Предмет: Физика
Класс: 7
УМК: Физика. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин – 15-е изд., стер. — М.:Дрофа, 2011.
Разработчик: Никитинских Н.Ю. – учитель физики и информатики г. Лянтор МБОУ СОШ№6.
Тема урока: Атмосферное давление. Опыт Торричелли
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели урока:
-
формирование способности учащихся к новому способу действия.
-
выявление причины существования атмосферного давления, его роли в жизни человека и животных , применение полученных знаний для решения физических задач.
Задачи урока:
-
формирование представлений об атмосфере, атмосферном давлении, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся
-
развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника
-
формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, аналитического мышления, активизация творческой деятельности
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование,, компьютер, проектор, электронная презентация «Атмосферное давление»,
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | ||
Этап 1. Организационный момент. | |||||||
«Добрый день!» Греческий мудрец дал исчерпывающий ответ. | Диалог: Сегодня на уроке мы попытаемся увеличить круг наших знаний | Отвечают на приветствие учителя. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушать учителя | Принятие сигнала к началу учебной деятельности | Психологическая готовность к переходу к учебной деятельности |
Этап 2. Постановка цели и задач урока | |||||||
Вопрос. Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗА, груженого кирпичом. То есть около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса? Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. | Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса | Отвечают на вопросы учителя. Мы пьем не только ртом, но и легкими, т.к.расширение легких – причина того, что жидкость устремляется в рот. Выдвигают предположения о теме урока «Атмосферное давление». | Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем | Умение слушать и строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию | Принимают решения и осуществляют самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности. | Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
Этап 3. Актуализация знаний | |||||||
«Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо вспомнить предыдущий материал. Беседа с обучающимися 1. Каковы причины давления газа на стенки, дно и крышку баллона в котором он находиться? | Даёт задания обучающимся. Следит за выполнением заданий. Проводит опыт с шаром. | Отвечают на вопросы учителя. | Систематизация знаний .
| Обсуждают, приходят к единому мнению | Умение слушать собеседника, высказывать и аргументировать собственное мнение. | Высказывают мнения в порядке очередности | Умение анализировать ответ, корректировать ошибки. |
Этап 4. Первичное усвоение новых знаний | |||||||
Атмосфера– это воздушная оболочка Земли. Воздух–смесь газов, имеет массу, притягивается Землей. Давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся на ней предметы, называют атмосферным давлением. Почему? Атмосфера имеет большое значение в жизни человека и животных. Работа с учебником. Сейчас мы проведем опыты, доказывающие существование атмосферного давления. А вы попробуете объяснить их. Демонстрации: опыт определение массы воздуха; опыт всасывание воды в шприц; опыт — работа пипетки | Объясняет новый материал, задает вопросы учащимся
| Слушают учителя, отвечают на вопросы . 2. Какое физическое явление мы используем. набирая лекарства пипеткой? (атмосферное давление действующие на поверхность жидкости во флаконе, передается на столб жидкости в пипетке) Ответы учащихся: – Воздухом мы дышим, если бы у Земли не было атмосферы, Земля стала бы безжизненной планетой, атмосфера защищает Землю от солнечного жара и не стынет от космического холода, защищает нас от космических лучей, они бы уничтожили бы все живое, большое значение в жизни человека и животных. | Умение выделять главную информацию. | Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент. | Согласовывание усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других Объединение усилий на решение поставленных вопросов, выполнять самостоятельно задание. Обсуждать эксперимент. | Контролируют, осуществляют взаимоконтроль. | Коррекция своих действий. Уточнение и дополнение высказываний. |
Этап 5. Первичная проверка понимания | |||||||
Работа на карточках Сборник качественных задач по физике.А.Е Марон Е.А.Марон (478, 480, 481, 483, 484, 486) | Даёт учащимся задания выполнить в парах задание на карточках. Слушает и проверяет правильность выполнения. | Выполняют задание | Выделение существенной информации. Логические умозаключения. | Участвуют в обсуждении во фронтальном режиме. | Восприятие на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия.
| Контролируют правильность ответов обучающихся. | Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
Этап 6. Первичное закрепление | |||||||
Теперь давайте посмотрим, насколько хорошо вы усвоили новый материал сегодняшнего урока: | Формулировка условий заданий. | Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку своих товарищей, выполняющих задание эвристического характера. Работа с учебником. Ответ. | Закрепление знания, полученные на уроке. | Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме | Умение осознанно воспроизводить ответ и соотносить с ответами одноклассников | Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
Этап 7. Домашнее задание
| |||||||
§ 41,42 | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению | Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. | Выделение существенной информаций из слов учителя. | Обсуждают, задают вопросы | Восприятие информации | Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи | Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний. |
Этап 8. Итог урока | |||||||
«Ребята, вспомните цель нашего урока. Выставляются оценки учащимся. | Формулирует вопрос | Отвечают на вопросы. | Анализ степени усвоения нового материал | Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме. | Понимание на слух ответы обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
Этап 9. Рефлексия | |||||||
Предлагает учащимся выбрать окончания фраз: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Меня удивило… | Проводит рефлексию, анализирует. | Рефлексируют. Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя | Умение делать выводы. | Транслируют оценку результатов собственной деятельности | Умение формулировать собственное мнение | Сопоставляют ранее поставленную цель с результатами своей деятельности | Осуществление самоконтроля |