, к которому привернут металлический шлем со стеклянными окошками. Чтобы вода не вытолкнула на поверхность, водолазу вешают на спину и на грудь свинцовые грузы, а чтобы легче было стоять головой вверх, на ноги надевают металлические ботинки со свинцовыми подметками. Опускают его в глубину на прочной веревке. В таком тяжелом костюме человек неповоротлив. А ведь как хочется плавать, словно рыба! И придумали для этого другой костюм: легкий, без свинцовых грузов и свинцовых подметок. Шланга нет: воздух водолаз берет с, собой в баллонах, подвешенных за плечами. Это устройство называется аквалангом. С помощью надетых на ноги резиновых ласт аквалангист плывет, куда хочет. В таком водолазном костюме можно опуститься на глубину 300 м. (2 балла)
Релаксация.
Цель: расслабление мышечного тонуса
Упражнения: 1) подвигали плечами вперед, назад – 3 раза
2) одно плечо вверх, другое вниз – 3 раза.
Следующее испытание «Тактическая задача»
У меня имеются два сосуда. Нальем в них одинаковое количество воды. В каком из них давление на дно сосуда будет больше? Почему? Рассчитайте давление. (2 балла)
«Стратегическая задача»
Работа в группах. 3 группы – 2 задачи (2 балла)
2 группа 1. На какой глубине давление воды на тело будет равно 100 кПа? 2. Аквариум 20 х 40 см и высотой 50 см заполнили полностью водой. Определите силу давления воды на аквариум. | |
3 группа 1. Какое давление испытывают рыбаки в пресном озере на глубине 25м? 2. В стакан с горячим чаем опустили три ложки сахара и размешали его. Как изменилось давление на дно чашечки?
| 2 группа 1. На какой глубине давление воды на тело будет равно 100 кПа? 2. Аквариум 20 х 40 см и высотой 50 см заполнили полностью водой. Определите силу давления воды на аквариум. |
Подведем итог нашей игры. Подсчитаем баллы. Мах – 13 баллов
Все цели нашего урока достигнуты. В организации нашего урока мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.
И прежде чем сказать всем спасибо и до свидания, прошу в своих страничках сделать один из трех рисунков – тот, который более всего соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке. Дети рисуют и показывают, что у них получилось.
— многое понял, многому
научился
— я удовлетворен своей
работой на уроке
— как мало я знаю, мне надо
многому научиться
Задание на дом: §37, Л №412