Северо-Казахстанская область
Акжарский район
Горьковская средняя школа
Жуманова Ж.Н.
Урок физики
Тема:Законы постоянного тока
Урок-приглашение к эксперименту и рассуждениям. 9 класс
Цели урока: закрепление и контроль знаний по теме, навыков работы с
измерительной аппаратурой; развитие умения работать в группе,
работать с научной литературой, передавать полученную информацию.
Ход урока:
1. Организационный этап
I) Тест-допуск (задания с выбором ответа, в текстах ниже правильные ответы выделены жирным шрифтом).
1. Электрический ток в металлах – это направленное движение:
А) протонов
Б) нейтронов
В) свободных электронов;
Г) ионов.
2. На рисунке показаны схемы включения амперметра для измерения силы тока на различных участках
цепи. В какой из них после замыкания ключа показания амперметра наибольшие?
А
А
А
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) во всех случаях одинаковы
3. На рисунке представлены графики зависимости силы тока от напряжения для трех металлических проводников. Какой проводник обладает наибольшим электрическим сопротивлением?
I,A 1
2
3
U,B А) 1 Б) 2 В) 3
4. Какой из графиков соответствует закону Ома для участка цепи?
А) 1 Б) 3 В) 2 Г) 4
5. Какие из устройств, обозначенных условными знаками на рисунке, служат для плавного регулирования силы тока в электрической цепи?
А
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
II. Вычислительно-логические задания (задания представлены на доске, правильное решение демонстрируется с помощью собранных заранее экспериментальных установок)
2,5А
3 Ом
4 Ом
5 Ом
1. Дополните схему вольтметром так, чтобы его показание было 17,5 В.
А) Подключить к точкам 4 и 2; Б) подключить к точкам 1 и 4; В) подключить к точкам 2 и 3
2. Какой накал при замкнутом ключе будет у ламп одинаковой мощности, рассчитанных на одно и то же напряжение, если их включить в показанную на рисунке схему электрической цепи?
2
1
А) Одинаковый; Б) Л1 будет гореть, Л2 не будет гореть; В) Л2 будет гореть, Л1 не будет.
3. Что будет с показанием амперметра, если замкнуть ключ в показанной на рисунке схеме?
R
А
R
А) Уменьшится; Б) Увеличится; В) Останется прежним.
4. Сравните электросопротивления двух ламп, представленных ниже.
Л1Л 2
U = 127 BU = 127 B
P = 50 Bт Р = 100 Вт
А) R1>R2 Б) R1<R2 В)R1 = R2
5. Определите конечный результат расчета
А
1ААААА
2 Oм
1Омммм Ом Ом
A
2АААА 2
?
А
V
10ВВВВВВВВВ
?
3ААА
V
А) 3А; Б) 4А; В) 2А.
III. Конструкторское задание. Начертите схему такого соединения трех ламп (фиолетовой, белой, желтой), чтобы в случае выкручивания белой лампы горели фиолетовая и желтая, а в случае выкручивания фиолетовой не горели бы все.
Ответ:
Ф
Б
Ж
IV. Экспериментальное задание. Как, имея вольтметр, резистор известным сопротивлением R, ключ и измерительный прибор, найти сопротивление неизвестного резистора Rx? Составьте схему, соберите ее и рассчитайте Rx
R
Rx
Ответ:
V
V
Вопросы по технике безопасности.
1. Ученик по ошибке включил амперметр вместо вольтметра при измерении напряжения на лампе. Что произошло с силой тока в цепи?
2. Можно ли на место перегоревшего предохранителя вставить толстую проволоку
3.Елочная гирлянда спаяна из лампочек для карманного фонаря. При включении этой гирлянды в сеть на каждую лампочку приходится 3 В. Почему же опасно, выкрутив одну из лампочек, сунуть в патрон палец?
4. Один ученик крепко скрутил оборванные концы спирали электроплитки, а затем обмотал это место медной проволокой. Другой ограничился только простым соединением концов обрыва спирали. Спираль какой из этих плиток может скорее перегореть в месте соединения?
Информационный поиск.
Группы получают теоретико – экспериментальные задания с целью получения дополнительных знаний:
1.»Шунт к амперметру»;
2.»Добавочное сопротивление к вольтметру»;
3.»Резисторы, делители напряжений»;
4.»Схема квартирной электропроводки».
Итог урока. Домашнее задание.
Лист оценивания
I | II | III | IV | V | |
Тест-допуск |
|
|
|
|
|
Вычислительно-логические задачи |
|
|
|
|
|
Конструкторское задание |
|
|
|
|
|
Экспериментальное задание |
|
|
|
|
|
Вопрос по технике безопасности |
|
|
|
|
|
Информационный поиск |
|
|
|
|
|
Итог |
|
|
|
|
|