Автор: Александрова Зинаида Васильевна, учитель физики и информатики
Образовательное учреждение: МОУ СОШ №5 п.Печенга, Мурманская обл.
Давление жидкостей и газов
Цели:
Образовательная:
-
отработка умений применять теоретические знания и практические умения при решении конкретных задач,
-
закрепить и проверить знания учащихся по теме «Давление жидкостей и газов»;
-
проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков тем, изученных на предыдущих уроках;
-
формировать познавательный интерес к предмету, воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний.
Развивающая:
-
развивать речи, мышления, способности наблюдать, выделять существенные признаки объекта, цели и способы деятельности, делать выводы;
-
развивать логическое мышление, внимательность, активность, находчивость.
Воспитательная:
-
воспитывать стремление к познанию, коммуникативную культуру;
-
воспитывать познавательные потребности; прививать интерес к физике.
Тип урока: закрепление и обобщение материала.
Метод обучения: Игра «Давление жидкостей и газов» на основе интерактивной презентации, фронтальная работа с классом, самостоятельная работа.
Средства обучения: проектор, компьютер с установленной программой MS PowerPoint.
Авторский медиапродукт: интерактивная игра-викторина, разработка цифрового образовательного ресурса в MS PowerPoint – игры «Работа и мощность. Физическое лото».
Учебные материалы: А.В. Перышкин. Физика 7 класс. М.: Дрофа, 2009 г., § 23-32.
Методика работы с ресурсом:
Эта игра состоит из15 вопросов, в которых необходимо указать один правильный ответ из нескольких или дать числовой ответ, а также указать истинность ответа одного из двух.
Правила игры
-
Нажать кнопку на лототроне, чтобы появился шар с вопросом.
-
Дать устный ответ на появившийся вопрос.
-
Для самопроверки нажать кнопку «Ответ».
-
На доске вести табло для регистрации количества правильных ответов.
-
Нажать «Далее» для перехода на следующий слайд (следующий вопрос).
-
Пункты 1,2,3,4,5 повторять до тех пор, пока в лототроне будут использованы все 15 шаров с номерами вопросов.
Презентация проста в управлении, её можно использовать на уроке или внеклассном мероприятии по предмету.
-
Организационный момент.
Объявление темы урока. Знакомство с правилами игры.
-
Актуализация опорных знаний
Физическое лото «Давление жидкостей и газов»
Слайды 1, 2.
Где атмосферное давление меньше — в шахте или на высокой горе? Почему?
Ответ: Чем выше над уровнем моря, тем атмосферное давление меньше. Это объясняется тем, что давление пропорционально высоте воздушного столба, который на горе меньше.
Слайд 3.
Водолаз в жестком скафандре может погружаться на глубину 250 м. Определить давление воды на этой глубине. Плотность морской воды равна 1030 кг/ м 3.
Ответ: р = gh, р = 2575 кПа.
Слайд 4.
Какая их трёх жидкостей окажет на дно наименьшее давление: спирт, вода или ртуть, если высота уровней жидкостей одинакова?
Ответ: Спирт, он у него наименьшая плотность из трёх жидкостей.
Слайд 5.
В каком из сосудов давление жидкости больше? (см. рисунок на слайде)
Ответ: Давление жидкости одинаковое во всех трех сосудах.
Слайд 6.
Подводная лодка не может опускаться глубоко, потому что давление воды её раздавит. Для исследования морских глубин был особый изобретен аппарат. Как он называется?
Ответ: Батискаф
Слайд 8.
Мяч, вынесенный на улицу зимой в сильный мороз, становится слабо надутым. Почему?
Ответ: При понижении температуры уменьшается скорость движения молекул газа внутри мяча, и они реже ударяются о стенки, вследствие чего давление воздуха в мяче уменьшается.
Слайд 9.
Нижние отверстия одинаковых трубок, 1, 2, 3, заполненных жидкостью затянуты тонкой резиновой плёнкой. В какой трубке плотность жидкости наибольшая? (см. рисунок на слайде)
Ответ: Наибольшей плотностью обладает жидкость в 3-ей трубке.
Слайд 10.
В каком состоянии вещество передаёт оказываемое давление на него давление во все стороны одинаково?
-
В твёрдом и жидком.
-
Только в газообразном.
-
Только в жидком.
-
В жидком и газообразном состоянии.
-
Только в твёрдом состоянии.
Ответ: Г. В жидком и газообразном состоянии вещество передаёт оказываемое давление на него давление во все стороны одинаково.
Слайд 11.
Королевский пингвин нырнул на глубину 200м. Определите давление воды на пингвина, на этой глубине?
Ответ: 2 МПа.
Слайд 12.
Аквариум 20*40 см и высотой 50 см заполнена полностью водой. Определите силу давления воды на дно аквариума.
Ответ: 400Н
Слайд 13.
Почему в жидкостных барометрах используют ртуть, а не воду?
Ответ: С целью уменьшения размеров прибора. Ртуть – самая плотная жидкость из пригодных для этой цели.
Слайд 14.
Девочка пускает мыльные пузыри. Почему они приобретают форму шара?
Ответ: Масса воды в пузырьке увеличивается, так как возрастает давление на воду, которое по закону Паскаля передается одинаково в любую точку жидкости.
Слайд 15.
У костра можно видеть, как от горящих поленьев с треском разлетаются искры. Почему?
Ответ: Воздух, содержащийся между волокнами дерева, нагреваясь, сильно увеличивает давление на частички обуглившейся древесины.
Слайд 16.
В банку с водой опустили несколько камешков. Как при этом изменилось давление на дно сосуда?
Ответ: Давление на дно сосуда увеличилось, так как увеличилось высота столба жидкости.
Чтобы вычислить давление жидкости на дно сосуда, надо знать: вес и объём жидкости, плотность и высоту столба жидкости, площадь дна и массу жидкости, объём жидкости и плотность жидкости.
-
Самостоятельная работа (карточки)
1 вариант
-
Рассчитайте атмосферное давление в шахте на глубине 840 метров, если на поверхности Земли давление нормальное. (Ответ: 830 мм. рт. ст.)
-
В бутылку, закрытую пробкой с краном, накачали газ и закрыли кран. Одинаковое ли давление будут испытывать дно и стенки бутылки в различных местах?
-
Давление газа в любом месте бутылки одинаковое.
-
Наибольшее давление газа на пробку.
-
Наибольшее давление газа на дно бутылки.
-
Пипетка – это прибор для получения капель жидкости. Объясните действие этого медицинского прибора.
2 вариант
-
У подножия горы барометр-анероид показывает давление 760 мм. рт. ст, а на вершине – 722 мм. рт. ст. Определите высоту горы. (Ответ: 456 метров)
-
Давление внутри жидкости на одной и той же глубине…
-
Сверху вниз больше, чем снизу вверх.
-
Сверху вниз меньше, чем снизу вверх.
-
Одинаково по всем направлениям.
-
Медицинский шприц для проведения инъекций. Объясните действие этого прибора.
Молодцы! Спасибо за работу! (Подведение итогов, выставление оценок). Мы с вами закрепили и углубили знания, полученные при изучении темы «Давление жидкостей и газов».
Д/З: повторить п. 35-37 [1], задача 5, № 310[2]
Литература
-
Перышкин А.В. Физика 7. – М.; Дрофа, 2009 г.
-
Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9.– М.; «Экзамен», 2009 г.
-
Сёмке А.И. Занимательные материалы к урокам. – М.; Издательство НЦ ЭНАС, 2004.