Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей

Муниципальный конкурс

Методических разработок

«Мой лучший урок»

Предмет: физика

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема: «Электрические и тепловые явления»

Продолжительность: 1 урок – 45 минут

Автор работы:

Учитель физики высшей категории

Лучина Татьяна Владиславовна

г. Узловая

2013

Эпиграф урока: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»

(русская пословица)

Урок изучения нового материала в 8-ом классе проводится на начальном этапе изучения темы «Электрические и тепловые явления».

Цель:

В увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их широкое использование в повседневной жизни.

Задачи урока на языке наблюдаемых действий учащихся:

Учебно-организационные

Продолжить формирование умений и навыков:

  • организовать своё рабочие место;

  • нацелить себя на выполнение поставленной задачи;

  • осуществлять само и взаимоконтроль.

Учебно-интеллектуальные

  • анализировать, выделять главное;

  • логически и последовательно использовать освоенный материал для решения поставленных задач;

  • применять знания на практике;

  • объяснять полученные результаты. 

Учебно-информационные

  • умение пользоваться разными источниками для извлечения необходимой информации, представленной в разных видах;

  • точно следовать установленному алгоритму выполнения задания.

Учебно-коммуникативные

  • умение слушать и слышать;

  • пользоваться языком научной физической терминологией;

  • сотрудничать в разновозрастной группе в процессе достижения общих целей;

  • умение применять знания в новой ситуации.

Пояснительная записка к уроку

По какому

направлению представлена работа

По физике

Тема урока

«Электрические и тепловые явления»

Программа, используемая в

работе

Рабочая программа по физике для 7–9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и требоваеий к уровню подготовки выпускников среднего (полного) общего образованияв соответствии с требованиями государственной программы по физике для общеобразовательных учреждений (2009г., авторы программы Е. М. Гутник и А. В. Перышкин).

Учебник и его

разделы

Е. М. Гутник и А. В. Перышкин – 2009 г., раздел «Тепловые явления» и раздел «Электрические явления»

Количество часов в

неделю

2 часа в неделю, 210 часов в год

Место урока в

изучаемой теме

Урок изучения нового материала актуален на начальном этапе изучаемого раздела

Этапы урока

— 1 этап: Мотивация знаний

— 2 этап: Экспериментальная часть

— 3 этап: Применения знаний – в конкретной ситуаций

— 4 этап: Рефлексия

Используемые средства обучения

Компьютерные технологии – презентация, экспериментальное оборудование

Ход урока:

п/п

Этап урока

Действия

Задачи

УУД

учителя

учеников

1

2

3

4

5

1

Мотивация

1/

Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада приветствовать вас в кабинете физики на нашем необычном уроке.

Мы живем в мире удивительных природных явлений. Их множество.

-Какие вам известны физические явления природы?

Приводят примеры физических явлений:

кругооборот воды в природе,

— вращение планет;

— ветер;

— атмосферные осадки;

— времена года;

извержение гейзеров;

— шаровые молнии;

-землетрясения;

— смерчи и цунами.

Нацелить на выполнение поставленной задачи.

Целеполагание соотнесение того, что уже освоено с тем, что ещё не известно

Какие выводы можно сделать о нашей планете?

Наша красивая планета полна загадок. Природные явления далеко еще не познаны. Их насчитывается многие сотни на нашей планете – от самых обычных и привычных до самых экзотических явлений. Одним словом – Их множество

А чтобы узнать тайны физических процессов и явлений как поступают ученые?

Проводят эксперименты и опыты.

Догадались, чем будем заниматься сегодня?

Ставить опыты и проводить эксперименты.

2

Экспериментальная часть

10/

Опыт 1 Наэлектризованный стакан: я не снимая стакана и, значит, не дотрагиваясь до стрелки, заставлю стрелку вращаться.

— Что нужно сделать, чтобы это произошло?

— Почему так происходит? (Для этого достаточно потереть стакан шерстяной тряпкой стакан – в этом месте наэлектризуется, и стрелка повернётся острием к тряпке, потому что наэлектризованное стекло притягивает ее, как магнит).

Взаимообучение приемам саморегуляции

Опыт 2 (Лимон в качестве батарейки)

Кто догадался, какие явления мы продемонстрировали?

Электрические.

Электричество кругом,

Полон им завод и дом.

Везде заряды: там и тут,

В любом атоме «живут»

А если вдруг они бегут,

То тут же токи создают,

Нам токи очень помогают

Жизнь кардинально облегчают!

Удивительное оно,

На благо нам обращено,

Всех проводов «величество»

Зовётся: «Электричество»!

Проявим нынче мы умение,

Законы объясним, явления:

Электризацию, сопротивление

И мощность, как работу за мгновение.

И проведем эксперименты.

Энергия – экономия – экология

Применение – простота исполнения – интерес и творчество – вот, что является основой того, что вы сейчас увидите.

Эксперимент1 Микроэлектродвигатель – создание доступной модели мини электродвигателя полностью удовлетворяет правилам техники безопасности.

Эксперимент 2 Дома у всех найдется магнит, магнит на холодильник, но интереснее всего когда его можно сделать своими руками.

Эксперимент 3 Новогодние праздники ассоциируются с красотой, весельем и ярким светом. Гирлянды, сделанные своими руками украсят дом ещё лучше.

2

Эксперимент 4 Очень часто мы все волнуемся и нам в этот момент как никогда нужен вентилятор.

Систематизировать информацию, которую предоставили авторы опытов

Дополнить полученную информацию собственными умозаключениями

Прогнозирование результата и уровня усвоения материала

Эксперимент 5 Мне хочется вам представить один из способов приготовления великолепного коктейля для подкрепления сил, сделанного при помощи своего оборудования.

Эксперимент 6 Оборудование, которое поможет мне вымыть посуду, так изготовлено из подручных средств.

Эксперимент 7 Я очень люблю смотреть на движущиеся предметы и мне не составило никакого труда, зная законы физики собрать такого электронного жучка.

Эксперимент 8 Моя бабушка и мама любят вязать, комбинировать цвета, им в помощь я собрал мини агрегат.

Что можно сказать об использовании энергии электрического тока, что она дает человеку?

Использование энергии электрического тока дает человечеству все больше удобств и благ. Развитие цивилизации немыслимо без использования энергии электрического тока.

Как вы думаете, какие значимые положительные результаты может иметь использование этих научных открытий при использовании в дальнейшем?

Знание технических характеристик, особенностей электробытовых приборов и оборудования позволит правильно их эксплуатировать, удлинить срок службы, поможет своевременно принять меры по устранению небольших неисправностей, уберечь себя и окружающих от поражения электрическим током, избежать пожара.

Явления природы завораживают своей красотой. Обратимся к опыту.

Опыт 3 «Загадочная свеча»

А теперь самое интересное. Раствор немного остыл, можно коснуться жидкости пальцем. Попробуем. Что происходит?

Почему же жидкость кристаллизовалась после того, как мы её коснулись?

Опыт 4 «Горячий лед»

Высказывают предположения: Это произошло из-за того, что в жидкости появился центр кристаллизации и она мгновенно перешла в твердое состояние.

-О каких явлениях шла речь в этих опытах

О тепловых явлениях

Прежде чем пригласить гостей к столу, мы, конечно, вскипятим чай и при этом несложном процессе применим физические законы. Какие мы сейчас узнаем с помощью Леонида.

Эксперимент 9

Нагревательный элемент

3

Этап применения знаний – в конкретной ситуаций

10

Много мы посмотрели экспериментов и опытов. Сейчас вам предлагаются ситуации, объяснить которые вам необходимо с точки зрения физики.

Работа в группах

Осознанное и произвольное построение высказывания

Анализ представленной ситуации, планирование сотрудничества со сверстниками

1. Стакан с чаем и ложка

(Почему прежде, чем налить в стакан кипяток, в стакан опускают чайную ложку? Как происходит нагрев ложки в чае?)

Прежде чем налить в стакан кипяток, в стакан опускают чайную ложку. Благодаря высокой теплопроводности металла это предотвращает стакан от резкого перегрева и разрушения.

2. Кружка и блюдце.

(Где быстрее остынет чай в стакане или в блюдце и почему?)

Чай быстрее остынет в блюдце, так как площадь с которой происходит испарение больше. А при испарении жидкость охлаждается.

3. Чай и молоко

(Когда чай остынет быстрее, когда в него сразу налить молоко или спустя некоторое время?)

4. Кружки металлические и фарфоровые.

(Почему мы обжигаем губы, когда пьем чай из металлической кружки?)

Мы обжигаем губы, когда пьем чай из металлической кружки, так как благодаря высокой теплопроводности температура стенок металлической кружки высока. У фарфора теплопроводность значительно ниже, температура стенок такой кружки не так высока.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Управление поведением участников команды, группы

5.В каком чайнике вода скорее нагреется: в новом или старом, на стенках которого имеется накипь? (Чайники одинаковые.)

Вода быстрее нагреется в новом чайнике. За счет слоя накипи теплопроводность старого чайника ниже, чем нового.

6. В каком случае процесс теплообмена произойдет быстрее, если в горячую воду наливать холодную; в холодную наливать горячую той же массы?

Процесс теплообмена произойдет быстрее, если холодную воду налить в горячую (плотность холодной воды больше плотности горячей и при прочих равных условиях перемешивание воды произойдет быстрее).

9. Если мы выпьем 200 г (стакан) горячего чая при t=600С, то, какое количество теплоты получит наш организм.

Учащиеся вспоминают формулу расчета кол-ва теплоты, работают со справочником, анализируют ответ. (33600 Дж теплоты)

Почему каждый ребенок желает получить ответ на свой вопрос?

Наблюдаемые в быту и природе явления и процессы могут быть осмыслены и объяснены, если ребенок сам пытается их смоделировать или провести эксперимент. Он чувствует себя первооткрывателем. Сознание успеха окрыляет ребенка. В этом заключается радость учения с увлечением, радость творчества

4

Рефлексия

3/

Ну что ж, ребята сегодня мы повторили основные вопросы по теме: «Тепловые и электрические явления».

Что бы сказали, о той информации, которую сегодня получили вы. Закончите предложения:

 На уроке для меня самым важным было…

 В нашем общении для меня самым главным было…

 На месте преподавателя я бы.

Демонстрация чудо печки. Опыт с воздушным шариком. Фокус с карточками, мин и роботы.

Чудо конвертик

Контроль и оценка процесса и результата деятельности

Вся физика многогранна и интересна, как сказал Роджерс “Физика- это наука понимать природу”

Список литературы:

  1. 1. А.В.Перышкин «Физика — 8», Дрофа, 2009 г;

  2. Ж/л «Физика в школе» № 3, 2007 г;

  3. Приложение «Физика» к газете «1 сентября» № 7 2004г, № 8 2004г, № 33 2009г, № 43 2008г;

  4. И.Я.Ланина «Внеклассная работа по физике», «Просвещение», 2010 г;

  5. С.В.Дендебер, Л.В.Зуева, Т.В.Иванникова и др. «Электив 9. Физика. Химия. Биология», ООО «5 за знания», 2006г;

  6. Т.В.Куренева «Живое электричество», Методическая разработка бинарно-интегрированного урока, Казань, 2008 г;

  7. Т.М.Гребенкина «Физика. 10 класс. Внеклассная работа», «Корифей», 2009 г;

  8. С.В.Боброва «Физика 7-10 классы. Нестандартные уроки», «Учитель», 2007 г;

  9. Л.А.Горлова «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия. 7-11 классы», «Вако», 2010 г;

  10. В.П.Синичкин, О.П.Синичкина «Внеклассная работа по физике», «Лицей», 2002г.

Самоанализ урока в 8-ом классе по теме:

«Электрические и тепловые явления»

Урок в 8-ом классе по теме: «Электрические и тепловые явления» направлен на развитие творческих способностей учащихся, расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счёт обращения к различным литературным источникам.

Методические приемы данного урока осуществляются с целью приобретения навыков учащихся для выполнения исследовательских работ.

Такой урок, как одна из форм организации исследовательской деятельности учащихся помогает делать свои «открытия», казалось бы в обыкновенных и повторяющихся ежедневно действиях.

Содержание урока:

Первый этап – мотивация:

Основные задачи этапа: нацелить учащихся на выполнение поставленной задачи, целеполагание — соотнесение того, что уже освоено с тем, что ещё не известно. Опираясь на знания полученные при изучении курса природоведения, географии, учащиеся называют явления природы. Делают вывод, что мы живем в мире удивительных природных явления. И узнать тайны физических процессов нам помогут исследования, эксперименты, опыты.

Второй этап — Экспериментальная часть:

Цель этапа – взаимообучение, систематизировать информацию, которую предоставили авторы опытов.

На этом этапе проводим беседу, обсуждаем все увиденное и формируем вопросы, на которые хотелось бы получить ответы. Из множества вопросов выбираем самые значимые и формулируем гипотезы предполагаемого результата.

Почему? Каждый ребенок желает получить ответ на этот вопрос. Наблюдаемые в быту и природе явления и процессы могут быть осмыслены и объяснены, если ребенок сам пытается их смоделировать или провести эксперимент. Он чувствует себя первооткрывателем. Сознание успеха окрыляет ребенка. В этом заключается радость учения с увлечением, радость творчества.

Третий этап — Этап применения знаний в конкретной ситуаций.

Цель этапа: Анализ представленной ситуации, планирование сотрудничества со сверстниками — на этом этапе учащиеся работают совместно, предлагаются на выбор ситуации, объяснение которых необходимо представить с точки зрения физических процессов и явлений. Учащиеся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Четвертый этап — рефлексия оценка процесса и результата деятельности.

При подготовке к мероприятию использовались различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here