ОУ: МОУ ОСШ №10, г. Усть-Кут
Предмет: физика
Повторительно–обобщающий урок в 9 классе по теме «Оптика»
Автор: Куркина Ольга Ивановна
Цели урока:
Предметный компонент:
-
повторить понятия преломления и отражения света;
-
продемонстрировать явление преломления светового пучка на границе раздела двух сред в компьютерных моделях и во время выполнения практического задания;
-
повторить зависимость угла преломления светового пучка от угла его падения на границу раздела двух сред;
-
сформировать умение использовать закон преломления света для объяснения простейших оптических явлений;
-
сформировать практические навыки по построению хода лучей при прохождении света через границу раздела двух сред.
Надпредметный компонент:
Создать условия для того, чтобы обучающие научились:
-
устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях;
-
формулировать эмпирические закономерности;
-
выдвигать гипотезы и проверять их, используя компьютерное моделирование;
-
делать обобщения.
Обучающая цель урока: Научить учащихся использовать законы оптики для объяснения простейших оптических явлений; обучить ускоренному поиску информации в сети Интернет, научить учащихся строить гипотезы и проверять их, используя компьютерное моделирование.
Развивающая цель: Развивать познавательный интерес у учащихся к изучению физики при работе с электронными носителями, развивать умение интегрировать работу с компьютерной техникой и учебной литературой, развивать нестандартное мышление при решении сложного практического задания и творческие способности при создании мультимедийных презентаций.
Воспитательная цель: развивать чувство ответственности и способствовать культуре общения.
Оборудование: Персональные компьютеры, принтер, электронное учебное пособие — «Просвещение. Физика. Основная школа, 7-9 классы, часть 1», интерактивный курс «Физики»- Физикон, мультимедийный проектор с экраном.
План урока:
Этап урока | Приёмы и методы | Время | |
1. | Вводно-ознакомительная беседа. | Вступительное слово учителя. | 2 мин. |
2. | Обобщение. Систематизация знаний. | 1.Громкая связь с использованием мультимедиа. 2.Практическая работа с элементами компьютерного моделирования и исследования. 3.Частично- поисковый метод (работа в парах). | 15мин |
3. | Актуализация опорных знаний | 1.Закрепление материала в ходе индивидуального компьютерного тестирования. 2.Индивидуальная работа: выход в Интернет (по заданию), работа у доски.
| 10мин |
4. | Обобщение темы | 1.Исследовательская работа- презентация. 2.Интернет – сообщение (по заданию). | 10мин |
5. | Итоги урока | 1. Рефлексия. 2.Анализ урока учащимися и учителем. | 3 мин. |
На доске: «Свет-это одно из самых «тёмных пятен» в физике».
Ход урока
1.Вводно-ознакомительная беседа.(2мин.)
1.1. «Наш урок повторительно-обобщающий, но по какой теме? Мы должны сформулировать её. Для этого, обратите внимание на предметы, находящиеся на столе, с помощью которых мы наблюдали явления (зажженная свеча, луч от фонаря, карандаш в стакане, падающий луч от проектора на линзы, фотоаппарат). Что их объединяет? (Предполагаемый ответ: «Их объединяют – оптические явления».) Записываем тему урока на доске и в тетради.
1.2. Таким образом, цель урока – закрепление знаний, полученных при изучении оптических явлений.
Задачи урока:
1. Закрепить знания и умения по основным понятиям «Оптики»;
2. Применить законы оптики для объяснения простейших физических явлений;
3. Проанализировать и оценить ответы одноклассников;
4. Продолжить развитие навыков пользования оргтехникой.
1.3. Учитель обращает внимание на слова, взятые в качестве эпиграфа, на доске. Многие вопросы оптики остаются необъяснимыми, поэтому, в конце урока вы сможете для себя дать ответы на интересующие вас вопросы.
1.4. Перед учащимися лежит оценочный лист, в течение урока необходимо вносить оценки на каждом этапе. В конце урока учащиеся могут дать оценку своей работе.
Оценочный лист
Тестирующее задание | Работа в группах Компьютерный эксперимент | Творческое задание | Итоговая оценка | |
|
|
|
|
|
Учащиеся заранее делятся на две группы: одна занимает место у компьютера, другая за столами.
2.Обобщение и систематизация знаний(15 мин.)
2.1. Для повторения основных закономерностей в «Оптике», учитель предлагает послушать стихи и ответить на вопросы.
2.2. Из всех изученных тем важнейшей является – строение глаза, так как, глаз — сложная оптическая система, через которую человек получает большую часть информации об окружающем мире. С древних времён глазам приписывали всевозможные свойства. Древние греки рисовали вытянутые глаза на носу кораблей, а египтяне на пирамиде изображали всевидящее око Бога «Ра».
На мультимедийный экран проецируется фрагмент урока из учебника «Основная школа 7-9 мультимедийное учебное пособие» — «Строение глаза» с громкой связью, рассказывающий о составных частях глаза.
В презентации к плану урока слайды №10, 11.
Далее учитель переходит к модели «Дефекты глаза и их коррекции». Учитель просит рассказать о причинах дальнозоркости и близорукости и как устраняются эти дефекты.
Затем учащимся предлагается ответить на вопрос «Что такое аккомодация?».
2.3. Первой группе учащихся предложено сделать компьютерное моделирование «Глаз как оптический прибор» из полного интерактивного курса «Открытая физика» («Физикон») под редакцией профессора МФТИ С.М.Козела.
В презентации к плану урока слайды №12, 13, 14.
Компьютерное моделирование
Цель: смоделировать действие очковых линз при аккомодации глаза на расстоянии наилучшего зрения для нормального, дальнозоркого и близорукого человека.
Учащимся предлагается выполнить задание на ПК по вариантам.
Задание для первой группы:
1. С помощью указателя установите расстояние наилучшего видения (d) для нормального глаза человека.
2. Не меняя этого расстояния добейтесь фокусировки для очков дальнозоркого (близорукого) человека
3. Сделайте вывод:
1) чему равна оптическая сила линзы;
2) дайте характеристику данной линзе.
Задание для второй группы:
2.4. Группа учеников, работающих попарно. Предложен проблемный вопрос и его практическое решение: «Вы попали на необитаемый остров. У вас имеется 2 стекла от часов, смола, 2 соломинки, вода. Необходимо разжечь костёр. Как это сделать при помощи этих предметов?»
2.5. Когда учащиеся закончат эту работу, учитель напоминает, что при работе с компьютером необходимо использовать тренировочные упражнения для глаз. (Проводится динамическая пауза для глаз)
3.Актулизация опорных знаний (10 мин)
3.1. Одному из учеников, учитель даёт проблемное задание: найти информацию в сайте Интернета при помощи поисковой системы www.yandex.ru : «Что и как видят животные» и сделать сообщение в конце урока.
3.2. Первая группа учащихся садится за парты и выполняет тестирующие задания на листах, затем осуществляют взаимоконтроль, корректировку знаний по изученной теме.(10 мин.)
Тестирующее задание
1 вариант
1. Оптическая сила линзы равна 5 дптр. Выберите правильный ответ.
А. Линза рассеивающая.
Б. Линза собирающая.
В. Фокусное расстояние линзы равно 2 м
2. Фокусное расстояние собирающей линзы равно 50 см. Выберите правильный ответ.
А. оптическая сила линзы 0,02 дптр.
Б. Оптическая сила линзы 2 дптр.
В. Если предмет расположить на расстоянии 75 см от линзы, то изображение будет мнимым
3. Оптическая сила первой линзы 4 дптр, второй 1,5 дптр, третьей- — 0.5 дптр .Выберите правильный ответ.
А. Наибольшее фокусное расстояние у первой линзы.
Б. Фокусное расстояние второй линзы равно 25 см.
В. Третья линза является рассеивающей
4. Бабушка не может читать книжку без очков, если расстояние от книги до глаз 40 см. Выберите правильный ответ.
А.. Бабушка страдает близорукостью.
Б.. Бабушке нужны очки с рассеивающими линзами.
В.. На сетчатке образуется перевёрнутое изображение текста.
2 вариант
1. Точка, в которой .пересекается параллельный пучок лучей после преломления в линзе, называется….Выберите правильное утверждение:
А… оптическим центром линзы.
Б… фокусом линзы.
В… Мнимым фокусом
2. Чтобы с помощью собирающей линзы получить мнимое изображение, предмет нужно расположить….Выбери правильное утверждение.
А.….в фокальной плоскости линзы
Б… на расстоянии двойного фокусного.
В…. между линзой и фокусом
3. Если расстояние от предмета до собирающей линзы равно фокусному расстоянию линзы то изображение предмета в этой линзе… Выберите правильное утверждение.
А. …мнимое, уменьшенное.
Б. …действительное, увеличенное.
В… размытое.
4. Мальчик сфотографировал проплывший по реке теплоход. Выбери правильное утверждение
А. С помощью объектива получено увеличенное изображение теплохода.
Б. С помощью объектива получено мнимое изображение теплохода.
В. Объектив фотоаппарата действует как одна собирающая линза.
3.4. Вторая группа учащихся занимает место возле компьютеров и выполняет тренировочный тест № 9 по теме: «Оптические приборы» из мультимедийного учебного пособия « Физика7-9» (10 мин.)
В презентации к плану урока слайды №15, 16.
3.5. В это время у доски ученик решает задачу по геометрической оптике: «определить, какая оптическая система находится внутри «чёрного ящика».
В устройствах, изображённых на рисунках в виде чёрных прямоугольников, находятся знакомые учащимся оптические элементы (зеркала, линзы, призмы). На рисунке 1 параллельный световой пучок А , попадая в оптическое устройство, преобразуется в два параллельных и противоположно направленных пучка В и С.
1. Какие оптические элементы использованы в каждом из устройств.
2.Нарисуйте ход световых лучей в оптических устройствах.)
4. Обобщение темы. (10 мин.)
4.1. Сообщение ученика по теме: «Чем и как видят животные?» (материал найден учеником в сети Интернет, распечатан на принтере)
4.2. Презентация одного из ученика по теме «Оптические явления»;
В презентации к плану урока слайды №18-33.
4.3. Учитель задаёт вопросы: Что нового узнали об оптических явлениях? Чему вы научились? Учащиеся делятся впечатлениями.
4.4. Заполняется таблица с оценками.
5. Подведение итогов урока. (3 мин.)
МОУ ОСШ№10
Куркина О.И.