Урок Скирневской О.Г. «Масса тела. Измерение массы тела на рычажных весах».

Тема: Масса тела. Измерение массы тела на рычажных весах

Класс: 7

Предмет: физика

Учитель: Скирневская О.Г.

ОУ: МАОУ СОШ №1 с.Александровское, Александровского района, Томской области

Тип урока: урок изучения нового материала

Длительность: 1 час 
Цель урока:

  • Познакомить учащихся с новой физической величиной-массой, единицами ее измерения и способами ее нахождения, показать практическую значимость данной темы.

Задачи:

  • ввести понятие массы как меры инертности тел;

  • познакомить учеников со способами измерения массы тела, разновидностями прибора для измерения массы тела;

  • познакомить учащихся с различными видами весов (безменов) – римские весы с равномерной шкалой, скандинавский (русский) безмен с неравномерной шкалой.

  • закрепить умение использовать измерительные приборы (безмены).

  • проверить усвоение изученного материала через решение практических, количественных и качественных задач.

  • подготовить учеников к выполнению лабораторной работы.

 

Технические средства:

  • Компьютер.

  • Мультимедийный проектор.

  • Интерактивная доска.

  • Лабораторные весы с набором различных тел.

  • Тележки демонстрационные, набор грузов.

Учитель: Эта тема изучалась вами в курсе математики. Давайте вспомним, что вам уже известно по этой теме.

  1. Составление кластера «Масса» (слайд 3) – на интерактивной доске, ребята выходят по очереди и делают записи.

Учитель анализирует записи в кластере и формулирует задачи урока:

  1. ввести понятие массы как меры инертности тел;

  2. познакомить учеников со способами измерения массы тела, разновидностями прибора для измерения массы тела;

  3. познакомить учащихся с различными видами весов (безменов) – римские весы с равномерной шкалой, скандинавский (русский) безмен с неравномерной шкалой.

  4. закрепить умение использовать измерительные приборы (безмены).

  5. проверить усвоение изученного материала через решение практических, количественных и качественных задач.

  6. подготовить учеников к выполнению лабораторной работы.

 (Слайд4).

  1. Повторение.

Учитель: Для того, чтобы достичь поставленных задач, необходимо повторить ранее изученный материал.

Опрос:

  • Какие опыты показывают, что при взаимодействии меняются скорости обоих тел? (Слайд 5)

  • Объясните по рисункам: почему в первом случае скорость тележки не изменилась, а во втором изменилась? (Слайд 6)

  • Посмотрите на рисунок и ответьте на вопрос: одинаковы ли скорости взаимодействующих тел? Ответ обоснуйте. (Слайд7)

  1. Изучение нового материала.

Учитель: записываем тему сегодняшнего урока (слайд8).

Из проведенных опытов можно сделать вывод, что тела большей массы изменяют свою скорость на меньшую величину. Про такие тела говорят, что они более инертны.

Инертность – свойство тел по-разному менять свою скорость при взаимодействии.

Например,

  • Инертность железнодорожных составов столь велика, что время торможения поезда достигает 1–2 минут. За это время поезд, скрежеща тормозами, проедет около 1–2 км!

  • Масса пешехода в несколько десятков раз меньше массы автомобиля, поэтому время торможения машины во много раз больше, чем у пешехода

(Слайд 9):

Таким образом, масса – это мера инертности тел
За единицу массы в системе СИ принят 1 кг. Эталон массы хранится в городе Севре во Франции, состоит из сплава платины и иридия. Он представляет собой цилиндр диаметром и высотой 39,17 мм. (Слайд 10):

Килограмм – единственная единица измерения в системе СИ, которая используется с приставкой «кило». Есть дольные и кратные единицы измерения:

1 кг=100г

1 мг=0,001 кг

1ц=100 кг

1т=1000кг

Посмотрите на слайд и запишите, как связан килограмм с граммом, центнером, тонной, грамм с миллиграммом. (Слайд 11):

Копии эталона, а их было изготовлено 80 штук, хранятся в разных странах. Одна из копий (№12) международного эталона килограмма имеется в нашей стране, в Институте метрологии им. Д.И.Менделеева в г.Санкт-Петербурге. Копия эталона №20 хранится в США. (Слайд 12)

Существует два способа измерения массы:

  • По скоростям при взаимодействии с эталоном;

  • Взвешиванием

Зная массу одного из тел, можно всегда оценить массу другого:

  • Если при взаимодействии скорости тел меняются одинаково, то массы тел равны.

  • Если нет, то массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей:

Слайд 13:

Самый рациональный из этих способов – взвешивание. Как вы думаете, почему?

Весы бывают рычажные и пружинные. Учитель демонстрирует правила измерения массы тела сначала на пружинных весах, затем на рычажных, обращая внимание учащихся на соблюдение следующих правил (для рычажных весов):

  1. Уравновесить весы с помощью полосок бумаги, картона и т.п.

  2. Взвешиваемое тело положить на левую чашку весов, а гири на правую.

  3. Уравновесив тело, подсчитать общую массу гирь, лежащих на чашке весов.

Слайд 14:

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что на следующем уроке будет лабораторная работа и предложить измерить массы нескольких тел, приготовленных на демонстрационном столе, результаты своих измерений записать на доске, переведя все в граммы. (Желательно иметь на демонстрационном столе веб-камеру, чтобы на экране всем было хорошо видно, что происходит на столе).

Существует огромное количество типов весов – школьные рычажные, бытовые, магазинные, медицинские, аптечные, крановые, вагонные, кухонные. (Слайды 15, 16)

-Как вы думаете, чем отличаются эти весы друг от друга?

Если посмотреть историю создания весов, то наиболее известны скандинавский и римский безмены. (Слайд 17, 18)


Следует обратить внимание, что скандинавский безмен с неравномерной шкалой, а римский – с равномерной, т.е. она легко градуируется.

Обращаясь к истории создания единой системы единиц, нужно познакомить ребят с внесистемными единицами измерения массы. Это пуд, берковец, золотник и карат, а также показать их перевод в системные единицы. (Слайд 19).

5.Закрепление

Выполнение заданий:

Перевести в СИ (слайд 20):

400 г = 0,4 кг

22г500мг = 0,0225 кг

1500 мг = 0,0015 кг

0,3 т = 300 кг

7,5 ц = 7500 кг

2500 г = 2,5 кг

0, 07 т = 70 кг

60 ц = 600 кг

2 пуда = 32,76 кг

100 карат = 0,02 кг

Ответить на вопросы (слайд 21):

  • Из неподвижной лодки массой 100 кг прыгает мальчик массой 40 кг со скоростью 2,5 м/с. Какова скорость лодки после прыжка? (1м/с)

  • Гирю опустили в сосуд с водой. Изменилась ли масса гири? (Нет)

  • Воздух под поршнем насоса сжали. Изменилась ли масса воздуха?(Нет)

  • Изменяется ли масса вещества, когда вода превращается в лед или пар? (Нет)

Сравнить, угадать ребус (слайд 22):

  • Что имеет большую массу: пуд железа или пуд пуха? (Массы одинаковы)

  • Сравни массы: трактор ДТ-75 – 6т

        • трактор К-700 – 11000 кг (Масса К-700 больше)

  • Как опытным путем сравнить массы двух тел без весов? (Привести их во взаимодействие)

6. Домашнее задание (слайд 23):

§ 19, 20

Упр.6, с.46

С.161,л/р №3, познакомиться с содержанием.

Для желающих:

*Подготовить мини-сообщение об истории применения внесистемных единиц измерения массы.

  1. Рефлексия:

— Что нового вы сегодня узнали на уроке?

— Как пригодится вам этот материал в вашей жизни?

— Как вы думаете, используются ли сейчас внесистемные единицы массы и в какой отрасли?

8. Окончание урока:

Благодарю за работу! (Слайд № 24).

Список используемой литературы:

1.Физика 7 кл учебник.: учеб. для общеобразоват. учреждений  /А.В.Перышкин- М., Дрофа, 2012 г.

2. Физика 7-9 кл задачник.: учеб. для общеобразоват. учреждений  / В.И.Лукашик.- М.: Просвещение,  2012 г.

3.Марон А.Е. Физика.7 класс : дидактические материалы  / А.Е. Марон , Е.А. Марон .- 3-е изд., стереотип.- М. : Дрофа , 2013г.

4. ru.wikipedia.org/wiki/ Международное Бюро Мер и Весов.

5. www/rzn/info/news-federal/ Science/10678/.Эталон массы.


Сценарий медиаурока с компьютером Страница 9

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here