Урок «Испарение. Насыщенный пар.»

8 класс

Учитель Корноухова

Татьяна Валентиновна

МОУ СОШ №139

г. Нижний Новгород

2011-2012 уч.г.

Цель урока: Повторять и закреплять знания по теме «Плавление и кристаллизация.» Продолжать обучать умению читать графики и получать из графика данные о веществе и тепловом процессе. Продолжать обучать умению наблюдать и добывать знания опытным путем, делать выводы из увиденного. Продолжать развивать научную речь, используя терминологию темы. Развивать умение использовать накопленные знания на практике. Продолжать применять коллективные и групповые методы работы, воспитывая в учащихся умение работать в коллективе, слушать мнение товарища, высказывать свое, воспитывать умение работать в группе по 2 человека, воспитывать бережное отношение к школьному имуществу и соблюдение правил техники безопасности при проведении экспкримента.

Тип урока: проблемный урок с элементами эвристической беседы.

Методы: частично поисковые, практические, эвристическая беседа.

Этапы урока:

Организация начала урока

1.Постановка проблемы

2.Актуализация ЗУН

3.Мотивация

4.Освоение нового

5.Рефлексия

6.Оценивание

7.Домашнее задание

Организация начала урока

Приветствие учителя. Учитель ставит перед обучающимися цель, раскрывает план урока, ставит учебную задачу.

Тема урока заранее не объявляется

Слайд 1

На столе стоит 2 прозрачных стакана, заполненые водой, льдом, а в третьем стакане кипяток, он закрыт и виден только пар.

Этап 1.Постановка проблемы.

Учитель:

Сколько веществ представлено на рисунке?

После обсуждения приходим к выводу, что вещество одно, но находится в разных агрегатных состояниях. ( Слайд 2)

Учитель:

Почему одно и то же вещество может так по разному выглядеть?

При затруднении задается вопрос:

Как устроены вещества?

Обучающиеся вспоминают различие в строении одного и того же вещества в разных агрегатных состояниях:

А) расположение молекул;

Б) взаимодействие молекул;

В) скорость движения молекул.

Приходим к выводу, что разница в строении вещества приводит к тому, что вещество может существовать в трех разных агрегатных состояниях.

Этап 2. Актуализация ЗУН

Слайд 3

Фронтальный опрос :

1. Как называется переход вещества из твердого состояния в жидкое?

2. Как называется процесс обратный плавлению?

3. Энергия при плавлении веществом поглощается или выделяется?

4.В каком направлении идет процесс кристаллизации? С поглощением или с выделением энергии?

5. Запишите формулу для расчета количества теплоты, необходимого для плавления вещества? Подходит ли она для кристаллизации?

6. При какой температуре вещество плавится? Кристаллизуется?

7. Почему вещество при одной и той же температуре плавится и кристаллизуется?

Слайд 4

Используя знания о процессе плавления и кристаллизации анализируем график и даем ответ на вопросы слайда.

Кратковременное задание выполняется учащимися самостоятельно в тетради или на листочке с дальнейшим выставлением оценки Задание на слайде 5.

Этап 3. Мотивация.

Слайд6.

Учитель:

На весах уравновесили одну и ту же жидкость ( вода), но разной температуры (кипяток и холодная вода). С течением времени равновесие нарушилось. Стакан с холодной водой перевесил? ПОЧЕМУ?

Ученик:

Над кипятком образуется пар – молекулы покидают свою жидкость, их становится меньше, следовательно, стакан с кипятком становится легче.

Учитель:

А молекулы холодной воды покидают свою жидкость?

Вспомните из личного опыта если оставить в блюдце воду то ее со временем становится меньше.

Ученик:

Молекулы горячей воды покидают жидкость быстрее т.к. у них скорость движения больше.

Слайд 6. (следующий фрагмент).

Учитель:

В стакане и блюдце вода одинаковой температуры, но в блюдце она испарилась быстрее. Почему? В чем отличие между стаканом и блюдцем?

Ученик:

В блюдце на поверхности воды, расположено большее число молекул, т.к. площадь поверхности больше, следовательно за одно и то же время молекул вылетит больше.

Учитель

Давайте подведем итог. Почему молекулы покидают жидкость?

-вследствие движения.

Какие молекулы покидают жидкость?

-быстрые.

Этап 4. Освоение нового материала.

Слайд 7

Учитель

Формулирут определение явления испарение.

Учащиеся записывают в тетрадь.

Учитель

Почему же часть молекул покидает жидкость, а другие молекулы остаются?

— все дело в том, что помимо движения молекулы притягиваются друг к другу, а значит обладают запасом потенциальной энергии- энергии взаимодействия и запасом кинетической энергии вследствие движения.

Давайте подумаем в каком соотношении должны находиться эти энергии, чтобы молекула покинула вещество?

Учащиеся формулируют условие испарения и записывают его в тетрадь

( слайд8)

Учитель

От чего же еще зависит скорость испарения? Давайте вспомним ситуации из жизни:

-что мы делаем, чтобы остудить горячий чай?

-если налить в равных количествах масло и воду и оставить на несколько дней на столе результат будет одинаковым или разным?

Ученик

Учащиеся формулируют условия от которых зависит скорость испарения и записывают их в тетрадь . ( позже эти записи сверим со слайдом 12)

Учитель

Мы говорим о веществах находящихся при комнатной температуре или нагретых. А может ли испарение происходить в мороз? (Слайд10)

? Правы ли бабушки вывешивая мокрое белье сушиться на мороз со словами «Вымерзнет»

Учащиеся обсуждают проблему и приходят к выводу, что это возможно, т.к. даже при низких температурах молекулы вещества двигаются и может возникнуть ситуация, когда кин. Энергия молекулы превысит пот. Энергию взаимодействия с соседними.

Учитель вводит новое понятие ВОЗГОНКА. Дает определение.

Учащиеся записывают определение в тетрадь. (Слайд 11)

Учитель показывает первый элемент слайда13. И ставит перед учащимися новую проблему:

Что произойдет, если крышку с испаряющейся жидкостью закрыть?

Учащиеся в результате обсуждения приходят к выводу о том, что молекулы вылетевшие из жидкости не могут ее покинуть, а в результате соударения с другими молекулами часть кин. энергии теряют, значит снова возвращаются в жидкость.

Учитель вводит понятие насыщенный пар. Дает определение.

Учащиеся записывают в тетрадь.

Учитель ставит новую проблему перед учащимися:

Все любят летом купаться. Почему даже в самую жаркую погоду при выходе из воды мы ощущаем прохладу?

Предлагает провести фронтально опыт прежде, чем дать ответ.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Термометр лабораторный

Стакан с водой

Кусочек бинта

Ученик

НАБЛЮДЕНИЯ:

1. Термометр показывает комнатную температуру

2. Намочили бинт, обернули термометр Слайд14

3. Температура понижается.

ГИПОТЕЗА:

При испарении вещество охлаждается.

ТЕОРИЯ:

Вода испаряется, быстрые молекулы улетучиваются, сумма кин. энергий оставшихся молекул становится меньше. Внутренняя энергия вещества уменьшается, что влечет за собой понижение температуры вещества.

Этап 5. Рефлексия.

Учитель:

Давайте используя полученные знания попробуем объяснить некоторые явления( Слайд15,16)

Учащиеся дают объяснение ссылаясь на теоретический материал, подкрепляя свои мысли записями в тетради.

Эстетика изучаемого явления рассматривается при обсуждении слайда18,19.

Этап6.Оценивание

За урок выставляются оценки.

1.Оценка суммарная. Она складывается из результатов работы на каждом этапе.

2.Оценка может быть поставлена отдельным учащимся за самостоятельную работу с графиком.

3. Оценка может быть поставлена за качественно выполненную практическую часть урока.

Этап 7. Домашнее задание

Слайд 20.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here