Урок Скирневской О.Г. «Масса тела. Измерение массы тела на рычажных весах».
Тема: Масса тела. Измерение массы тела на рычажных весах
Класс: 7
Предмет: физика
Учитель: Скирневская О.Г.
ОУ: МАОУ СОШ №1 с.Александровское, Александровского района, Томской области
Тип урока: урок изучения нового материала
Длительность: 1 час
Цель урока:
-
Познакомить учащихся с новой физической величиной-массой, единицами ее измерения и способами ее нахождения, показать практическую значимость данной темы.
Задачи:
-
ввести понятие массы как меры инертности тел;
-
познакомить учеников со способами измерения массы тела, разновидностями прибора для измерения массы тела;
-
познакомить учащихся с различными видами весов (безменов) – римские весы с равномерной шкалой, скандинавский (русский) безмен с неравномерной шкалой.
-
закрепить умение использовать измерительные приборы (безмены).
-
проверить усвоение изученного материала через решение практических, количественных и качественных задач.
-
подготовить учеников к выполнению лабораторной работы.
Технические средства:
-
Компьютер.
-
Мультимедийный проектор.
-
Интерактивная доска.
-
Лабораторные весы с набором различных тел.
-
Тележки демонстрационные, набор грузов.
Учитель: Эта тема изучалась вами в курсе математики. Давайте вспомним, что вам уже известно по этой теме.
-
Составление кластера «Масса» (слайд 3) – на интерактивной доске, ребята выходят по очереди и делают записи.
Учитель анализирует записи в кластере и формулирует задачи урока:
-
ввести понятие массы как меры инертности тел;
-
познакомить учеников со способами измерения массы тела, разновидностями прибора для измерения массы тела;
-
познакомить учащихся с различными видами весов (безменов) – римские весы с равномерной шкалой, скандинавский (русский) безмен с неравномерной шкалой.
-
закрепить умение использовать измерительные приборы (безмены).
-
проверить усвоение изученного материала через решение практических, количественных и качественных задач.
-
подготовить учеников к выполнению лабораторной работы.
(Слайд4).
-
Повторение.
Учитель: Для того, чтобы достичь поставленных задач, необходимо повторить ранее изученный материал.
Опрос:
-
Какие опыты показывают, что при взаимодействии меняются скорости обоих тел? (Слайд 5)
-
Объясните по рисункам: почему в первом случае скорость тележки не изменилась, а во втором изменилась? (Слайд 6)
-
Посмотрите на рисунок и ответьте на вопрос: одинаковы ли скорости взаимодействующих тел? Ответ обоснуйте. (Слайд7)
-
Изучение нового материала.
Учитель: записываем тему сегодняшнего урока (слайд8).
Из проведенных опытов можно сделать вывод, что тела большей массы изменяют свою скорость на меньшую величину. Про такие тела говорят, что они более инертны.
Инертность – свойство тел по-разному менять свою скорость при взаимодействии.
Например,
-
Инертность железнодорожных составов столь велика, что время торможения поезда достигает 1–2 минут. За это время поезд, скрежеща тормозами, проедет около 1–2 км!
-
Масса пешехода в несколько десятков раз меньше массы автомобиля, поэтому время торможения машины во много раз больше, чем у пешехода
(Слайд 9):
Таким образом, масса – это мера инертности тел.
За единицу массы в системе СИ принят 1 кг. Эталон массы хранится в городе Севре во Франции, состоит из сплава платины и иридия. Он представляет собой цилиндр диаметром и высотой 39,17 мм. (Слайд 10):
Килограмм – единственная единица измерения в системе СИ, которая используется с приставкой «кило». Есть дольные и кратные единицы измерения:
1 кг=100г
1 мг=0,001 кг
1ц=100 кг
1т=1000кг
Посмотрите на слайд и запишите, как связан килограмм с граммом, центнером, тонной, грамм с миллиграммом. (Слайд 11):
Копии эталона, а их было изготовлено 80 штук, хранятся в разных странах. Одна из копий (№12) международного эталона килограмма имеется в нашей стране, в Институте метрологии им. Д.И.Менделеева в г.Санкт-Петербурге. Копия эталона №20 хранится в США. (Слайд 12)
Существует два способа измерения массы:
-
По скоростям при взаимодействии с эталоном;
-
Взвешиванием
Зная массу одного из тел, можно всегда оценить массу другого:
-
Если при взаимодействии скорости тел меняются одинаково, то массы тел равны.
-
Если нет, то массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей:
Слайд 13:
Самый рациональный из этих способов – взвешивание. Как вы думаете, почему?
Весы бывают рычажные и пружинные. Учитель демонстрирует правила измерения массы тела сначала на пружинных весах, затем на рычажных, обращая внимание учащихся на соблюдение следующих правил (для рычажных весов):
-
Уравновесить весы с помощью полосок бумаги, картона и т.п.
-
Взвешиваемое тело положить на левую чашку весов, а гири на правую.
-
Уравновесив тело, подсчитать общую массу гирь, лежащих на чашке весов.
Слайд 14:
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что на следующем уроке будет лабораторная работа и предложить измерить массы нескольких тел, приготовленных на демонстрационном столе, результаты своих измерений записать на доске, переведя все в граммы. (Желательно иметь на демонстрационном столе веб-камеру, чтобы на экране всем было хорошо видно, что происходит на столе).
Существует огромное количество типов весов – школьные рычажные, бытовые, магазинные, медицинские, аптечные, крановые, вагонные, кухонные. (Слайды 15, 16)
-Как вы думаете, чем отличаются эти весы друг от друга?
Если посмотреть историю создания весов, то наиболее известны скандинавский и римский безмены. (Слайд 17, 18)
Следует обратить внимание, что скандинавский безмен с неравномерной шкалой, а римский – с равномерной, т.е. она легко градуируется.
Обращаясь к истории создания единой системы единиц, нужно познакомить ребят с внесистемными единицами измерения массы. Это пуд, берковец, золотник и карат, а также показать их перевод в системные единицы. (Слайд 19).
5.Закрепление
Выполнение заданий:
Перевести в СИ (слайд 20):
400 г = 0,4 кг
22г500мг = 0,0225 кг
1500 мг = 0,0015 кг
0,3 т = 300 кг
7,5 ц = 7500 кг
2500 г = 2,5 кг
0, 07 т = 70 кг
60 ц = 600 кг
2 пуда = 32,76 кг
100 карат = 0,02 кг
Ответить на вопросы (слайд 21):
-
Из неподвижной лодки массой 100 кг прыгает мальчик массой 40 кг со скоростью 2,5 м/с. Какова скорость лодки после прыжка? (1м/с)
-
Гирю опустили в сосуд с водой. Изменилась ли масса гири? (Нет)
-
Воздух под поршнем насоса сжали. Изменилась ли масса воздуха?(Нет)
-
Изменяется ли масса вещества, когда вода превращается в лед или пар? (Нет)
Сравнить, угадать ребус (слайд 22):
-
Что имеет большую массу: пуд железа или пуд пуха? (Массы одинаковы)
-
Сравни массы: трактор ДТ-75 – 6т
-
трактор К-700 – 11000 кг (Масса К-700 больше)
-
-
Как опытным путем сравнить массы двух тел без весов? (Привести их во взаимодействие)
6. Домашнее задание (слайд 23):
§ 19, 20
Упр.6, с.46
С.161,л/р №3, познакомиться с содержанием.
Для желающих:
*Подготовить мини-сообщение об истории применения внесистемных единиц измерения массы.
-
Рефлексия:
— Что нового вы сегодня узнали на уроке?
— Как пригодится вам этот материал в вашей жизни?
— Как вы думаете, используются ли сейчас внесистемные единицы массы и в какой отрасли?
8. Окончание урока:
Благодарю за работу! (Слайд № 24).
Список используемой литературы:
1.Физика 7 кл учебник.: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.В.Перышкин- М., Дрофа, 2012 г.
2. Физика 7-9 кл задачник.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.И.Лукашик.- М.: Просвещение, 2012 г.
3.Марон А.Е. Физика.7 класс : дидактические материалы / А.Е. Марон , Е.А. Марон .- 3-е изд., стереотип.- М. : Дрофа , 2013г.
4. ru.wikipedia.org/wiki/ Международное Бюро Мер и Весов.
5. www/rzn/info/news-federal/ Science/10678/.Эталон массы.
Сценарий медиаурока с компьютером Страница