РАЗДЕЛ I
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ:
-
Федерального компонента ГОС (приказ МО РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»),
-
приказа Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 г. № 2885, зарегистрирован в Минюсте РФ 21 февраля 2012 г., рег. № 23290, «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012- 2013 учебный год»;
-
нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189),
-
Образовательной программы для классов, реализующих ФК ГОС 2004 г МБОУ КИИКСКОЙ СОШ (приказом № от ———-)
-
«Знать физику – это значит уметь решать задачи»
Энрико Ферми.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Учащиеся, окончившие среднюю общеобразовательную школу, должны не только понимать окружающую их действительность, но и уметь плодотворно применять полученные знания и навыки в своей практической деятельности.
В настоящее время обучение физике в старшей школе строится на базе профильного обучения. В связи с этим возникла необходимость предпрофильной подготовки в 9-м классе основной школы. Данная программа предназначена для курсов по выбору по физике в 9-м классе. Суть предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся: через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.
Содержание курса «Механика» предложено в базовом курсе, но целью данной программы является формирование основ физики, более детальное и углубленное изучение данного раздела, т.к. в базовом курсе этот раздел представлен поверхностно. Когда учащиеся приходят в старшую школу возникают сложности, т.к. этот раздел дается, как повторительно-обобщающий.
Особое внимание уделяется обработке результатов, расчёт абсолютной и относительной погрешностей, построение и работа с графиками, рассматриваются задачи с элементами векторной алгебры. Также программа содержит лабораторные работы, позволяющие на практике изучить законы движения.
Программа элективного курса согласована с базовым курсом и позволит подросткам углубить и расширить свои знания и умения по данному разделу физики.
Элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящён одним из самых важных вопросов школьного курса:
-
решению теоретических и экспериментальных задач;
-
выполнению работ физического практикума.
Механика – важнейший раздел курса физики. Она представляет собой фундамент, качество которого определяет устойчивость всего здания естественных наук.
Ее изучение в школе дает начало формированию общенаучных исследовательских умений учащихся. В то же время, механика – довольно большой раздел курса физики и достаточно сложный для его восприятия учащимися из-за множества новых абстрактных понятий, большого числа определений, законов и формул, требующих обязательного их усвоения, что приводит к снижению уровня мотиваций учащихся и существенно усложняет задачу учителя.
Данный курс способствует преодолению указанных проблем и позволяет не только обобщить, повторить закрепить и углубить знания по механике, но и помогает дать первое представление о цикле научного познания: от наблюдений к постановке проблемы о причиной их связи; от первоначального решения поставленной проблемы – выдвижения гипотезы до экспериментальной ее проверки и вытекающих из нее следствий.
В курсе физики времени на решение задач выделяется недостаточно, поэтому необходимо, прежде всего, восполнить пробелы предыдущей подготовки учащихся, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.
Решение задач по физике — необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретных условиях.
Задачи способствуют более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, инициативы, воли и настойчивости в достижении поставленной цели, вызывают интерес к физике, помогают приобретению навыков самостоятельной работы и служат незаменимым средством для развития самостоятельности в суждениях.
В процессе выполнения задач ученики непосредственно сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике в жизни, глубже осознают связь теории с практикой. Это одно из важных средств повторения, закрепления и проверки знаний учащихся, один из основных методов обучения физике.
Элективный курс имеет практико-творческую направленность. Учебный материал представлен в основном в форме теоретических исследований, которые выполняют учащиеся в классе, составлении и решении физических задач.
Самостоятельные исследования учащихся способствуют не только осознанному овладению знаниями, но и обучают школьников научным методам познания, при этом формируются интеллектуальные и творческие способности.
Практическая значимость, прикладная направленность, инвариантность изучаемого материала, призваны стимулировать развитие интересов школьников и способствовать успешному развитию системы ранее приобретённых знаний и умений не только по данному, но и по всем разделам физики.
Элективный курс «Механика» полезен тем, кто продолжает обучение в 10–11-х классах школы.
ЦЕЛИ КУРСА:
-
Формирование навыков экспериментальных, теоретических исследований и познавательного интереса к предмету путем обучения школьников выдвижению собственных теоретических предвидений при выполнении заданий исследовательского характера.
-
Расширение и углубление представлений о роли механики как одной из естественно научных дисциплин.
-
Самоопределение учеников относительно профиля обучения в старшей школе.
-
Выработка навыков сотрудничества в процессе работы в группах и парах.
ЗАДАЧИ КУРСА:
-
Создание условий для развития устойчивого интереса к физике, к решению теоретических и экспериментальных задач.
-
Формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях.
-
Развитие общеучебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать знания.
-
Выработка у учащихся обобщенных умений и навыков решения графических задач по механике на основе общих подходов к их формированию в процессе преподавания учебных предметов: физики и математики.
-
Показать практическое применение законов физики через решение задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.
-
Развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений работать в парах и группе.
-
Предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на профильном уровне.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА:
-
в области предметной компетенции — общее понимание сущности физической науки;
-
в области коммуникативной компетенции — овладение учащимися формами проблемной коммуникации (умение грамотно излагать свою точку зрения, сопровождая примерами, делать выводы, обобщения);
-
в области социальной компетенции — развитие навыков взаимодействия через групповую деятельность, работу в парах постоянного и переменного составов при выполнении разных заданий.
-
в области компетенции саморазвития — стимулирование потребности и способности к самообразованию, личностному целеполаганию.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ:
-
Лекции, беседы, лекции-дискуссии.
-
Экспериментальные исследования с обработкой данных и оформлением отчетов.
-
Работа с тестами, текстами.
-
Выполнение творческих заданий.
-
Защита самостоятельных исследований.
ФОРМА РАБОТЫ: индивидуальная, парная, фронтальная.
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ПРИОБРЕТАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ:
-
отбирать необходимые приборы;
-
выполнять измерения;
-
вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;
-
представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
-
интерпретировать результаты эксперимента;
-
делать выводы;
-
обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ УМЕНИЯ ФОРМИРУЮТСЯ НА ОСНОВЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗНАНИЙ:
-
цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия;
-
роль эксперимента в познании;
-
соотношение теории и эксперимента в познании;
-
правила пользования измерительными приборами;
-
происхождение погрешностей измерений, их виды;
-
абсолютная и относительная погрешности;
-
запись результата прямых измерений с учётом погрешности;
-
сущность метода границ при вычислении погрешности косвенных измерений;
-
индуктивный вывод, его структура.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
-
векторные величины,
-
проекция вектора,
-
закон движения,
-
материальная точка,
-
относительность движения,
-
перемещение,
-
равномерное движение,
-
ускорение,
-
равноускоренное движение,
-
свободное падение,
-
центростремительное ускорение,
-
тангенциальное и нормальное ускорение,
-
импульс тела,
-
замкнутая система,
-
закон сохранения.
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ – используется зачетная система оценивания знаний учащихся.
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ВЫХОД:
-
творческие отчёты учащихся по данной теме, которые будет включать самостоятельный эксперимент, либо составленные и озвученные задачи,
-
итоговый контроль знаний – ЗАЧЕТ
ИТОГОВЫЙ ЗАЧЕТ ученику по всему курсу «ОСНОВЫ МЕХАНИКИ» выставляется по критериям:
-
посещение занятий,
-
заинтересованность в дискуссиях и обсуждениях;
-
активное участие в решении качественных и расчетных задачах, практических работах;
-
стремление к эффективному взаимодействию, сотрудничеству, взаимопомощи;
-
умение оппонировать, адекватно оценивать свою деятельность, работать в команде
-
проявление самостоятельности и ответственности при выполнении практических работ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ВЫПОЛНЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «МЕХАНИКА», АВТОРА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ ЛЮКИНОЙ Т.В.
Курс рассчитан на 17 часов – 0.5 часов в неделю.
РАЗДЕЛ II
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ЧАСОВ)
9 КЛАССА
ОСНОВЫ МЕХАНИКИ
РАЗДЕЛ Ι. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ
(13 часов).
Физические измерения. Погрешности физических измерений. Погрешности и построение графиков. Погрешности при прямых и косвенных измерениях. Примеры расчёта погрешностей измерений.
О векторных величинах. Проекции вектора на координатные оси. Действия над проекциями. Закон движения в координатной и векторной форме. Задачи с элементами векторной алгебры.
Система отсчёта. Материальная точка. Путь и перемещение. Средняя, мгновенная и относительная скорости. Равномерное прямолинейное движение — ПРД, графики зависимости координаты и скорости от времени. Ускорение. Равноускоренное — ПРУД, равнозамедленное – ПРЗД и равнопеременное прямолинейное движение — РППД. Графики зависимости пути, перемещения, скорости и ускорения от времени при равнопеременном движении. Движение по окружности — РДО: угол поворота, угловая скорость, центростремительное ускорение. Связь угловых и линейных величин. Тангенциальное и нормальное ускорения.
Импульс. Замкнутая система. Закон сохранения импульса — ЗСИ.
РАЗДЕЛ ΙΙ. ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
(3 часа).
Работа №1
«Измерение массы тела».
Работа №2
«Измерение жёсткости пружины».
Работа №3
«Измерение ускорения свободного падения (методом падающего цилиндра)»
РАЗДЕЛ ΙΙΙ. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА
(1 час).
Обобщение по теме: «Основы механики». Творческий отчет.
РАЗДЕЛ III
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ
9 КЛАССА
Наименование темы | Количество часов | Форма проведения | Кален дарные сроки | ||
РАЗДЕЛ Ι. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (13 часов). | |||||
1/1 | КИНЕМАТИКА. Прямолинейное равномерное движение — ПРД. Графики зависимости координаты и скорости от времени. Решение задач на прямолинейное равномерное движение. | 1 | Лекция — беседа Решение задач Самостоятельное исследование |
| |
2/2 | Прямолинейное равноускоренное движение — ПРУД. Решение задач на нахождение мгновенной скорости, ускорения и перемещения. | 1 | Лекция — беседа Решение задач Творческое задание |
| |
3/3 | Решение задач на применение уравнения движения. | 1 | Дискуссия Решение задач Самостоятельное исследование |
| |
4/4 | Решение графических задач при ПРУД. | 1 | Дискуссия Решение задач Творческое задание |
| |
5/5 | Обобщение по теме «Виды движения. Основы кинематики». | 1 | Тренировочный тест для самоконтроля |
| |
6/6 | ДИНАМИКА. Законы Ньютона. Решение задач на законы Ньютона. | 1 | Лекция Решение задач Самостоятельное исследование |
| |
7/7 | Решение задач на применение второго закона Ньютона. | 1 | Дискуссия Решение задач Творческое задание |
| |
8/8 | Свободное падение тел. Вертикальное движение тела под действием силы тяжести. | 1 | Лекция — беседа Решение задач Самостоятельное исследование |
| |
9/9 | Решение задач на применение закона всемирного тяготения. | 1 | Дискуссия Решение задач Самостоятельное исследование |
| |
10/10 | Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по окружности — РДО: угол поворота, угловая скорость, центростремительное ускорение. | 1 | Лекция — беседа Решение задач Самостоятельное исследование – экспериментальное задание |
| |
11/11 | Тангенциальное и нормальное ускорение. Связь угловых и линейных величин. | 1
| Лекция Решение задач Самостоятельное исследование |
| |
12/12 | ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА. Решение задач на закон сохранения импульса — ЗСИ. | 1 | Беседа Решение задач Творческое задание |
| |
13/13 | Обобщение по теме: «Основы динамики. Закон сохранения импульса». |
| Тематический тест |
| |
РАЗДЕЛ ΙΙ. ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ (3 часа). |
| ||||
14/1 | Работа №1 «Измерение массы тела». | 1 | Экспериментальные исследования с обработкой данных и оформлением отчетов |
| |
15/2 | Работа №2 «Измерение жёсткости пружины». | 1 | Экспериментальные исследования с обработкой данных и оформлением отчетов |
| |
16/3 | Работа №3 «Измерение ускорения свободного падения (методом падающего цилиндра)» |
| Экспериментальные исследования с обработкой данных и оформлением отчетов |
| |
РАЗДЕЛ ΙΙΙ. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА (1 час). |
| ||||
17/1 | Обобщение по теме: «Основы механики» ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ. ЗАЧЕТ. | 1 | Защита самостоятельных исследований – творческий отчет. Итоговый контроль знаний учащихся. |
|
РАЗДЕЛ IV
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-методический комплект
-
Для учителя
-
Физика. 9 класс: дидактические материалы /А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2005.
-
Кирик Л.А. Физика – 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2005.
-
Буров В.А., Дик Ю.И., Практикум по физике в средней школе: Пособие для
учителя. — М.: Просвещение, 1987
-
Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Пономарева А.В., Факультативный курс физики:
Пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1977.
-
Практикум по физике в средней школе. Дидакт. материал. Под редакцией
А.А.Покровского. — М.: Просвещение, 1977.
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 классы /сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.
-
С. Е.Каменецкий, В. П. Орехов. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.
-
И. К. Кикоин, А. К. Кикоин. Физика: Учебник для 9 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1994.
-
Семке А.И. Уроки физики в 9-м классе, Ярославль 2004 г.
-
Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. “Контрольные и проверочные работы 7–11-й кл. Метод. пособие” М. Дрофа 1998 г.
-
Для ученика
-
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы.: Пособие для общеобразовательных учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2002.
-
Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. – М.: Дрофа, 2006.
-
Лукашик В.И. Иванова Е.В. “Сборник задач по физике для 7–9-х классов” М. Просвещение 2000 г.