Тема урока: Выталкивающая сила. 7 класс
Цели урока (планируемые результаты обучения):
Личностные:
-
развитие у учащихся самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений
Метапредметные: развитие у учащихся умений:
-
формулировать гипотезы и оценивать их верность с точки зрения полученной в ходе исследования информации;
-
проводить экспериментальное исследование по предложенному плану;
-
на основании результатов эксперимента формулировать вывод;
-
развивать коммуникативные навыки при организации работы в группах.
Предметные:
-
формирование у учащихся представления об архимедовой силе, о зависимости ее значения от объема тела, погруженного в жидкость, и от плотности жидкости.
Материалы:
-
учебник физики, портрет Архимеда, опорный сигнал;
-
листы с заданиями для исследовательской работы в группах;
-
рабочие листы с таблицей;
-
компьютерная презентация «Выталкивающая сила»;
-
опорный конспект с пропусками для домашнего задания.
Оборудование:
-
штатив, пружина, груз, сосуд с водой, указатели;
-
сосуды с простой водой, с «морской» водой;
-
динамометры;
-
набор тел разного объема;
-
набор тел одинакового объема, разной плотности.
-
компьютер, проектор.
Ход урока
I Мотивация
Цель: побудить учащихся к формулированию гипотез. Для создания проблемной ситуации был продемонстрирован опыт с изменением растяжения пружины, при погружении подвешенного к ней груза в воду.
Деятельность учеников | |
— Какую тему мы изучаем сейчас на уроках? — Что такое сила? — Кто желает дополнить?
— Что вы еще знаете о силе. — Приведите примеры сил. — Чем силы характеризуется? — Какое обобщение мы вывели на прошлом уроке. -Данное обобщение доказали применительно к каким силам? | — Сила — причина изменения. — Сила – векторная физическая величина, характеризует меру взаимодействия тел. — Обозначается буквой F. Измеряется в Н (Ньютонах) — Сила тяжести, вес тела, сила упругости, сила трения. — Сила характеризуется величиной (значением), точкой приложения, направлением. |
— Продолжаем изучать тему «Сила». — Предлагаю вашему вниманию эксперимент. — Перед вами пружина. Подвешиваю к ней груз. — Что произошло с пружиной? Зафиксируем растяжение пружины. — Почему пружина растянулась? — Опускаю тело в жидкость. — Что произошло? Зафиксируем новое положение. — Почему изменилось растяжение пружины? — Что является причиной изменения?
— Что это может быть за сила? -Как ее можно назвать? Ваши предложения. — Как вы думаете, от чего (от каких величин), зависит выталкивающая сила?
— Что мы видим? — Сколько в нашем классе мнений? — Какой возникает вопрос? — Как нам проверить правильность гипотез? — Что нужно сделать? |
—Пружина растянулась.
— На нее подействовал вес тела (груза).
— Пружина сократилась.
-Вес тела в жидкости уменьшился.
-Вода оказала какое-то действие на тело. -Со стороны воды подействовала сила.
Ученики выдвигают гипотезы. Записывают их на облаках, вывешивают на доску. Ученики выдвигают гипотезы. Записывают их на облаках, вывешивают на доску. Как правило, они называют следующие величины: — плотность тела; — плотность жидкости; — объем тела и др. -Разные точки зрения. — А как на самом деле называется эта сила? — От чего зависит ее значение? — Провести исследование. — Выполнить практическую работу. |
Результат: появилось несколько вариантов гипотез, что вызвало необходимость их проверки
II Исследование
Цель: одновременная проверка нескольких гипотез.
Деятельность учеников | |
— Предлагаю вам поработать в группах. Задание будет состоять из двух частей. Сначала вы ознакомитесь с текстом, из которого узнаете — какая сила действует на погруженное в жидкость тело. Затем проведете экспериментальное исследование, чтобы выяснить — от чего зависит значение этой силы — Внимательно ознакомьтесь с планом задания (приложение). — Выполняйте работу поэтапно и успех вам гарантирован. — Оформление производите на рабочем листе. (приложение) Подготовьте отчёт о проделанной работе. — На проведение исследования отводится 10 минут. Учитель помогает организовать работу внутри каждой группы. Прикрепляет на доску карточки:
ρж
ρт
Vт
| Учащиеся знакомятся с материалами, по необходимости уточняют задания и приступают к выполнению. Группы № 1,4 выполняют эксперимент на установление зависимости выталкивающей силы от объема тела (задание №1). Группы №2,5 выполняют эксперимент на установление зависимости выталкивающей силы от плотности тела (задание №2). Группы № 3,6 выполняют эксперимент на установление зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости(задание №3). |
Результат: выполнение экспериментального задания позволило учащимся найти факты, позволяющие сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от одних величин и независимости от других.
III Обмен информацией
Цель: представить результаты работы групп всему классу.
Деятельность учеников | |
— Время вышло. Вывешиваем рабочие листы. — Вы ознакомились с текстом. Как называется сила, которая действует на погруженное в жидкость тело? — Какое еще есть название у этой силы? — Откуда это название? — Были ли мы близки в своих предположениях? — Итак, с ответом на первый вопрос определились. Второй вопрос: отчего зависит значение выталкивающей силы? -Вы проводили эксперимент. Группам было предложено разное оборудование. Послушаем, к каким результатам вы пришли. — Какое оборудование было предложено? -Какие измерения проводили? — Можем мы уточнить.. -Есть вопросы? -Есть ли дополнения у других групп? -Обратим внимание на выводы (совпадают, различия).
-У кого более полный и точный вывод? | Учащиеся размещают рабочие листы под карточками соответствующими их заданиям. — Выталкивающая сила. — Архимедова сила. Ученики дают комментарии. Учащиеся проводят сравнение. Делают заключение.
-Нам было предложено следующее оборудование… -Мы проделали… и измерили… -На основании результатов эксперимента сформулировали выводы. Выводы групп № 1, 4. Выталкивающая сила прямо пропорционально зависит от объема погруженного тела Выводы групп № 2, 5: Выталкивающая сила не зависит от плотности тела, погруженного в жидкость. Выводы групп № 3, 6: Выталкивающая сила прямо пропорционально зависит от плотности жидкости |
Результат: учащиеся представили свои результаты другим ученикам, с одной сторона, и в тоже время соотносили со своим вариантом решение других групп. Некоторые учащиеся вносили дополнения, другие задавали уточняющие вопросы.
IV Связывание информации
Цель: обобщить информацию и сделать вывод о верности гипотез.
Деятельность учеников | |
— Итак, обобщая выводы всех групп, как мы ответим на вопрос урока? — Сформулируйте общий вывод – от чего зависит значение выталкивающей силы? — Вернемся к гипотезам, выдвинутым в начале урока, и соотнесем их с полученными выводами. -Насколько близки были к истине?
— Полный ли ответ мы дали на вопрос урока? — Все ли характеристики силы мы установили? — Чего не хватает? — Теперь вы можете ответить на эти вопросы? Как?
-Сформулируете тему урока. Над рабочими листами — тема урока | -Выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и от объема погруженного тела.
Учащиеся без труда сумели выделить гипотезы, которые подтвердились, и отбросить неверные. С доски убрали неверные гипотезы. Остались карточки: ρж и Vт. — Точка приложения силы. — Направление действия силы. — Действует на тело, погруженное в жидкость, направлена вверх.
— Выталкивающая сила. Архимедова сила. |
Результат: были сформулированы тема урока, обобщающий вывод о характеристиках выталкивающей силы и сделан вывод о верности гипотез.
V Применение
Цель: применить новые знания в ходе выполнения продуктивных заданий.
Деятельность учеников | |
— Для лучшего запоминания информации, для вас приготовила опорный сигнал. — Вся ли информация, полученная нами на уроке, отражена в опорном сигнале? — Внесите предложения, как дополнить опорный сигнал. — Можно использовать карточки (ρж и Vт)
| Учащиеся выполняют работу в группе. В их распоряжении листок с заданием и картинка для творческого задания. (можно фронтально) Возможный вариант |
— Приготовила вам еще одно задание. Учитель предлагает ответить на вопросы и дать комментарии фотографиям на слайдах (приложение 5). | Учащиеся включаются в обсуждение вопросов.
|
Результат: учащиеся аргументировали свои ответы, опираясь на знания, полученные на уроке.
VI Рефлексия. Домашнее задание
Цель: самооценка деятельности учащихся на уроке и обсуждение перспективы дальнейшей работы над темой.
Деятельность учеников | |
Интересно вам было на уроке? — Что нового узнали? Что было сложным? — Что полезное приобрели для себя? — Что осталось не выясненным и нуждается в уточнении? | Большая часть учеников включаются в обсуждение вопросов.
— Необходимо знать точную формулу для нахождения выталкивающей силы. |
Д/з1. Опорный конспект: заполнить пропуски, используя информацию из учебника §49 [1]; 2. Экспериментальное задание Упр.24 [1] (для желающих). 3.Создать свой вариант опорного сигнала или составить полученную на уроке информацию в стихотворение. | Учащиеся получают экземпляр опорного конспекта (Приложение 4). Записывают задание в дневник |