Урок по физике «Сообщающиеся сосуды», 7 класс
(учебник «Физика – 7», А. В. Перышкин, 2011 г.)
Цель урока:
-
Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.
Задачи:
Образовательные
— повторить формулу для расчета гидростатического давления;
— продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуд и изучение закона
Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей;
— сформировать понятие о сообщающихся сосудах и их свойствах.
Развивающие
— продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся;
сосудов в быту, технике, природе;
— устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала.
Воспитательные
— воспитание аккуратности, умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения.
Оборудование:
Презентация из Приложения1 «Сообщающиеся сосуды», модели сообщающихся сосудов.
Тип урока: изучение нового материала.
Содержание урока | Время (мин) | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Развитие и закрепление знаний (рассмотрение примеров сообщающихся сосудов в окружающем мире).
5. Проверка знаний.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание. |
Фронтальный опрос с использованием слайдов (№ 3, 4, 5)
(на доске слайд № 6) — Перед вами на слайде несколько предметов. Назовите их. — А теперь посмотрите на эти приборы, (ставит на демонстрационный стол подготовленное оборудование по рис. № 107 –учебник А. В. Перышкин). — Что общего у названных вами предметов и сосудов у меня на столе? — Правильно, молодцы! Такие сосуды называются сообщающимися. — Значит, тема нашего урока… (фиксирует на доске тему урока) — С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. (демонстрирует опыт по рис. № 107а, учебник А. В. Перышкин) — Что произойдет, если убрать зажим? (слайд № 7) — Одинаковы ли будут уровни воды в трубках? (проверяет гипотезу учеников, демонстрирует опыт по рис. № 107 б, учебник А. В. Перышкин) — А если одну из трубок поднимать и опускать, наклонять в стороны, что будет происходить с уровнем жидкости в трубках? (проверяет гипотезу учеников, демонстрирует опыт по рис. № 107 в, учебник А. В. Перышкин) (слайд № 8) — Посмотрите на этот прибор у меня на столе (рис. № 109, учебник А. В. Перышкин). (слайд № 9) — Охарактеризуйте его.
— Какой вывод можно сделать?
— Правильно. (формулирует 1-й закон сообщающихся сосудов, слайд № 10) — А как это можно объяснить?
— А какая формула нам помогает это объяснить? — Запишите ее на доске.
— А если в один сосуд налить воду, а в другой керосин. Как будут располагаться уровни? — Почему? Как это можно объяснить? — Посмотрите на слайд № 11. У какой жидкости столб выше и почему? — Значит, какой вывод мы можем сделать?
— Правильно. (формулирует второй закон сообщающихся сосудов, слайд № 12)
— Перед вами водомерное стекло парового котла (слайд № 13). — Объясните принцип работы этого прибора. — А вот фотографии шлюзов (слайд № 14). — А это схема устройства шлюзов (слайд № 15). — Объясните принцип работы данного устройства.
— Объясните наблюдаемое в опыте явление. Где можно использовать принцип работы данного прибора? (слайд № 16, 17). — Перед Вами артезианский колодец. Объясните принцип действия такого колодца (слайд № 18).
Попробуйте определить, насколько хорошо Вы усвоили знания по «Волшебной лестнице знаний» (слайд № 19).
§ 39. Рассмотрите внимательно дома все окружающие вас предметы и найдите среди них сообщающиеся сосуды (слайд № 20). |
Используя знания, полученные на предыдущем уроке, дают ответы на вопросы
— Чайник, кофейник, лейка.
— Общее основание, по два совмещенных сосуда. (в ходе рассуждения ученики подходят к данной идеи)
— Сообщающиеся сосуды.
— Вода из одной трубки перетечет в другую. — Вода установится на одном уровне.
— Уровни жидкости будут одинаковыми.
— Это тоже сообщающиеся сосуды, потому что у них общее основание. — Форма трубок различная. — Разное сечение трубок. — Вода в каждой трубке на одном уровне. — В сообщающихся сосудах жидкости устанавливаются на одном уровне, форма трубок и сечение не влияют на это.
— Вода покоится, поэтому давление в обоих сосудах одинаковое. Значит и уровни жидкости должны быть одинаковые. — Формула гидростатического давления. — p = ρgh (один из учеников пишет на доске формулу) — Уровни будут различными.
— У жидкостей различные плотности. — Выше у керосина, потому что у него плотность меньше.
— Высота столбов жидкости будет зависеть от ее плотности: чем меньше плотность жидкости, тем выше ее столб в сосуде. — Давления жидкостей при этом должны быть одинаковые.
Дают объяснение на основе законов сообщающихся сосудов.
Дают ответы на основе изученного материала.
Ученики рисуют в своих тетрадях соответствующую картинку. |
2
5
15
10
8
2
3 |