Ф.И О. Егорова Галина Владимировна
Предмет: физика
Класс: 7
У.М.К: Авторская программа: Гутник Е.М., Перышкин А.В. «Физика 7-9»
М.:Дрофа. 2008г.
УМК: Перышкин А.В. «Физика 7 – 9» М.: Дрофа 2012 г
А.В. Перышкин «Сборник задач по физике» М.: Экзамен 2014г.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Тема урока: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Цель урока :
формирование знаний о явлении диффузия; развитие навыков совместной деятельности; воспитание интереса к изучаемому материалу,
Задачи урока.
метапредметные | Личностные | |
Закрепление понятия «молекула», знакомство с явлением диффузии и выявление условий про- текания явления | Развитие навыка организации учебной деятельности, самоконтроля. | Развитие познавательного интереса, самостоятельности в приобретении знаний и практических умений, оценивать результаты своих действий, ценностное отношение друг к другу. |
Универсальные учебные действия.
Регулятивные | Познаватель-ные | Коммуникатив-ные | |
убежденность в возможности познания природы, способность видеть закономерность изучаемого явления, интерес к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
| планировать свою деятельность при выполнении задания, определяя последовательность действий, умение работать по плану | работа и разными типами информации, установление причинно-следственных связей
| речевая деятельность, навыки сотрудничества и ведения диалога.
|
Планируемые результаты урока.
метапредметные | |
Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры, приводить примеры диффузии в окружающем мире, объяснять роль явления диффузии в природе. | Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы, развивать монологическую и диалогическую речь, уметь интегрироваться в группу сверстников. |
Основные понятия урока: молекулы, тепловое движение, диффузия.
Ресурсы:
мультимедийный проектор, экран, учебник
освежитель воздуха, вода (разной температуры), крупинки кофе
Формы работы: фронтальная, групповая.
Технология проведения урока.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | время | |
1.Организационный этап | Проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность | Готовятся к уроку, организуют свое рабочее место. | 2мин |
2.Актуализация знаний | Задает вопросы:
1.Из чего состоят вещества?
2.Что такое молекула?
3.Что вы знаете о размерах молекул?
4.Что происходит с молекулами при нагревании тела?
5.Из чего состоят молекулы?
| Отвечают на вопросы: (фронтальная работа) 1.Все вещества состоят из молекул.
2.Молекула-мельчайшая частица вещества.
3.Размеры молекул очень малы.
4.При нагревании тела увеличивается скорость молекул и расстояние между ними.
5.Молекулы состоят из атомов. | 4 мин |
3.Постановка целей и задач урока | Создает ситуацию для постановки цели урока. Распыляет освежитель воздуха. Задает воп — росы. 1.Почему все ученики почувствовали запах?
2.Что препятствовало их движению? 3.Что способствовало движению?
4.В каком случае распространение запаха произойдет быстрее? 5.Какие задачи будем преследовать в иссле- довании подобных явлений?
| Отвечают на вопросы и формулируют цели урока
1.Молекулы освежителя распространились в воздухе. 2.Молекулы воздуха.
3.Наличие скорости и промежутков между молекулами. 4.При более высокой температуре воздуха.
5.Где встречаются такие явления, каковы условия их протека- ния, какие факторы влияют на скорость протекания. | 5 мин |
4.Этап введения нового знания | Записывает тему урока и рекомендует сделать запись в тетради определения из текста учебника.
Задает вопросы.
1.Чем отличается расположение моле- кул в разных агрегат- ных состояниях? 2.В каком состоянии расстояние самое большое? 3.Что можно сказать о скорости диффузии в газах? 4.Как же зависит скорость протекания диффузии от агрегат- ного состояния?
Предлагает экспери-мент
В два одинаковых стеклянных сосуда налейте одинаковое количество воды, но различной темпера-туры. Сверху помес- тите несколько крупинок раствори- мого кофе . Задает вопросы.
1.Имеет ли место явление диффузии в этом опыте? Почему?
2.Что вы можете сказать о скорости протекания диффузии в первом и втором сосудах? 3.Какой вывод можно сделать?
| Делают записи в тетради, отвечают на вопросы.
Диффузия-явление , при котором проис- ходит проникновение молекул одного ве- щества между моле- кулами другого ве- щества. 1.Расстоянием между частицами.
2.В газообразном.
3.Она самая большая.
4. Диффузия в газах и жидкостях происхо-дит легче и быстрее, чем диффузия в твердых телах, так как молекулы в газах и жидкостях движутся свободнее и расстоя-ние между ними больше,чем в твердом теле (запись в тетра-ди) .
1.Да. Молекулы кофе распределяются меж- ду молекулами воды.
2.В сосуде с более горячей водой диффузия протекает быстрее.
3. В теле с более высокой температурой молекулы движутся быстрее, а значит и быстрее протекает диффузия ( запись в тетради) .
| 15мин |
5.Этап закрепления новых знаний . | Задавая вопросы, предлагает обсудить пример диффузии – дыхание.
1.Как кислород из легких попадает в кровь?
2.Почему углекислый газ не скапливается вокруг нас?
Предлагает выпол- нить тест.
К какому классу понятий относится диффузия? А) к физической величине; Б) к физической единице измерения; В) к физическому явлению. 2.Что является причиной явления диффузии? А) движение молекул; Б) наличие промежутков; В) размеры молекул. 3.В каком состоянии вещества диффузия протекает наиболее быстро? А) в газообразном Б) в твердом В) в жидком 4.Укажите пример диффузии в жидкостях: А) спирт растворяется в воде. Б) запах духов распространяется в комнате. В) запах нафталина распространяется в воздухе. 5.Что является причиной увеличения скорости диффузии с ростом температуры тела? А) увеличение скорости движения молекул. Б) увеличение беспорядочности движения молекул. В) увеличение промежутков между молекулами.
| Обсуждают пример и отвечают на вопросы.
1.Кислород из легких попадает в кровь, а из крови – в органы и ткани организма бла- годаря диффузии.
Благодаря диффузии выдыхаемый нами углекислый газ рас-сеивается в простран-стве и смешивается с кислородом .
Выполняют тест. Записывают в тетради свои результаты. Обсуждают выполнение теста.
| 10мин |
6.этап рефлексии
| Дает задание учащимся оценить свою деятельность на уроке: что было интересно, что было трудно, чему научился, что не успел (почему?) | Записывают в тетради свои результаты, впечатления от урока.
| 2мин |
7.Этап домашнего задания | § 10, задание № 2 , по желанию подготовить сообщение (используя дополнительную литературу и интернет сайт) “Диффузия в металлах”, “Диффузия обеспечивает безопасность” | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. | 2 мин |