РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
Русский язык
6 класс
Урок – путешествие.
Повторение изученного по теме «Местоимение».
Провела:
Болдырева Марина Ивановна
учитель русского языка и литературы
(первая категория)
2012 — 2013 учебный год.
Цель: повторить изученное по теме «Местоимение»; закрепить орфографические и пунктуационные навыки; способствовать развитию любознательности и любви к русскому языку.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карты: «Страна Лингвиния», «Местоимение», шуточная карта острова; карточки с заданиями.
Форма урока: урок – путешествие.
Ход урока.
-
Оргмомент.
-
Сообщение темы и цели урока. — — Тема нашего сегодняшнего урока-« Повторение изученного по теме «Местоимение».
-
Как вы думаете, какие задачи должны стоять перед нами?
-
Мы выбрали игровую форму – путешествие.
-
Что представляет эта игра?
-
Какова ваша роль?
-
На каком виде транспорта будем передвигаться?
-
Итак, отправляемся в путешествие. Я приглашаю вас в далекую и загадочную страну Лингвинию, на один из ее островов. Обещаю вам удивительные открытия, забавные приключения и даже некоторые опасности. Остров «Морфология» расположился между двумя океанами: океаном Знаний и океаном Умений. А побываем мы в государстве «Местоимение».
Для прохождения очень сложного маршрута нам нужны знающие и смелые командиры. Они будут стараться, чтобы все экипажи преодолели препятствия и никто не отстал.
Командиры готовы? Сейчас проверим!
-
Творческий словарный диктант.
-
Человек, занимающийся путешествиями по своей стране или в другие страны; (турист);
-
Поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам; (путешествие);
-
Дом с мебелированными комнатами для приезжающих; (гостиница);
-
Открытый или в закрытом помещении искусственный водоем для плавания; (бассейн);
-
Помеха, стоящая на пути осуществления чего-нибудь; (препятствие);
-
Заплечный вещевой мешок; (рюкзак);
-
Мастер по прыжкам с парашютом; (парашютист);
-
Человек, совершающий поездку в каком-либо виде транспорта; (пассажир);
-
Порядок,обязательный для всех; (дисциплина);
-
Сооружение с рядами скамеек для публики; (трибуна);
-
Основной род занятий; (профессия).
-
Синтаксический разбор предложений. Туристов (не) смутили (ни) какие предупрждения о трудностях в пути.
-
Морфологический раябор числительного.
Командиры у нас смелые, знающие. Можно в путь! А как чувствуют себя экипажи?
Пока мы летим в пункт назначения, проведем эстафету: что же мы знаем о государстве, в котором нам предстоит побывать.
-
Чем отличаются по своему значению местоимения от существительных, прилагательных, числительных?
-
Какие местоимения не имеют именительного падежа?
-
Какое притяжательное местоимение может относиться ко всем лицам и числам?
-
Какие местоимения не склоняются?
-
В середине каких местоимений пишется Ь?
-
Какие разряды местоимений различаются только зачением? Приведите примеры.
Экипажи молодцы! Вот мы и прилетели. Кто нас ждет? (Обращение к шуточной карте).
Мы с вами находимся в городе Дружном, как вы думаете, кто составляет его население? Правильно, личные местоимения. А все ли мы о них знаем? Сделаем небольшой привал.
В чем же особенности склонения личных местоимений?
Выборочный диктант.
Выписать только личные местоимения с предлогами. Объяснить правописание. Определить лицо, число, падеж.
т.п. 1л. ед. ч. т.п. 1л. ед. ч.
Печален я: со мною друга нет. Здесь тучи смиренно идут подо мною;
в.п. 3л. мн.ч. т.п. 3л. мн. ч.
сквозь них, низвергаясь, шумят водопады; над ними утесов наши громады. Я
д.п. 2л. ед. ч.
пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало. Ласточка с весною в
д.п. 1л. мн. ч. в.п. 3л. ед. ч.
сени к нам летит. Все его любят, а поглядят на него, так каждый морщится. (солнце)
продолжаем наше путешествие. Мы направляемся в пещеру Возвращение. Кто там обитает?
-
Почему она так называется?
-
Что вы знаете о возвратном местоимении? (- ся – возвратный глагол).
Ребята, на дороге завал! В пещеру можно попасть только в том случае, если мы устраним неясность речи.
ему, чтобы
Отец поручил сыну купить себе лыжи и рюкзак.
кем, чтобы
Он попросил меня не упоминать о себе.
Перестройте предложения, вводя в них фразеологимы с местоимением себя.
себе на уме
Этот человек хитрый и скрытный.
само собой
Все устроилось без особых услий.
про себя на себя не похож
Читай молча (не вслух). После болезни мальчик плохо выглядит.
Впереди нас ждет автономная респулбика Близнецы.
Что означает слово, как вы его понимаете?
В этой республике тоже живут сходные между собой местоимения. Их четыре. Как вы думаете – какие? И почему они живут в одной республике? (вопросительное, относительное, отрицательное и неопределительное).
Составьте два предложения, используя вопросительное и относительное местоимения. Объясните запятые.
-
«Третий лишний»;
-
Некого, не с чем ,некоторый;
-
Нисколько, никакой, что-то;
-
Кое-что, кое-кого, кое с чем;
-
Какого-нибудь, чем-либо, ни о ком.
Составьте по 2 предложения, используя отрицательное и определительное местоимение без предлога и с предлогами.
— Какие это местоимения, в какой речи чаще встречаются? (синонимы, в разговорной речи).
-
Нечто – что-то;
-
Некто – кто-то, кое-кто;
-
Что-либо – что-нибудь.
Мы продолжаем путешествие, и сейчас нам предстоит побывать на горе Почемучка. Она находится в очень живописном, но опасном месте, в районе Больших синтаксических гор. А там обитают разбойники – пираты.
Ой, начинается сильный ветер! Его нужно остановить, иначе он унесет нас в руки коварных разбойников.
Скорее вспоминайте крылатые выражения или предложения из художественных произведений, в которых есть местоимения.
-
Кто не с нами, тот против нас.
-
Один за всех – все за одного.
Вбегают пираты с криками
«Ага, попались!»
Он в плену, теперь у нас —
Целый класс! Этот класс!
Мы пираты – грамотеи,
Правильно писать умеем.
Наш послушайте приказ:
Если грамотно сейчас
Сишите с доски слова
Да порядок наведете
В знаках препинания,
Вас отпустим мы тогда –
Получайте знания.
Текст. Отрывок из рассказа Ю. Казакова «Никиткины тайны».
Никитку в деревн… любят все. Какой(то) он не такой, как все, тихий_ ласковый. Пряч…тся в поветь_ с…дит там один_ шепч…т что(то). А в повети хорошо: т…мно, (не) заходит (н…)кто, подумать о разном можно.
Задание: вставить буквы, раскрыть скобки, поставить недостающие запятые. Подчеркнуть местоимения как члены предложения.
Кто первый?
1р. – какой-то
2р. – никто
3р. – что-то.
Освободились от пиратов.
Кто первый поднимется в гору?
По труднодоступным тропам
Антонова, Гречаник, Шишленина, Худоярова.
По канатной дороге
Мкртычан, Пахолко, Ткач, Арзуманян.
Для всех задания
По определительным, притяжательным, указательным местоимениям.
— Для чего служат местоимения?
Вставьте подходящие по смыслу местоимения. Укажите ошибку.
Ночи были темные, звездные; … ночи бывают только в августе. Уходя, я забыл … книгу. Мамы … нужны, мамы … важны.
Из окна вагона видна извилистая речка. На берегах речки играют дети.
Прохожий спросил у Каштанки: «Откуда ты? Где твой хозяин?»
Заменить предложение с прямой речью на предложение с косвенной.
Припомните 10 слов (сущ. прил.) ,образованных от местоимений (свойства, свойственный).
Вот мы прибыли в конечный пункт. Город Грамотеев.
Слушая музыку
Р/Р. Написать мини-сочинение по данному началу. Любишь ли ты книги? Вот ты входишь в читальный зал библиотеки…
Итак:
— Путешествие понравилось?
— В каком же государстве мы побывали?
— С задачей нашей справились?
— Слово командирам экипажей. Оцените работу ребят своей группы.
— Спасибо!
Домашнее задание: повторить § 78, дописать сочинение.