Класс 8А

Тема урока «Электрический ток. Источники электрического тока»

Цели урока:

Образовательные:
1)сформировать понятие электрический ток.
2)выяснить условия существования электрического тока и назначение источника тока.
3) рассмотреть принципы действия источника тока.
4)ознакомить учащихся с различными видами источников тока.
Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, формировать умение самостоятельной проектной деятельности.
Воспитательные: формировать материалистическое мировоззрение учащихся.

Оборудование: ПК, проектор, экран; металлическая трубка, эбонитовая палочка, электрофорная машина, термоэлемент, спиртовка, гальванометр, фотоэлемент, лампа, гальванический элемент, батарея гальванических элементов, аккумулятор. На столах учеников – батарея гальванических элементов, лампочки, соединительные провода, ключ, лимон, лук, картофель ,медные провода, гвозди.

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.Орг.момент

Приветствие учеников класса и гостей

1 мин

2.Актуализация знаний

Беседа, фронтальный опрос

Отвечают на заданные вопросы.

3мин

3. Постановка учебной проблемы. Изучение нового материала.

1.Демонстрация опыта №1.

Электроскопы соединены проводником

Следят за экспериментом, делают вывод.

3мин

2. Формулировка понятия эл.тока.

(слайд №1)

Пытаются самостоятельно сформулировать определение и записать его в тетрадь.

3мин

(10мин)

3.Выяснения условий длительного существования эл.тока.

(Слайд №2)

Рисуют схему, Эксперимент№1

собирают эл.цепь.

3мин

4.Демонстрация опытов с источниками эл.тока .

2.Электрофорная машина(слайд №3)

генератор

Следят за экспериментами, делают выводы и записывают их в тетрадь.

1 мин

3.Термоэлемент

(слайд №4)

записывают в тетрадь.

1 мин

4.Фотоэффект

(слайд №5)

записывают в тетрадь.

1мин

Солнечные батареи

(слайд №6)

записывают в тетрадь

1мин

5 химическая энергия реакций(слайд №7)

Эксперимент №2

записывают в тетрадь

7мин

физкультминутка

1мин

(15мин)

Историческая справка(слайд №8)

записывают в тетрадь.

1мин

. 1 Рассказ про устройство гальванического элемента(слайд9)

. 2 показ гальванического элемента разобранного

3 мин

(Слайд 10)

современные батарейки на сот телефонах

2 мин

Рассказ про устройство Аккумуляторы(слайд11)

3мин

(слайд 12) электричество в живой природе

1мин

(10мин)

4.Рефлексия

Просмотр слайдовой презентации и ответы на вопросы. 

Формулируют окончание фраз в заданных вопросах.

3мин

5.Подведение итогов.

Домашнее задание

Сообщение учителем домашнего задания и его пояснение.

Записывают домашнее задание.

2мин

(10мин)

Демонстрации:

1.Демонстрация электроскопов
2.Электрофорная машина.

3.Демонстрация работы термоэлемента.
4.Демонстрация работы фотоэлемента и солнечной батареи.
5.Демонстрация устройства и работы сухого гальванического элемента.

Ход урока:
1.Подготовка к усвоению нового материала (мотивация и формулировка цели урока).
Тема сегодняшнего урока: «Электрический ток. Источники электрического тока».

Слова «электричество», «электрический ток» прочно вошли в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой даже не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни.
Представьте себе на минуту, что отключили электричество в наших квартирах. Что было бы? Каковы последствия этого события? ( Погас бы свет. Не смогли бы посмотреть телевизор, не работала бы микроволновая печь, компьютер, холодильник, пылесос, другие электробытовые приборы. Отключили бы отопление и воду, так как насосы, качающие воду, работают на электричестве. Невозможно было бы подзарядить сотовые телефоны).

вывод: электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому важно знать, что это такое.
Цель нашего урока: выяснить, что такое электрический ток и какие условия необходимы для его существования.

 2.Атуализация опорных знаний учащихся.
Но прежде давайте вспомним ранее изученный материал и ответим на вопросы (фронтальный опрос):
1.Что такое электризация тел?

2.Одно или оба тела электризуются при трении?
3.Назовите 2 рода зарядов. Как взаимодействуют тела, имеющие электрические заряды?
4.Что такое проводники и непроводники электричества?
5.Почему металлы проводят электричество?
6.Под действием чего движутся свободные электроны в металлах?
7.Какие частицы вы знаете?
8.Что такое энергия?
9.Какие виды энергии вы знаете?

10. Какой энергией обладает движущийся автомобиль? Летящий самолет? Нагретая батарея?

3.Освоение нового материала

1.Электрический ток:

Демонстрация№1

Два электрометра, соединенных металлическим проводником. Если поднести к одному электрометру заряженную эбонитовую палочку, то стрелка второго электрометра отклонится. Что происходит при этом?
Учащиеся отвечают (вокруг заряженной палочки возникает электрическое поле, под действием которого свободные электроны перемещаются сначала к одному электрометру, а затем через проводник к другому.)

В нашем опыте электроны двигаются в одну сторону, т.е. направлено (упорядочено). В этом случае можно сказать, что по металлическому проводнику протекает электрический ток.

Кроме металлических проводников мы будем изучать и другие проводники, например, проводящие ток жидкости. В них кроме электронов есть и другие заряженные частицы – ионы. Они тоже могут перемещаться.

Сформулируем вместе, что же такое электрический ток?
1.
электроны и ионы – это…? (Ученики: заряженные частицы).
2. что с ними происходит? (Ученики: они движутся).
3. как они движутся? (Ученики: упорядочено, т.е. направлено).
4.под действием чего движутся заряженные частицы? (Ученики: под действием электрического поля).
СЛАЙД 1(запишите)

электрический ток- это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц, под действием электрического поля.


2.Условие существования тока в цепи .

В нашем опыте в металлическом проводнике электрический ток возникает, но он быстро прекращается. Почему же он является кратковременным? По мере перемещения зарядов с палочки на электрометр и далее по трубке, электрическое поле вокруг палочки уменьшается, а вокруг левого электрометра растет. При равенстве зарядов их электрические поля компенсируют друг друга и движение электронов прекращается.

Значит, для того, чтобы ток в цепи существовал долго что необходимо :

1.Наличие свободных электронов

2.Наличие внешнего электрического поля для проводника

3. узнаем из эксперимента.(слайд 2)

Эксперимент №1.Предлагаю собрать цепь состоящую из ключа, лампочки и батарейки соединяем все друг за другом. Какой вывод вы можете сделать?

1.существует электрический ток (лампа горит) движение свободных электронов

2.наличие внешнего поля(источник питания)

3.разомкните ключ.(лампа не горит)-замкнутая цепь(слайд3)

3.Источник тока

1.опред. Источник тока-устройство в котором любой вид

энергии превращается в электрическую. (слайд№4)

2 обозначение ___/ /+____ источник тока

3.Схема нарисовать

  • Источники тока бывают различными, но в каждом из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц.(слайд№5)

Обратитесь к вашим источникам питания на одном конце + на другом _

Источник тока: 2 полюса +,-

4.Виды источников тока

В источниках тока в процессе разделения заряженных частиц происходит превращение энергий в электрическую.

Предлагаю определить какой вид энергии превращается в

  • Демонстрация№2 электрофорная(слайд №6,№7)

  • Демонстрация№3 термопара(слайд№8)

  • Демонстрация№фотоэффект(слайд №9)

Эксперимент 2

У вас на столах имеются фрукты и овощи сейчас . попробуйте получить из них источники тока используя ваши омметры запишите полученные показания в вольтах.

Какой вывод,какая энергия превратилась в электрическую. У кого какие результаты.

На доске яблоко, лимон ,лук ,картофель.

Источники тока у которых разделение зарядов происходит за счет энергии химических процессов называют гальваническими. В них химическая энергия преобразуется в электрическую.

  • Физкультминутка

_______________5.Гальванический элемент

Перед вами ваши батарейки, источникам тока-гальванические элементы.

  • Обратимся к истории.(10,11слайд)

  • Рассказ про г.э.

  • Рассказ про аккумуляторы

  • Скаты.угори

__________6.Ответы на вопросы из учебника

Откройте с 95.п.32

______________________7.Рефлексия

  • Оценки за урок

  • Д/З п 32.пересказать, домашний проект



ПРИЛОЖЕНИЯ.

Демонстрация электроскопов

Демонстрация .Электрофорная машина.

.

Демонстрация работы фотоэлемента и солнечной батареи.

Эксперимент№1. «Сборка электрической цепи»

Эксперимент №2. «Источники тока из повседневной жизни»


Гальванические элементы. Аккумуляторы.

Электричество в живой природе.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Салавата

НЕДЕЛЯ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

Открытый урок:

«Электрический ток .Источники тока»

8класс

Учитель физики и математики,1категории

Биккулова Айгуль Хуснулловна.

Салават 2014г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here