Ф.И О. Егорова Галина Владимировна

Предмет: физика

Класс: 7

У.М.К: Авторская программа: Гутник Е.М., Перышкин А.В. «Физика 7-9»

М.:Дрофа. 2008г.

УМК: Перышкин А.В. «Физика 7 – 9» М.: Дрофа 2012 г

А.В. Перышкин «Сборник задач по физике» М.: Экзамен 2014г.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Тема урока: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Цель урока :

формирование знаний о явлении диффузия; развитие навыков совместной деятельности; воспитание интереса к изучаемому материалу,

Задачи урока.

предметные

метапредметные

Личностные

Закрепление понятия «молекула», знакомство с явлением диффузии и

выявление условий про-

текания явления

Развитие навыка организации учебной деятельности, самоконтроля.

Развитие познавательного интереса, самостоятельности в приобретении знаний и практических умений, оценивать результаты своих действий, ценностное отношение друг к другу.

Универсальные учебные действия.

Личностные

Регулятивные

Познаватель-ные

Коммуникатив-ные

убежденность в возможности познания природы, способность видеть закономерность изучаемого явления, интерес к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

планировать свою деятельность при выполнении задания, определяя последовательность действий, умение работать по плану

работа и разными типами информации, установление причинно-следственных связей

речевая деятельность, навыки сотрудничества и ведения диалога.

Планируемые результаты урока.

предметные

метапредметные

Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры, приводить примеры диффузии в окружающем мире, объяснять роль явления диффузии в природе.

Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы, развивать монологическую и диалогическую речь, уметь интегрироваться в группу сверстников.

Основные понятия урока: молекулы, тепловое движение, диффузия.

Ресурсы:

мультимедийный проектор, экран, учебник

освежитель воздуха, вода (разной температуры), крупинки кофе

Формы работы: фронтальная, групповая.

Технология проведения урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

время

1.Организационный этап

Проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

Готовятся к уроку, организуют свое рабочее место.

2мин

2.Актуализация знаний

Задает вопросы:

1.Из чего состоят вещества?

2.Что такое молекула?

3.Что вы знаете о размерах молекул?

4.Что происходит с молекулами при нагревании тела?

5.Из чего состоят молекулы?

Отвечают на вопросы: (фронтальная работа)

1.Все вещества состоят из молекул.

2.Молекула-мельчайшая частица вещества.

3.Размеры молекул очень малы.

4.При нагревании тела увеличивается скорость молекул и расстояние между ними.

5.Молекулы состоят из атомов.

4 мин

3.Постановка целей и задач урока

Создает ситуацию для постановки цели урока.

Распыляет освежитель воздуха. Задает воп —

росы.

1.Почему все ученики почувствовали запах?

2.Что препятствовало их движению?

3.Что способствовало движению?

4.В каком случае распространение запаха произойдет быстрее?

5.Какие задачи будем преследовать в иссле- довании подобных явлений?

Отвечают на вопросы и формулируют цели урока

1.Молекулы освежителя распространились в воздухе.

2.Молекулы воздуха.

3.Наличие скорости и промежутков между молекулами.

4.При более высокой температуре воздуха.

5.Где встречаются такие явления, каковы условия их протека- ния, какие факторы влияют на скорость протекания.

5 мин

4.Этап введения нового знания

Записывает тему урока и рекомендует сделать запись в тетради определения из текста учебника.

Задает вопросы.

1.Чем отличается расположение моле-

кул в разных агрегат-

ных состояниях?

2.В каком состоянии расстояние самое большое?

3.Что можно сказать о скорости диффузии в

газах?

4.Как же зависит скорость протекания

диффузии от агрегат-

ного состояния?

Предлагает экспери-мент

В два одинаковых стеклянных сосуда налейте одинаковое количество воды, но различной темпера-туры. Сверху помес- тите несколько крупинок раствори- мого кофе

.

Задает вопросы.

 

1.Имеет ли место явление диффузии в этом опыте? Почему?

2.Что вы можете сказать о скорости протекания диффузии в первом и втором сосудах?

3.Какой вывод можно сделать?

Делают записи в тетради, отвечают на вопросы.

Диффузия-явление ,

при котором проис-

ходит проникновение молекул одного ве-

щества между моле-

кулами другого ве-

щества.

1.Расстоянием между

частицами.

2.В газообразном.

3.Она самая большая.

4. Диффузия в газах и жидкостях происхо-дит легче и быстрее, чем диффузия в твердых телах, так как молекулы в газах и жидкостях движутся свободнее и расстоя-ние между ними больше,чем в твердом теле (запись в тетра-

ди) .

1.Да. Молекулы кофе

распределяются меж-

ду молекулами воды.

2.В сосуде с более горячей водой диффузия протекает

быстрее.

3. В теле с более высокой температурой молекулы движутся быстрее, а значит и быстрее протекает диффузия ( запись в

тетради) .

15мин

5.Этап закрепления новых знаний .

Задавая вопросы,

предлагает обсудить пример диффузии – дыхание.

1.Как кислород из легких попадает в кровь?

2.Почему углекислый газ не скапливается вокруг нас?

Предлагает выпол-

нить тест.

К какому классу понятий относится диффузия?

А) к физической величине;

Б) к физической единице измерения;

В) к физическому явлению.

2.Что является причиной явления диффузии?

А) движение молекул;

Б) наличие промежутков;

В) размеры молекул.

3.В каком состоянии вещества диффузия протекает наиболее быстро?

А) в газообразном

Б) в твердом

В) в жидком

4.Укажите пример диффузии в жидкостях:

А) спирт растворяется в воде.

Б) запах духов распространяется в комнате.

В) запах нафталина распространяется в воздухе.

5.Что является причиной увеличения скорости диффузии с ростом температуры тела?

А) увеличение скорости движения молекул.

Б) увеличение беспорядочности движения молекул.

В) увеличение промежутков между молекулами.

Обсуждают пример и отвечают на вопросы.

1.Кислород из легких попадает в кровь, а из крови – в органы и ткани организма бла-

годаря диффузии.

Благодаря диффузии выдыхаемый нами углекислый газ рас-сеивается в простран-стве и смешивается с кислородом .

Выполняют тест.

Записывают в тетради свои результаты.

Обсуждают выполнение теста.

10мин

6.этап рефлексии

Дает задание учащимся оценить свою деятельность на уроке: что было интересно, что было трудно, чему научился, что не успел (почему?)

Записывают в тетради свои результаты, впечатления от урока.

2мин

7.Этап домашнего задания

§ 10, задание № 2 , по желанию подготовить сообщение (используя дополнительную литературу и интернет сайт) “Диффузия в металлах”, “Диффузия обеспечивает безопасность”

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

2 мин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here