Методическая разработка обобщающего урока
«Клуб внимательных и находчивых»
по теме «Путешествие в страну теплоты»
для учащихся 8 класса
Подготовила: Алиева З.В.
учитель физики
Цели урока:
-
повторение и закрепление знаний по теме “Тепловые явления”, отработка навыков решения качественных, количественных;
-
содействовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать связь между элементами содержания ранее изученного материала на уроках химии, географии и физики;
-
воспитывать коллективизм, ответственность, умение работать в группе, прививать любовь к физике.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов действий
Методы: словесные (беседа), практические (проведение демонстрации), информационно-развивающие, моделирование игровой ситуации с целью создания мотивации;
Оборудование: штатив, бумажная коробка, изготовленная при помощи скрепок, горючее, теплая вода, насос Камовского, колба с теплой водой.
Ход урока
Перед уроком учащиеся делятся на 2 команды
Девиз урока: «Пусть кипит работа, сильней соревнованье. Успех решает не судьба, а ваши знанья».
-
Организационный этап.
Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок – урок – игра «Клуб внимательных и находчивых» по теме «Путешествие в страну теплоты». (Дети формулируют цель и задачи урока.)
Учитель: В нашем клубе гости, из их числа выберем жюри. Жюри за работу!
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Итак, начинаем игру КВН с первого конкурса «Приветствие команд».
(Команды приветствуют друг друга и представляют свою визитную карточку.)
Учитель: Молодцы, ребята, начинаем второй конкурс «Разминка». Пожалуйста, по одному представителю из команды.
(Учащиеся тянут билеты с вопросами и отвечают.)
-
Способ передачи тепла при помощи инфракрасных лучей.
-
Способ изменения энергии без совершения механической работы.
-
Что называется количеством теплоты?
-
Что называется удельной теплоемкостью?
-
Почему почва быстро высыхает после дождя в ветреную погоду?
-
На вершину горы высотой 4000 м вода закипает при t=86С0. Как это объяснить?
-
В один сосуд налита кипячёная вода, в другой — сырая. Как определить, в котором сосуде кипячёная вода?
-
Изменится ли потенциальная энергия медного шара, лежащего на горизонтальной поверхности, если повысить его температуру?
-
Космонавт на Луне вскрыл ампулу, заполненную водой. Опишите поведение воды.
-
В двух одинаковых стаканах находится дистиллированная и сладкая вода. Оба стакана открыты, температура воздуха 20С0. Что можно сказать о температуре содержимого каждого из стаканов?
-
Будет ли таять лед и замерзать вода в комнате, где поддерживается 0С0?
-
Будут ли затоплены материка ледовитым океаном, если весь плавающий в нем лед по каким-нибудь причинам растает?
-
Как можно отогреть озябшие руки, не используя нагревательных приборов или теплых печаток?
-
Почему, когда мы дуем на ладони, ощущаем холод, а когда дышим — тепло?
3. Выделение главного, наиболее существенного, обобщение и систематизация.
Учитель: Ребята, вы немного размялись, ответив на вопросы второго конкурса, а мы продолжает игру и третий конкурс «Вихрь задач». Каждая команда получает по 3 задачи, которые необходимо решить правильно и на скорость.
1. Стальное сверло массой 100 г при работе нагрелось от 20 до 120оС. Какое количество теплоты затрачено для нагревания сверла?
2. Какое количество теплоты выделилось при охлаждении чугунной детали массой 32 кг, если её температура изменилось от 1015оС до 15оС?
3. Какое количество теплоты, поглощая при плавлении предмет из олова массой 100 г, взятого при температуре плавления?
4. При кристаллизации воды было отдано количество теплоты 102000 Дж. Какова масса полученного льда?
5. Какое количество теплоты необходимо для обращения в пар воды массой 200 г, если жидкость нагрета до температуры кипения?
6. Какова масса воды, образовавшейся при конденсации пара, находящегося при температуре конденсации, если при этом было отдано 345000 Дж теплоты?
Учитель: Четвёртый конкурс «Конкурс капитанов».
(Капитанам команд дается кубик, на котором записаны формулы. Капитаны, бросают кубики. Выпавшую формулу записывают на доске и поясняют физический смысл, входящих в нее физических величин.)
Учитель: Пятый конкурс «Дорожные знаки». Ребята, вам предлагается выйти на финишную прямую, отвечая без запинки.
-
Обозначение физических величин с, Q, m, q, L, t.
-
Формулы для расчета количества теплоты.
-
Единицы количества теплоты.
Учитель: Шестой конкурс «Заполните пропуски в тексте».
(Учащимся необходимо вставить слова в предложение: плохой, хорошей.)
1. Двойные рамы предохраняют от холода, потому что воздух, находящийся между ними, обладает ………………………. теплопроводностью.
2. Чтобы плодовые деревья не вымерзли, их приствольные круги на зиму покрывают опилками. Опилки обладают ………………… теплопроводностью.
3. При одной и той же температуре металлические предметы на ощупь кажутся холоднее других. Это объясняется тем, что металлы обладают …………….. теплопроводностью.
4. Бумага, солома, воздух, мох, войлок, сукно, полотно обладают ……………… теплопроводностью.
5. Чтобы ручка утюга не нагревалась, её делают из пластмассы. Пластмасса обладает ………………….. теплопроводностью.
6. Медь, свинец, алюминий, серебро, сталь обладают …………….. теплопроводностью.
7. Опытные хозяйки предпочитают жарить на чугунных сковородках, а не на алюминиевых, так как чугун обладает ……………….. теплопроводностью.
8. Алюминиевая кружка с чаем обжигает губы, а фарфоровая – нет. Это объясняется тем, что фарфор обладает …………… теплопроводностью.
Учитель: Шестой конкурс «Экспериментальный». Одному участнику их команды необходимо продемонстрировать опыт из предложенных приборов и ответить на вопросы.
Задание 1 команды:
Оборудование: штатив, бумажная коробка, изготовленная при помощи скрепок, горючее, теплая вода.
Вопрос: Почему кипит вода в бумажной коробке?
Задание 2 команды:
Оборудование: штатив, насос Камовского, колба с теплой водой.
Вопрос: Почему кипит вода при комнатной температуре?
Учитель: Седьмой конкурс «Домашнее задание». Ребята, вы получили домашнее задание: подготовить презентацию о тепловых явлениях в природе и технике. Вам предлагается защитить свои работы.
(Учащиеся защищают свои презентации)
4. Анализ итогов.
Учитель: Ну, вот мы и закончили игру КВН, жюри объявит нам итоги игры.
(Слово предоставляется жюри)
5. Домашнее задание.
Учитель: Предлагается составить кроссворд по теме «Тепловые явления».
6. Рефлексия.
Учитель: Заполните листочек. В случае согласия поставьте знак «+», если не согласны «-».
-
Я самостоятельно справился с заданиями. « »
-
Мне потребовалась помощь соседа. « »
-
Мне необходима была помощь учителя. « »
Литература:
-
Лукашик В.И., Иванова Е.В.. Сборник задач по физике 7-9 класс // Просвещение. – М., 2009.
-
Лукашик В.И. Физические олимпиады // Просвещение. – М., 1983..
-
www .uchitel -izd .ru .