Урок физики 8 классе
Парообразование . Испарение и конденсация
Цели урока:
Образовательная -познакомить учащихся с явлением испарения жидкости, выяснение причин, от чего зависит скорость испарения жидкости, вред и польза испарения жидкости для окружающей среды;
Воспитательные – показать, что явления физики повсюду вокруг нас; развитие логического мышления.
Развивающие – привитие политехнических знаний и умений, развитие исследовательских навыков при выполнении практической работы.
Оборудование:
-
Схема агрегатного состояния вещества
-
2 пипетки, бутылочки со спиртом и водой
-
листы картона, вата, термометр
-
бумажный веер
-
карточки
-
наглядный материал
План урока:
-
Организационный момент
-
Опрос домашнего задания
-
Объяснение новой темы
-
Выполнение экспериментальной работы
-
Закрепление новой темы
-
Подведение итогов урока, оценивание, домашнее задание
Этапы:
-
Исследовательский
«Определить от чего зависит скорость испарения жидкости, наблюдение за понижением температуры жидкости при испарении.»
II. Логическое задание
« Примеры вредного и полезного действия явления испарения на окружающую среду»
-
Поисковый
« Исходя из условия проведения опыта, сделать выводы»
-
Практический
« Выполнение заданий по карточкам «Покорение вершины»»
Ход урока
-
Опрос домашнего задания. 3 ученика работают по карточкам.
-
Блиц-опрос с остальными учениками:
На доске – схема агрегатных состоянии вещества.
-
Какие агрегатные состояния вещества вы знаете?
-
Назовите вещество, которое можно встретить природе сразу в трёх состояниях?
-
Приведите примеры.
-
1–вое состояние – твёрдое тело. Перечислите его свойства.
-
2-ое состояние – жидкость. Перечислите его свойства.
-
3-ое состояние – газ. Перечислите его свойства.
-
Почему они обладают этими свойствами?
-
Можно ли перейти из одного состояния в другое?
-
Как называются эти процессы?
10.Можно ли расплавить золото, если его бросить с расплавленное
олово?
11.λ= 0,84*10^5 Дж/кг. Как его расшифровать?
III. Объяснение нового материала «Испарение»
Явление превращения жидкости в пар называется парообразованием. Есть два способа: испарение и кипение. Сегодня на уроке мы рассмотрим 1 способ – испарение жидкости. Главный вопрос нашего урока: От чего зависит скорость испарения жидкости?
Мы должны с вами это выяснить с помощью экспериментальных заданий. Для этого мы обратимся к инструктивной карточке.
Инструктивная карточка
-
«Наблюдение зависимости скорости испарения жидкости от её рода, площади свободной поверхности, температуры и скорости удаления паров»
-
«Наблюдение понижения температуры жидкости при её испарении»
Оборудование: 2 пипетки, бутылочки со спиртом и водой, листы картона, вата, термометр, бумажный веер.
План изучения физического явления
-
Признаки явления (или его объяснение).
-
Условия, при которых наблюдается и протекает явление.
-
Сущность явления (объяснение его на основе известных научных теорий).
-
Связь данного явления с другими явлениями.
-
Примеры использования явления на практике.
-
Примеры вредного действия явления на технические установки, созданные человеком, и на окружающую среду и способы предупреждения его.
План изучения эксперимента
-
Цель постановки эксперимента;
-
Схема эксперимента;
-
Оборудование, используемое в эксперименте;
-
Воспроизведение эксперимента;
-
Выводы из эксперимента;
Эксперимент №1:
— На лист картона с помощью пипетки нанести капельку спирта и капельку воды. Замечают, что скорость испарения спирта больше, чем скорость испарения воды (от рода вещества)
Эксперимент №2:
— На разные листы картона с помощью пипетки наносят по капле
спирта и сразу же увеличивают свободную поверхность одной
из капель. От чего зависит скорость испарения? (от площади
свободной поверхности жидкости)
Эксперимент №3:
— Наносят пипеткой на разные листы по капле спирта. Один лист
отодвигают в сторону, а возле второго создают с помощью веера
ветер. От чего зависит испарение? (от скорости удаления паров)
Эксперимент №4:
— Наносят пипеткой по капле спирта на лист и на ладонь
экспериментатора. Так как температура руки выше, спирт на
руке испаряется быстрее.
— Обобщают и записывают результаты экспериментов в тетради.
— А могут ли испаряться твёрдые тела? Примеры: твёрдые духи,
нафталин.
— Вспомним, что мы называем внутренней энергией тела.
Эксперимент №5:
— Термометром измеряем температуру воздуха, обвертываем
резервуар ватой и поливаем сначала спиртом, при испарении
температура тела понижается, так как нет притока энергии из-
вне. Например: после купания в реке.
— Как называется процесс обратный испарению? (конденсация)
— Конденсация сопровождается выделением энергии. Примеры:
образование росы и облаков.
IV Закрепление нового материала: А сейчас мы покорим вершину знаний, вы должны выполнить следующие задания, чтобы достичь ее:
— Дифференцированный подход к решению задач.
— С решением каждой задачи поднимаемся вверх на один
уровень.
А) Почему испарение жидкости происходит при любой температуре?
Б) Почему горячий чай остывает быстрее, если на него дуют?
В) Чтобы остудить воду в летнюю жару , ее наливают в сосуды, изготовленные из слабообожженной глины, сквозь которую вода медленно просачивается. Вода в таких сосудах холоднее окружающего воздуха. Объясните, почему?
Г) Вред и польза испарения.
В последнем задании предлагаются дебаты о вреде и пользе испарения. Класс делится на две половины. Одна половина выполняет условие о пользе испарения, другая о вреде испарения.
Против | |
Поддержание температуры тела постоянной, кругооборот воды в природе, высыхание белья на морозе, образование облаков, различие запахов, … | Сырость в помещении, испарение ядовитых веществ, порча произведений искусств при высоком испарении, парниковый эффект, … |
К вашему сведению:
Испарение наносит вред окружающей среде: страдают музей, картинные галереи, особенно Эрмитаж (Санкт – Петербург) и Уффици(Венеция), где избыточная влажность. Иногда сам человек активизирует испарение, горький пример – гибель Аральского моря. Поэтому каждое государство ведет мониторинг – то есть наблюдение и контроль, издает законы об охране окружающей среды и пропаганду среди населения.
Итак, мы сегодня изучили явление «Испарение», выяснили причины от чего зависит испарение, познакомились с обратным процессом испарения – конденсацией, выяснили связь между температурой и испарением, конденсацией.
Домашнее задание : Творческое задание. Например: «Научная сказка- Сейчас мы услышим творческую сказку об испарении. Начинается она так: Жила – была капелька, которой все было интересно и решила она отправится в путешествие. Солнышко пригрело ее, и она превратилась в пар, летела над землей в виде облачка и, замерзнув, превратилась в капельку воды, брызнув серебряным дождем на землю»
$ 17 – 18, задание №4, сборник
Лукашика №20,21,24
VI. Оценивание, подведение итогов урока.