Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №1 г. Канска

РФ, 663614, Красноярский край г. Канск, Северный мкр., дом 29А, тел. (39161) 3-99-00,

эл. адрес: [email protected]

Конспект урока физики в 9 классе по теме «Свободное падение тел. Невесомость».

подготовила учитель физики

Чернова Марина Владимировна

г. Канск, 2013 г.

Тема урока: Свободное падение тел. Невесомость.

Цели

Образовательные:

  • сформулировать определение свободного падения тел;

  • установить характер движения свободно падающих тел;

  • выяснить, при каком условии =const;

  • записать формулы скорости, перемещения, координаты для свободно падающих тел.

  • выяснить, что такое невесомость.

Развивающие:

  • показать роль эксперимента в формировании понятия свободного падения тел: развивать умение наблюдать, работать над формированием умений анализировать, сравнивать явления и делать вывод;

  • развивать умение работать с рисунком учебника;

  • развивать логическое мышление;

  • развивать умение осуществлять перенос знаний в новую ситуацию

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию положительной мотивации к учебной деятельности средствами исторического материала, эксперимента, техническими средствами обучения;

  • способствовать умению применять знания в новой ситуации..

Урок введения новых знаний

Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;

  • по степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, самостоятельная работа;

  • по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный;

  • по характеру движения мысли от незнания к знанию: дедуктивный.

Формируемые умения: Наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать; работать в паре, ставить цель.

.

Оборудование:

  • Трубка Ньютона.

  • Насос Комовского.

  • Компьютер.

  • Мультимедийный проектор.

  • Экран.

  • Книга, листы бумаги.

  • Динамометр, груз к нему.

  • Полиэтиленовый пакет с водой

  • Учебник А.В. Перышкина, Е. М. Гутника физика 9 класс, Москва, Дрофа, 2014 г.

Ход учебного занятия

Этап урока.
Микроцель.

Содержание

Время
(мин.)

Обратная связь

Действия учащихся.

Действия учителя

1. Организационный момент

Создать нормальную внешнюю обстановку

Приготовление к уроку.

Самоконтроль готовности к уроку. Настрой на работу.

Приветствует, отмечает отсутствующих, требует навести порядок на рабочем месте, организует внимание, начинает урок.

1

Полная готовность учащихся к занятию.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Создать целевую установку на урок.

Определяют и записывают тему урока, ставят перед собой цели.

Отрывок из книги Ефима Ефимовского « След колесницы».

Движенье повсюду, 
движенье везде. 
И в воздухе птица, 
и рыба — в воде, 
и жизни
нигде без движения нет. 
И Солнце 
летит в хороводе планет!
Вот листья по воздуху 
долго кружат. 
А падает камень
быстрее стократ.

Быстрей ли ТО падает, ЧТО ТЯЖЕЛЕЙ?

И это проверить решил Галилей.

Обеспечивает мотивацию учения школьников, актуализирует субъективный опыт учащихся.

2

Включение учащихся в деловой ритм, ставят перед собой цель занятия.

3.Этап повторения и активизации знаний учащихся

Повторить систему ранее усвоенных учебных действий, необходимых для восприятия нового материала.

Готовятся и отвечают на вопросы (Текст на листах, на партах):

  1. Чем отличается равноускоренное движение от равномерного ?

  2. В чем измеряется ускорение?.

  3. Ускорение равно 10 м/с2, что это означает?

  4. Какие закономерности присущи только равноускоренному движению?

Задачи устно: ( Текст на экране)

1.Тело прошло за первую секунду 2 метра, за вторую 4 метра , за З с 6 метров. Можно ли сказать, что данное движение равноускоренное. Почему?

2.При движении тела его скорость к концу первой секунды была 2 м/с, к концу второй секунды 4 м/с, а к концу третьей секунды 6 м/с.. Можно ли сказать, что данное движение равноускоренное. Почему?

Проверяют работы у доски.

Вызывает 1 ученика для записи формул, описывающих равноускоренное движение

Беседует с учащимися по предложенным вопросам.

Проверяет работу у доски.

7

 4. Этап усвоения новых знаний

4.1. Сформулировать проблему на историческом материале

 4.2. Актуализировать теоретические знания как опору для доказательства гипотезы

4.3.Соотнести новую информацию с установившимися представлениями.

Вывод из 1 опыта: по представления Аристотеля быстрее падает то, что тяжелей

Вывод из 2 опыта: Существует сопротивление воздуха и его необходимо учитывать.

Вывод из 3 опыта: Если этим сопротивлением можно пренебречь, то все тела при падении движутся одинаково: начав падать одновременно, они движутся с одинаковой скоростью.

Рассматривают и обсуждают рис. 29 на стр. 55 учебника

Рассматривают и обсуждают рис. 27, стр.53 учебника. Используя этап повторения и активизации знаний учащихся, делают вывод: если сопротивление воздуха отсутствует, то падение тел будет свободным, свободное движение тел является равноускоренным движением без начальной скорости.

Записывают определение свободного падения тел; значение ускорения свободного падения

Заполняют таблицу физических формул, описывающих свободное падение тел (используя формулы для равноускоренного движения).

Равноускоренное движение

Свободное падение тел

( ось оу вниз)

Движение тела, брошенного вверх

ax=

g=9,8 м /с² (g~10м /с²)

( заполним на следующем уроке)

υ х= υ  + α x t

υ у=v0y+у t

х=υ 0 х t+ α хt2/2

h=v0yt+ g уt2/2

h=

х=х0 +υ  t+ α хt2/2

y=y0+v0yt+ уt2/2

Проводит опыт с падающими телами разной массы. Знакомит с представлением Аристотеля о свободном падении тел.

Формулирует сомнение Галилея: Быстрей ли то падает, что тяжелей? Проводит опыт с падающими телами одинаковой массы, но разных размеров.

Проводит опыт с падающими телами но, с устранением действия силы сопротивления на лист бумаги ( положить лист бумаги на книгу)

Рассказывает об опытах Галилея и его выводах.

Опыт с трубкой Ньютона

Помогает в заполнении таблицы.

15

Сформулировали проблему

Составили конспект

5. Первичная проверка усвоенных знаний

5.1 . Проверить понимание явления свободного падения тел

5.2 .Сформулировать новую проблему, опираясь на жизненную ситуацию.

Готовятся и отвечают на вопросы (Текст на листах, на партах):

  1. Чем отличается падение тел в воздухе от их падения в вакууме?

  2. Почему раскрытие парашюта существенно уменьшает приземление парашютиста?

  3. Тяжелый предмет подвешен на веревке к воздушному шару, равномерно поднимающемуся с некоторой скоростью. Каково будет движение предмета, если веревку перерезать? Сопротивлением воздуха пренебречь

Выдвигают гипотезы.

Записывают, что такое невесомость.

Испытывали ли вы состояние невесомости? Приводят примеры.

 Проверяет понимание новых знаний, корректирует ответы учащихся

Задает вопрос классу: Один мальчик провел следующий опыт. Он взял алюминиевую банку из — под колы и пробил в ней отверстие на дне и стенках, затем он эту банку сбросил с балкона. Ему хотелось выяснить: будет ли выливаться вода из банки при движении. Как вы думаете, что же при этом произошло?

Проводит опыты по демонстрации невесомости (Более подробно будем изучать в 10 классе)

Предлагает дома проведите эксперимент с напольными весами

6

6. Закрепление новых знаний.

Применить полученные знания при решении конкретной задачи.

Решают задачу (Текст на экране, в тетрадях алгоритм решения задач по кинематике) :

1.В1589г. Галилей, изучая законы свободного падения, бросал без начальной скорости разные предметы с наклонной башни в городе Пиза. Какова высота пизанской башни и какова скорость тела в момент удара, если тело находилось в полете 3,4 с?

2. При строительстве высотного жилого дома с высоты 30 м случайно упал кирпич. За какое время он пролетит весь путь? Первые 15 метров? Вторые 15 метров?

Показывает решение задачи в соответствии с алгоритмом решения задач по кинематике:

10

Составили конспект

7. Подведение итогов урока

Дать анализ успешности достижения цели.

Перечисляют элементы полученных знаний.

Выставляет оценки за урок.

3

8. Сообщение задания на дом.

Обеспечить понимание особенностей выполнения задания.

Записывают задание на дом: Пар.13, упр. 13.

Комментирует, как выполнить задание.

1

Записали задание и выслушали информацию о выполнении задания

Основная литература, используемая при разработке урока:

  1. Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003г.

  2. Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 9-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003г.

  3. Учебник А.В. Перышкина, Е. М. Гутника физика 9 класс, Москва, Дрофа, 2014 г.

  4. Роджерс Э. Физика для любознательных. М.: Издательство “Мир”, 1972г.

  5. Элиот Л., Уилкокс У. Физика. М.: Издательство “Наука”, 1975.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here