Конспект урока физики в 7 классе (учебник А.В.Перышкин)

Учитель физики и информатики МКОУ «Кобляковская СОШ»

Краснобаева Анна Андреевна

Тема: Сила трения

Цель урока: (слайд №2)

  • Ввести понятие силы трения

  • Рассмотреть виды силы трения

  • Экспериментально выяснить от каких величин зависит сила трения

  • Рассмотреть способы уменьшения и увеличения силы трения

Задачи урока:

Образовательные:

1. Познакомить с видами силы трения.

2. Показать значение силы трения в жизни человека, быту, технике.

3. Выяснить от чего зависит сила трения.

Воспитательные:

1. Развивать мотивацию изучения физики, используя интересные сведения.

2. Развивать умение работать группой.

Развивающие:

1. Развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы.

2. Способствовать расширению кругозора.

УУД:

Личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений при проведении опытов;

Регулятивные: постановка цели, задачи

Коммуникативные: формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Метод обучения: проблемное обучение.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Оборудование урока: Динамометр, брусок деревянный, набор грузов, лист бумаги, лист наждачной бумаги, тележка, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

ХОД УРОКА

  1. Постановка проблемного опыта (слайд №3)

Каждый знает, что шкаф сдвинуть с места непросто. Что же нам мешает? Всем вам, ребята, приходилось кататься зимой на санках или лыжах. Почему при спуске с горы вы через некоторое время останавливаетесь? Давайте проведем следующий опыт: толкнем брусок по столу. Как изменяется скорость бруска? Почему она изменяется? Какие силы действуют на брусок? Как они направлены? (слайд №4)

  1. Формирование новых знаний (слайд № 4-11)

Объяснение учителя:

-явление трения, сила трения, причины возникновения силы трения, виды сил трения;

3. Постановка проблемного опыта обучающимися (слайд№12)

Ребята, вы хотите знать, от чего зависит сила трения? Давайте опытным путем выясним это.

1 группа. Сравнение сил трения покоя, скольжения, качения

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов, тележка.

Порядок выполнения работы

  1. Определите цену деления шкалы динамометра.

  2. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок – груз. К бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузом в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.

  3. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузом по столу. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

  4. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на тележку и перемещайте равномерно тележку с бруском по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

  5. Ответьте на контрольный вопрос: какая сила больше – сила трения покоя или сила трения скольжения или сила трения качения?

  6. Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).

2 группа. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов, лист бумаги, лист наждачной бумаги.

Порядок выполнения работы

  1. Определите цену деления шкалы динамометра.

  2. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузом: по деревянной линейке, по гладкой бумаге, по наждачной бумаге

Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.

Вид трущихся поверхностей

Сила трения скольжения

Дерево по дереву

Дерево по гладкой бумаге

Дерево по наждачной бумаге

  1. Ответьте на контрольные вопросы:

— Зависит ли ила трения скольжения от рода трущихся поверхностей?

— Какими способами можно увеличить и уменьшить силу трения скольжения?

  1. Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).

3 группа. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления и независимости от площади трущихся поверхностей

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов.

Порядок выполнения работы

  1. Определите цену деления шкалы динамометра.

  2. Положите на стол брусок большой гранью, а на него груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результата измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь.

  3. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.

  4. Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните его с результатом, полученным при выполнении пункта 3.

  5. Ответьте на контрольные вопросы:

-Зависит ли сила трения скольжения от силы давления, если зависит, то как?

-Зависит ли сила трения скольжения от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления?

  1. Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).

Обсуждение результатов работы.

Каждая группа докладывает о проведенном эксперименте по следующему плану:

  1. цель экспериментальной работы;

2) порядок выполнения работы;

3) полученные результаты, выводы (слайды №13-16).

4.Постановка проблемного вопроса:

Как вы думаете, трение полезно или вредно? (слайд 17-22)

Какова роль силы трения при ходьбе?

  1. Решение качественных задач

1. Почему санки, скатившись с горы, останавливаются? слайд 23

2. Какой вид трения имеет место при катании на велосипеде? При перевозке груза на санках? При катании на лыжах? При передвижении рабочим катушки с проводом? При движении вагонетки? слайд 24

3. Какой вид трения удерживает ящик при его перемещении на наклонном транспортере? слайд 25

4. Почему металлические ступеньки не гладкие, а имеют рельефные выступы? слайд 26

5. Зачем при спуске телеги с крутой горы иногда одно колесо подвязывают так, чтобы оно не вращалось? слайд 27

6. К ножкам многих приборов (телевизоры, магнитофоны, проигрыватели) приклеены резиновые кружки. Зачем? Слайд 28

  1. Итоги урока слайд 29,30

  1. Домашнее задание слайд 31

  1. П. 30,31,32

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here