Класс 8А
Тема урока «Электрический ток. Источники электрического тока»
Цели урока:
Образовательные:
1)сформировать понятие электрический ток.
2)выяснить условия существования электрического тока и назначение источника тока.
3) рассмотреть принципы действия источника тока.
4)ознакомить учащихся с различными видами источников тока.
Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, формировать умение самостоятельной проектной деятельности.
Воспитательные: формировать материалистическое мировоззрение учащихся.
Оборудование: ПК, проектор, экран; металлическая трубка, эбонитовая палочка, электрофорная машина, термоэлемент, спиртовка, гальванометр, фотоэлемент, лампа, гальванический элемент, батарея гальванических элементов, аккумулятор. На столах учеников – батарея гальванических элементов, лампочки, соединительные провода, ключ, лимон, лук, картофель ,медные провода, гвозди.
План урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время | |||
1.Орг.момент | Приветствие учеников класса и гостей |
| 1 мин | ||
2.Актуализация знаний | Беседа, фронтальный опрос | Отвечают на заданные вопросы. | 3мин | ||
3. Постановка учебной проблемы. Изучение нового материала. | 1.Демонстрация опыта №1. Электроскопы соединены проводником | Следят за экспериментом, делают вывод. | 3мин | ||
| 2. Формулировка понятия эл.тока. (слайд №1) | Пытаются самостоятельно сформулировать определение и записать его в тетрадь. | 3мин
(10мин) | ||
| 3.Выяснения условий длительного существования эл.тока. (Слайд №2) | Рисуют схему, Эксперимент№1 собирают эл.цепь.
| 3мин | ||
| 4.Демонстрация опытов с источниками эл.тока . №2.Электрофорная машина(слайд №3) генератор | Следят за экспериментами, делают выводы и записывают их в тетрадь. |
1 мин | ||
| №3.Термоэлемент (слайд №4) | записывают в тетрадь. | 1 мин | ||
| №4.Фотоэффект (слайд №5) | записывают в тетрадь. | 1мин | ||
| Солнечные батареи (слайд №6) | записывают в тетрадь | 1мин | ||
| №5 химическая энергия реакций(слайд №7) | Эксперимент №2 записывают в тетрадь | 7мин
| ||
физкультминутка |
| 1мин (15мин) | |||
| Историческая справка(слайд №8) | записывают в тетрадь. | 1мин | ||
|
| . 1 Рассказ про устройство гальванического элемента(слайд9) . 2 показ гальванического элемента разобранного | 3 мин
| ||
| (Слайд 10) современные батарейки на сот телефонах |
| 2 мин | ||
|
| Рассказ про устройство Аккумуляторы(слайд11) | 3мин
| ||
| (слайд 12) электричество в живой природе |
| 1мин
(10мин) | ||
4.Рефлексия | Просмотр слайдовой презентации и ответы на вопросы. | Формулируют окончание фраз в заданных вопросах. | 3мин | ||
5.Подведение итогов. Домашнее задание | Сообщение учителем домашнего задания и его пояснение. | Записывают домашнее задание. | 2мин (10мин) | ||
Демонстрации: 1.Демонстрация электроскопов |
|
| |||
Ход урока: Слова «электричество», «электрический ток» прочно вошли в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой даже не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни. вывод: электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому важно знать, что это такое. 2.Атуализация опорных знаний учащихся. 2.Одно или оба тела электризуются при трении?
3.Освоение нового материала
1.Электрический ток: Демонстрация№1 Два электрометра, соединенных металлическим проводником. Если поднести к одному электрометру заряженную эбонитовую палочку, то стрелка второго электрометра отклонится. Что происходит при этом? Кроме металлических проводников мы будем изучать и другие проводники, например, проводящие ток жидкости. В них кроме электронов есть и другие заряженные частицы – ионы. Они тоже могут перемещаться. Сформулируем вместе, что же такое электрический ток? электрический ток- это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц, под действием электрического поля.
В нашем опыте в металлическом проводнике электрический ток возникает, но он быстро прекращается. Почему же он является кратковременным? По мере перемещения зарядов с палочки на электрометр и далее по трубке, электрическое поле вокруг палочки уменьшается, а вокруг левого электрометра растет. При равенстве зарядов их электрические поля компенсируют друг друга и движение электронов прекращается. Значит, для того, чтобы ток в цепи существовал долго что необходимо :
1.Наличие свободных электронов 2.Наличие внешнего электрического поля для проводника 3. узнаем из эксперимента.(слайд 2)
Эксперимент №1.Предлагаю собрать цепь состоящую из ключа, лампочки и батарейки соединяем все друг за другом. Какой вывод вы можете сделать? 1.существует электрический ток (лампа горит) движение свободных электронов 2.наличие внешнего поля(источник питания) 3.разомкните ключ.(лампа не горит)-замкнутая цепь(слайд3)
3.Источник тока
1.опред. Источник тока-устройство в котором любой вид энергии превращается в электрическую. (слайд№4) 2 обозначение ___/ /+____ источник тока 3.Схема нарисовать
Обратитесь к вашим источникам питания на одном конце + на другом _ Источник тока: 2 полюса +,-
4.Виды источников тока
В источниках тока в процессе разделения заряженных частиц происходит превращение энергий в электрическую. Предлагаю определить какой вид энергии превращается в
Эксперимент 2 У вас на столах имеются фрукты и овощи сейчас . попробуйте получить из них источники тока используя ваши омметры запишите полученные показания в вольтах. Какой вывод,какая энергия превратилась в электрическую. У кого какие результаты. На доске яблоко, лимон ,лук ,картофель.
Источники тока у которых разделение зарядов происходит за счет энергии химических процессов называют гальваническими. В них химическая энергия преобразуется в электрическую.
_______________5.Гальванический элемент
Перед вами ваши батарейки, источникам тока-гальванические элементы.
__________6.Ответы на вопросы из учебника
Откройте с 95.п.32 ______________________7.Рефлексия
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
ПРИЛОЖЕНИЯ. Демонстрация электроскопов
Демонстрация .Электрофорная машина. |
|
| |||
. Демонстрация работы фотоэлемента и солнечной батареи.
Эксперимент№1. «Сборка электрической цепи» Эксперимент №2. «Источники тока из повседневной жизни»
Гальванические элементы. Аккумуляторы.
|
|
| |||
|
|
| |||
Электричество в живой природе. |
|
| |||
|
|
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Салавата
НЕДЕЛЯ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ
Открытый урок:
«Электрический ток .Источники тока»
8класс
Учитель физики и математики,1категории
Биккулова Айгуль Хуснулловна.
Салават 2014г.