Конспект урока физики в 8 классе

учителя МБОУ Кутлуевская СОШ Асекеевского района

Ахметшиной О.Я

Тема: Электризация тел.Взаимодействие заряженных тел.

Два рода электрических зарядов.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний

Задачи:

  • Образовательные:

  1. выяснить сущность явления электризации тел;

  2. формирование первоначальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов электрических зарядов;

  3. выяснить значение электризации в природе и жизни человека;

  4. обеспечить усвоение и закрепление нового материала

  • Развивающие:

1)развитие мышления;

2)развитие способности наблюдать явления , объяснять их и делать выводы;

3)научить выделять главное в большом объеме информации при помощи опорного конспекта;

4)развитие познавательного интереса.

  • Воспитательные:

1)акцентировать внимание учащихся на связи физики с жизненным опытом,

на наличие широких возможностей применения физических законов в природе и жизни человека;

2)формирование культуры речи, письма;

3)понимание роли эксперимента в познании физических явлений.

План урока

Этап урока

Приемы и методы

Время

1.

Организация начала урока

-Создание проблемной ситуации

3 мин

2.

Подготовка к основному этапу занятий

-Составление плана урока ;

-ответы на устные вопросы

3 мин

3.

Усвоение новых знаний

-Изложение нового материала в процессе объяснения с элементами беседы

-показ явлений на уроке посредством демонстраций;

-использование дидактического материала для самостоятельной работы;

-заполнение таблицы «Роль электризации в природе и жизни человека»;

-составление опорного конспекта

16 мин

4.

Первичная проверка понимания изученного материала

— ответы на устные вопросы;

-объяснение результатов эксперимента

19 мин на 4 и 5 этапы урока

5.

Закрепление материала

-фронтальный эксперимент ;

-краткое повторение материала;

— ответы на устные вопросы;

-объяснение результатов эксперимента

6.

Подведение итогов

-краткое повторение материала по опорному конспекту

3 мин

7.

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению

1 мин

Оборудование:

1)Султанчики ( 2 шт.)

2)Эбонитовая и стеклянная палочки

3)Кусок меха, лист бумаги

4)Воздушный шарик

8)Оборудование для проведения фронтальных опытов: в количестве 15 комплектов:

штатив с лапкой и муфтой, пластмассовая ручка, пленка полиэтиленовая (2 шт.),

бумажная полоска, лист бумаги, пленка полиэтиленовая, мелко нарезанные листочки фольги.

9)Дидактический материал:

-листы для составления опорного конспекта;

-карточка с текстом рассказа «Значение электризации в природе и жизни человека»

Конспект урока(урок сопровождается презентацией)

Мне хочется начать урок с одной легенды

Дочь известного древнегреческого философа древности Фалеса Милетского, жившего в 4 веке до н.э. пряла шерсть янтарным веретеном. Почему янтарным. Просто древние греки очень любили украшения, подделки, изделия из янтаря .Даже некоторые предметы быта были янтарные .Так вот, когда девушка пряла таким веретеном шерсть, оно случайно упало в воду, она достала его и стала вытирать о шерстяную юбку, при этом заметила, что шерстинки , соломинки стали прилипать к веретену. Девушка обратилась за разъяснением к отцу. Фалес убедился, что причина в янтаре. Он накупил множество янтарных изделий у финикийских купцов и убедился, что все они (будучи потерты о шерстяную материю) притягивают легкие предметы

Какая невидимая сила притягивала к янтарю эти легкие предметы? В чем суть этого явления?

Ответить на этот вопрос нам поможет сегодняшний урок, тема которого «Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов»(слайд 1)

Сегодня мы будем работать на дидактических листах.

Возьмите ручки и запишите тему урока.

Вопрос: ребята какой материал вы хотели бы изучить сегодня на уроке?

Итак, мы должны выяснить:

  • что такое электризация

  • каковы особенности этого явления,

  • в ходе эксперимента убедиться в его существовании

  • выяснить роль в жизни человека,

  • как взаимодействуют заряженные тела и какие два рода зарядов в природе существуют.

Кстати, о способности янтаря притягивать легкие предметы вспомнили лишь в конце 16 века, когда английский ученый Ульям Гильберт, проведя серию опытов, выяснил, что многие вещества: алмаз, сургуч, сапфир и другие созданные как природой, так и искусственно притягивают при трении не только соломинки, пылинки, но и листья, дерево, песок, воду и масло.(слайд 2)

Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

Убедиться в существовании данного явления поможет опыт

Демонстрационный опыт 1.

Для этого опыта мы возьмем стеклянную и эбонитовую палочки, кусок меха, лист бумаги

Попробуем натереть стеклянную палочку о лист бумаги и поднесем к султанчику.

Что вы наблюдаете?

Да. Листочки султанчика притягиваются к палочке

Теперь поднесем лист бумаги к султанчику. Что вы видите?

Проведем аналогичный опыт с эбонитовой палочкой потертой о мех.

Демонстрационный опыт 2.

Что вы видите?

Листочки султанчика то же притягиваются к палочке.

Проделаем еще один опыт.

Демонстрационный опыт 3.

Возьмем резиновый шарик. Натрем его листом бумаги. Поднесем его к стене.

Что вы наблюдаете. И он притягивается.

Какой вывод можно сделать из опытов?

Какие тела обладают способностью при трении притягивать другие тела?

Да, изготовленные из разных веществ.

В физике данное явление получило название электризации.

Про тело говорят, что оно наэлектризовано, или ему сообщен электрический заряд

Электризация –сообщение телу электрического заряда

Запишем определение электризации.(слайд 3)

Сейчас вы сами на опыте сможете убедиться в существовании явления электризации и выяснить особенности этого явления.

Для этого вам нужно выполнить экспериментальное задание 1 «Изучение электризации различных тел»

Внимательно прочитайте инструкцию и выполните задания. А затем обсудим результаты опыта.

(Учащиеся выполняют фронтальный опыт 1)

При объяснении используйте схему ответа

Какой вывод можно сделать из опыта ?

Можно наэлектризовать различные тела

Электризация происходит при соприкосновении (трение увеличивает площадь соприкосновения)

В электризации участвуют два тела , и после разделения электризуются оба тела (слайд 3)

В 1733 году Шарль Франсуа Дюфе, обнаружил, что существует два рода электричества: стеклянное и смоляное (слайд 4)

Следующий этап нашей работы: мы должны выяснить , как взаимодействуют заряженные тела

Какие два рода зарядов в природе существуют.

И вновь обратимся к опыту

Демонстрационный опыт 4

Для этого мы возьмем пластмассовую палочку и укрепим ее в изолирующем штативе на вращающей насадке, также нам потребуется , еще одна такая же пластмассовая палочка, эбонитовая, стеклянная палочки, кусок меха. резины, лист бумаги

Наэлектризуем пластмассовую палочку, укрепленную в штативе о лист бумаги(резину). Эбонитовую палочку наэлектризуем о мех и поднесем к стеклянной. Что мы наблюдаем?

Верно, они притягиваются.

Как вы думаете почему?

При электризации они получили заряды разной природы .

Демонстрационный опыт 7

Стеклянную палочку наэлектризуем о лист бумаги и поднесем к стеклянной палочке.

Как они взаимодействуют?

Отталкиваются.

Как вы думаете почему?

При электризации они получили заряды одной природы.

В 1747 году Франклин назвал заряд , полученный на стеклянной палочке ( потертой о шелк)«+» положительным ,а на эбонитовой( эбонит –это каучук с примесью серы), потертой о мех –отрицательным «-» (слайд 4)

2 «Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов».(фронтальный опыт 2)

Внимательно прочитайте инструкцию и выполните задание. Затем мы обсудим результаты опыта, используйте схему ответа.

Какой вывод можно сделать из опытов?

Пленка с бумажной полоской — притягиваются, так как имеют заряды одного знака.

Пленка с пленкой отталкиваются, так как имеют заряды разного знака.

В природе существуют два вида электрических зарядов

Одноименно заряженные тела отталкиваются

Разноименно заряженные тела притягиваются (слайд5)

Как вы думаете, как условно обозначают + и – заряды.

Верно, условились обозначать положительный заряд +, а отрицательный –

На дидактическом листе на цветном рисунке это показано.

Опираясь на результаты опыта, заполним схему «Взаимодействие заряженных тел». С помощью стрелочек покажите взаимодействие заряженных тел.

Давайте проверим. На слайде показано правильно выполненное задание. (слайд 6).

В ходе урока мы наблюдали электризацию различных тел. А в жизни приходилось ли вам сталкиваться с подобными явлениями?

Чтобы выяснить какую роль электризация играет в жизни человека и природе выполним следующее задание.

Возьмите листок с текстом рассказа, в котором говорится о значении электризации. Внимательно прочитайте. Затем обсудим результаты прочитанного и заполним таблицу.(слайд 7 и 8)

Роль электризации в природе и технике.

О

Положительное влияние

  • Использование синтетического белья

( поливиниллоридное) при лечение некоторых болезней

  • Создание лекарственных электроаэрозолей для лечения заболеваний дыхательных путей

  • определение отпечатков пальцев в криминалистике

трицательное влияние

  • Электризация бумажной ленты при трении о валки, станков на производстве

  • Электризация корпуса самолета

  • машин при трении о воздух

  • Электризация предметов быта, одежды, волос

  • Электризация в природе:

-баллоэлектрический эффект

-движение лавин в горах

-Электризация брезентовых палаток

Способы борьбы с электризацией

-Заземление станков ,применение токопроводящих пластиков для полов

-Заземление машин

-Увлажнение воздуха

— использование кондиционеров для белья , волос

-Использование «нейтрализаторов»

(индукционных,электрических, электроаэрозольных, радиоизотопных …)

-использование гидрофильных веществ

( хлористый кальций, глицерин..) для мытья полов , протирания поверхностей

Интересные случаи электризации наблюдали в природе.

На слайде вы видите электризацию воды, снежных лавин.(слайд 9 и 10)

Электризация – интересное, яркое и порой очень необходимое явление

Я думаю, настало время вернуться к вопросу, который был задан в начале урока.

Какое явление было открыто в Древней Греции Фалесом Милетским?

Электризация. Каковы особенности этого явления.

Что нового, важного и интересного для себя вы узнали на уроке.

В заключении мне хотелось бы сказать следующее.

Любое тело содержит два вида электрических зарядов. Если заряды в теле равны, то тело не проявляет электрических свойств, эти свойства обнаруживаются только при электризации Нужно просто разъединить тела

Бывает, что каждый из нас чувствует себя неважно, накапливается усталость и болеем.

Известно, что в этом случае накапливается положительный заряд.

Чтобы чувствовать себя хорошо, гармонично с окружающим миром, я предлагаю вам несколько способов.

Заведите кошку и погладьте ее. Это замечательное животное поможет нам нейтрализовать накопившийся заряд, ведь ее шерсть заряжается (слайд11)

Очень полезны для здоровья прогулки в лесу, сосновом бору или у водоема, где воздух насыщен отрицательно заряженными частицами-ионами.

Можно использовать и ионизатор воздуха.

Будьте всегда в гармонии с собой и окружающим миром.

Хотелось бы, чтобы знания, полученные на этом уроке и последующих, вам в этом помогли.

В завершении работы выполните тест самоконтроля.

Проверяем как вы усвоили материал, поменяйтесь листочками и оцените работу соседа по парте.(слайд 12)

Итог урока. Выставление оценок

Спасибо за работу

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here