Конспект урока физики в 11 классе
«Решение задач по теме «Световые кванты»»
Ширинских Г.А.,
МБОУ «СОШ № 13 С УИОП» г. Губкина
Цели урока:
1.Образовательные: выработать умения применять знания по данной теме в различных ситуациях. Обобщить знания по теме, привести их в систему.
2.Развивающие: развивать умения применения теоретических знаний к решению задач различного уровня сложности. Отбирать наиболее значимые пункты представленных решений, обсуждать и анализировать представленные способы решения задач.
3.Воспитательные: работать над формированием осознанных знаний с целью успешной сдачи ЕГЭ по физике. Уважительно относиться к мнению оппонентов, отстаивать свое мнение.
Оборудование: компьютеры (по одному на 2 ученика).
Этапы урока:
1) Организационный этап.
2) Первичной проверки понимания изученного. Учащимся предлагается решить тест с автоматизированным выставлением оценки.
1. Незаряженную изолированную от других металлическую пластину освещают ультрафиолетовым светом. Заряд, какого знака будет иметь пластина в результате фотоэффекта?
1) положительный; 2) отрицательный; 3) пластина останется нейтральной; 4) знак заряда зависит от времени освещения.
2. Какой из перечисленных ниже величин пропорциональна энергия фотона?
1) квадрату скорости фотона; 2) скорости фотона; 3) частоте излучения; 4) длине волны.
3.Какое физическое явление является доказательством квантовой природы света?
1) интерференция; 2) дифракция; 3) поляризация; 4) фотоэффекта.
4.Какое из приведенных ниже равенств является условием красной границы фотоэффекта под действием света с частотой v?
1) h× v= А; 2) Е= h× v-А; 3) Е= h ×v; 4) А=0.
5.При освещении металлической пластины монохроматическим светом с частотой v происходит фотоэлектрический эффект. Максимальная кинетическая энергия освобождаемых электронов равна 2 эВ. При освещении монохроматическим светом пластины с частотой 2×v значение максимальной кинетической энергии фотоэлектронов будет
1) 1 эВ; 2) больше 2 эВ, но меньше 4 эВ; 3) 4 эВ; 4) больше 4 эВ.
3. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
Учащиеся заходят в «Сетевое окружение» на компьютере и решают задачи поочередно: сначала 1 пара, затем вторая и т.д.
1.Энергия фотона равна 6,4∙ 10-19Дж. Определите частоту колебаний для этого излучения, массу фотона и его импульс.
2.При освещении металла светом с частотой ….. освобождаются фотоэлектроны. Какова работа выхода фотоэлектронов из металла при максимальной кинетической энергии электронов 1,2 эВ?
3.Какова максимальная скорость электронов, вырванных с поверхности платины при облучении её светом с длиной волны 100нм ? Работа выхода электронов из платины равна ….)
4.Максимальная скорость фотоэлектронов, вырванных с поверхности платины… Какой длины волны падающий на поверхность металла? (А вых=5,29 эВ)
5.Найдите работу выхода электронов из освещенной пластины, если запирающее напряжение при котором прекращается фототок, составляет 3 В, а длина волны света, падающего на фотокатод, равна…
4.Этап обобщения и систематизации знаний. Во время до выполнения основного задания по решению задач или во время оставшееся после выполнения задания, с использованием программы Microsoft Excel учащимся предлагается составить кроссворд с ключевыми словами «Фотон», «Квант» или «Фотоэффект» (по выбору).
5. Этап рефлексии. Проводился в виде обмена мнениями о прошедшем уроке. Ребята дают самооценку своих действий и уровня своих познаний. Указывают на комфортность работы, доброжелательность и готовность каждого ученика класса поделиться своим умением. Отмечают высокую степень сотрудничества. Ребята отмечают, что в процессе урока они были задействованы в нескольких видах работы: участие в повторении изученного материала, в решении задач.
6. Этап информации о домашнем задании: № 1142, 1143, 1147 (А.П.Рымкевич)
7. Этап подведения итогов занятия. Учащимся выставляются отметки за работу на уроке.