Приложение 1
Методические рекомендации к уроку.
Тема презентации : «Роль международной специализации и свободной торговли в международной экономике».
Предметы: экономика — география.
Межпредметные связи: экономика, география, история, математика, информатика.
Класс 10-й
Время: 2 академических часа.
Тип урока: интегрированный урок «Экономика – география»
Форма проведения урока: 1-й урок – работа с фактологическим материалом в группах;
2-й урок – деловая игра.
В основу разработки урока положена идея игры «Остров», разработанной Международным Центром Экономического и Бизнес Образования, автор игры Е. Журавская, г. Москва.
Презентация предназначена для изучения темы «Мировая экономика».
Пакет содержит учебную информацию в доступном, популяризованном для освоения учащимся виде и призван ликвидировать несинхронность, несогласованность и дублирование программ школьных курсов по экономике и географии, в частности по
теме курса Экономика: Международная торговля и теме курса География: Экономическое развитие стран Латинской Америки. Формирует системное представление у учащихся об окружающем их мире. Знакомит с фактами, понятиями, типовыми задачами, которые должны быть изучены. Содержит план учебной деятельности: как овладеть общими способами познавательной, проблемно – поисковой, исследовательской, коммуникативной, моделирующей деятельности. Таким образом, учебно-методический пакет помогает раскрыть учителю содержание темы, обозначить проблемы и пути их решения.
Образовательные цели:
-
объяснить каким образом принципы сравнительного и абсолютного преимуществ можно применить к процессу международной специализации и торговли.
-
объяснить, почему международная торговля приносит выгоды всем странам – участницам.
-
проверить умение анализировать статистические данные, работать с картами атласа, давать устную характеристику обеспеченности стран региона природными ресурсами.
-
обобщить знания учащихся о действии в международной торговле основных экономических принципов, механизмов, законов.
-
Развивающие цели:
-
сформировать представления об абсолютном и сравнительном преимуществе стран в производстве товаров и услуг, выяснить различия этих понятий.
-
сформировать на основе межпредметных связей с географией, историей, математикой, информатикой целостное представление о свободной торговле.
-
Развить навыки использования информационных технологий в решении познавательных задач. Развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения самостоятельных творческих заданий.
-
Развить умение вычленения знания – незнания.
-
Развить навыки ведения научной полемики.
Воспитательные цели:
-
Развить умение вести индивидуальную, групповую, межгрупповую дискуссию, самостоятельного поиска решении, конструирования обобщенного способа решения новой задачи.
-
Формирование чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственности каждого за конечные результаты.
Материалы и оборудование:
Компьютеры. Видеокомплекс.
Дидактические материалы:
— экономическая карта Латинской Америки;
— атласы для 10 класса;
— учебник В.П.Максаковского «География» для 10 класса;
— карточки задания.
Актуализация знаний.
Сообщение темы урока, целей и задач.
Основополагающий вопрос: что является основой увеличения суммарного производства товаров и достижения странами такого уровня потребления, который превышает внутренние производственные возможности: международная специализация, свободная торговля, сравнительное преимущество, абсолютное преимущество?
Вопросы темы учебной программы:
Почему необходима международная торговля?
Какова роль сравнительного преимуществ в развитии свободной торговли?
Какова роль абсолютного преимуществ в развитии международной торговли?
Какова роль специализации в развитии международной торговли?
Может ли товарообмен между странами быть взаимовыгодным ?
За счет чего увеличивается суммарное воспроизводство товаров в международной торговле?
1-й урок:
Опрос.
Вопросы классу:
Слайд № 6. 1. Почему государства торгуют?
Слайд № 7. 2. Что такое специализация?
Слайд № 8. 3. Что собой представляет международное разделение труда?
Слайд № 9. 4. Каковы причины специализации стран на производство
определенных товаров?
Открытие нового знания.
Работа в группах.
Класс разбивается на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание – исходя из наличия природных ресурсов Аргентины и Бразилии ( минеральных, лесных, земельных, агроклиматических) дать наиболее полную картину экономики страны.
Результатом работы с атласом, учебником, справочной литературой является групповой отчет, в котором должны быть отражены природные ресурсы страны и продукция (сельскохозяйственная, промышленная), а также возможные виды экспортной продукции.
Выбор стран мотивирован тем, что это страны – гиганты региона Латинской Америки, имеющие сходные природные условия и ресурсы. В общей части курса «Экономическая и социальная география ( в географии отраслей мирового хозяйства) они неоднократно упоминались, как страны экспортеры различных видов продукции.
Первичное закрепление.
Примерная форма отчета группы об экономике страны (например Аргентины), составленная на основе анализа карт атласа, текста и картограмм учебника, может выглядеть следующим образом:
Слайды № 10 — № 13.
Аргентина:
2770 тыс. км2 | |
Население | Около 34 млн. чел. |
Плотность | Около 12 чел/км2 |
Климатические пояса | Тропический, субтропический, умеренный |
Земельные ресурсы | Наибольшие площади – пастбища Патагонии и Пампы, пашни Пампы, леса – узкая полоса вдоль южных Анд. |
Полезные ископаемые | Нефть, газ, полиметаллы, железные, вольфрамовые, урановые руды ( возможна запись условными знаками, химическими символами). |
Сельское хозяйство | Животноводство: крупный рогатый скот, овцеводство. Зерновые культуры: кукуруза, пшеница. Масляничные. Плантации риса, хлопчатника, сахарного тростника, табака и т.п. |
Промышленность | Черная, цветная металлургия, машиностроение, химическая, нефтехимическая, электроэнергетика: АЭС, ТЭС,ГЭС, рыбная, пищевая, легкая. |
Экспорт | Текстильное волокно, пшеница, кукуруза, продукция животноводства. |
Оценка: | Отчет оценивается учителем географии по пятибалльной системе с учетом активности всех членов группы. |
Слайды № 14- №17.
Бразилия:
8512 тыс. км2 | |
Население | Около 174,9 млн. чел. |
Плотность | Около 28 чел/км2 |
Климатические пояса | Экваториальный, субэкваториальный, тропический, |
Земельные ресурсы | Лесные равнины Амазонской равнины, тропические ландшафты Бразильского плато. |
Полезные ископаемые | Нефть, железные и оловянные руды, никель, уран, золото ( возможна запись условными знаками, химическими символами). |
Сельское хозяйство | Растениеводство: кофе, какао, сахарный тростник, пшеница, соя, хлопчатник, кукуруза, бананы. Животноводство. |
Промышленность | Черная, цветная металлургия, машиностроение, химическая, легкая ( пищевая, текстильная, табачная) |
Экспорт | Железная руда, бокситы, сахарный тростник, зерновые культуры, продукция животноводства, древесина |
Оценка: | Отчет оценивается учителем географии по пятибалльной системе с учетом активности всех членов группы. |
Подведение к мотивировке.
Устное обсуждения отчетов.
Вопрос учителя: «Почему необходима международная торговля?»
Слайды № 18- № 19. Учащиеся должны перечислить продукцию, которая является экспортной для рассматриваемых стран и самостоятельно дать определение абсолютного преимущества и смравнительного преимущества. (Страна обладает абсолютным преимуществом в производстве товара, если она производит его дешевле, с меньшими затратами ресурсов. Сравнительное преимущество позволяет стране производить товары с меньшей альтернативной стоимостью, чем другая страна).
Рефлексия.
Задание учащимся.
Слайд № 20. Выделите те товары, в производстве которых страны обладают абсолютным преимуществом. Например, Бразилия – кофе, бананы, Аргентина – шерсть, зерно.
Вывод: наличие абсолютного и сравнительного преимуществ объясняет причины торговли между странами, хозяйства которых различаются по природно-климатическим условиям.
2-й урок.
Подводящий диалог к мотивировке на деловую игру.
Деловая игра.
Проблема: формулируется вопросом: «Может ли товарообмен
между странами быть взаимовыгодным даже в том случае, когда одна страна
обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров?».
Ответ на этот вопрос учащиеся получают, анализируя результаты деловой игры. Поскольку деловая игра только моделирует реальную ситуацию, то можно ограничиться двумя товарами.
Итак, производители Бразилии и Аргентины производят зерно и шерсть. Выбирая, мы специально отошли от таких традиционных товаров, как кофе, бананы, т.к. ответ менее очевиден.
Слайд № 21. Производственные возможности представлены в таблице:
Производственные возможности | ||
Шерсть (тонн) | Зерно (тонн) | |
Бразилия
Аргентина | 2
6 | 3
4 |
Слайд № 21. Очевидно, что Аргентина имеет абсолютное преимущество в производстве и шерсти. и зерна.
Слайд № 22. Участники игры получают игровые карточки. (карточка представляет собой полоску цветной бумаги, белую с одной стороны и цветную с другой стороны). Карточки производителя Бразилии с цветной стороны (шерсть) имеет 2 части ( это означает, что житель Бразилии может произвести 2 тонны шерсти, затратив единицу произведенных ресурсов), с белой стороны (зерно) – 3 части ( т.е. если затратить эту единицу ресурсов на производство шерсти, то получится 3 тонны шерсти).
Слайд № 23. Карточка производителя Аргентины с цветной стороны разделена на
6 частей, с белой стороны – на 4 части. Карточки характеризуют производственные возможности производителей.
По условиям игры, для нормального существования ( чтобы быть одетым!) каждый производитель (потребитель) должен иметь не менее 2 тонн шерсти. Кроме того, для потребления необходимо зерно (чтобы не умереть с голода).
Посчитайте максимальные возможности производителей Бразилии и Аргентины.
Слайд № 24. Максимальное количество шерсти = 2 тонны х N, где N – число игроков.
Максимальное количество зерна = 2 2/3 х n, где n – число производителей Аргентины.
Пояснение: поскольку производители Бразилии вынуждены по условию игры производить только шерсть, то зерно будет производится только в Аргентине. Разорвите карточку Аргентины, отделив 2 тонны шерсти ( 2 части цветной стороны), и продемонстрируйте, что оставшаяся часть содержит 2 2/3 тонны зерна (белая сторона карточки).
Проведение торгов. Цель торговли – получить как можно больше зерна, при этом каждый производитель должен иметь как минимум 2 тонны шерсти.
На торги отводится 5-7 минут урока.
Рефлексия.
Анализ результатов игры.
-
Подведение итогов торгов, определение победителя.
Слайд № 25.
2. Определите количество произведенного зерна (количество частей белого цвета) при фиксированном количестве шерсти ( по 2 тонны на каждого игрока). Полученный результат будет намного превышать максимальный объем производства зерна до торгов.
Вопрос учителя: Где производители взяли «лишнее» зерно?
Слайд № 26.
Ответ: «Лишнее количество зерна есть результат специализации. Дело в том, что абсолютное преимущество не играет роли при определении международной специализации и структуры торговли.
В данном случае имеет значение только сравнительное преимущество.
( Страна обладает сравнительным преимуществом, если альтернативная стоимость производства товара в этой стране меньше, чем в других странах).
Слайд № 27.
3. Заполните таблицу, подсчитав альтернативные издержки, определите специализацию.
Слайд № 28.
-
Постройте графики производственных возможностей (для 2 производителей) до торгов и после специализации и торговли.
Слайд № 29.
-
Подсчитайте максимальные возможности стран после специализации (для двух производителей):
Производитель Бразилии : 3 тонны зерна.
Производитель Аргентины: 2 тонны шерсти (для внутреннего потребления) + 2 тонны шерсти (экспорт) + 1,25 тонны зерна.
Итого максимальный выпуск: 4,25 тонны зерна, 4 тонны шерсти.
Слайд № 30.Обозначьте точку координатами (4,25; 4) на графике 3.
Слайд № 31.
-
Запишите границы обмена.
Международный обмен состоится, если цена на продукцию будет находится в следующих границах:
Цена 2/3 тонны шерсти = цена 1 тонны шерсти = 1,5 тонны зерна.
Сравните с ценами установившимися в игре.
Слайд № 32.
-
Сформулируйте определение свободной торговли. (Процесс международного обмена, основанный на принципе сравнительного преимущества и исключающей вмешательство государства будем называть свободной торговлей).
Слайд № 33.
Вывод.
В результате международной специализации и свободной торговли, основанной на использовании принципа сравнительного преимущества, суммарное производство товаров увеличивается, а страны достигают такого уровня потребления, который превышает их внутренние производственные возможности.
Литература.
1. Кэмпбелл Р. Макконелл, Стенли Л.Брю. Экономикс: в 2-х т. / Пер. с англ. – М.:
Республика, 2008 г.
2. Географический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1998 г.