Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей
Муниципальный конкурс
Методических разработок
«Мой лучший урок»
Предмет: физика
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема: «Электрические и тепловые явления»
Продолжительность: 1 урок – 45 минут
Автор работы:
Учитель физики высшей категории
Лучина Татьяна Владиславовна
г. Узловая
2013
Эпиграф урока: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»
(русская пословица)
Урок изучения нового материала в 8-ом классе проводится на начальном этапе изучения темы «Электрические и тепловые явления».
Цель:
В увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их широкое использование в повседневной жизни.
Задачи урока на языке наблюдаемых действий учащихся:
Учебно-организационные
Продолжить формирование умений и навыков:
-
организовать своё рабочие место;
-
нацелить себя на выполнение поставленной задачи;
-
осуществлять само и взаимоконтроль.
Учебно-интеллектуальные
-
анализировать, выделять главное;
-
логически и последовательно использовать освоенный материал для решения поставленных задач;
-
применять знания на практике;
-
объяснять полученные результаты.
Учебно-информационные
-
умение пользоваться разными источниками для извлечения необходимой информации, представленной в разных видах;
-
точно следовать установленному алгоритму выполнения задания.
Учебно-коммуникативные
-
умение слушать и слышать;
-
пользоваться языком научной физической терминологией;
-
сотрудничать в разновозрастной группе в процессе достижения общих целей;
-
умение применять знания в новой ситуации.
Пояснительная записка к уроку
По физике | |
Тема урока | «Электрические и тепловые явления» |
Программа, используемая в работе | Рабочая программа по физике для 7–9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и требоваеий к уровню подготовки выпускников среднего (полного) общего образованияв соответствии с требованиями государственной программы по физике для общеобразовательных учреждений (2009г., авторы программы Е. М. Гутник и А. В. Перышкин). |
Учебник и его разделы | Е. М. Гутник и А. В. Перышкин – 2009 г., раздел «Тепловые явления» и раздел «Электрические явления» |
Количество часов в неделю | 2 часа в неделю, 210 часов в год |
Место урока в изучаемой теме | Урок изучения нового материала актуален на начальном этапе изучаемого раздела |
Этапы урока | — 1 этап: Мотивация знаний — 2 этап: Экспериментальная часть — 3 этап: Применения знаний – в конкретной ситуаций — 4 этап: Рефлексия |
Используемые средства обучения | Компьютерные технологии – презентация, экспериментальное оборудование |
Ход урока:
Этап урока | Действия | Задачи УУД | ||
учителя | учеников | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1
| Мотивация 1/
| Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада приветствовать вас в кабинете физики на нашем необычном уроке. Мы живем в мире удивительных природных явлений. Их множество. -Какие вам известны физические явления природы? | Приводят примеры физических явлений: — кругооборот воды в природе, — вращение планет; — ветер; — атмосферные осадки; — времена года; — извержение гейзеров; — шаровые молнии; -землетрясения; — смерчи и цунами. | Нацелить на выполнение поставленной задачи. Целеполагание соотнесение того, что уже освоено с тем, что ещё не известно
|
Какие выводы можно сделать о нашей планете? | Наша красивая планета полна загадок. Природные явления далеко еще не познаны. Их насчитывается многие сотни на нашей планете – от самых обычных и привычных до самых экзотических явлений. Одним словом – Их множество | |||
А чтобы узнать тайны физических процессов и явлений как поступают ученые? | Проводят эксперименты и опыты. | |||
Догадались, чем будем заниматься сегодня? | Ставить опыты и проводить эксперименты. | |||
2
| Экспериментальная часть 10/ |
| Опыт 1 Наэлектризованный стакан: я не снимая стакана и, значит, не дотрагиваясь до стрелки, заставлю стрелку вращаться. — Что нужно сделать, чтобы это произошло? — Почему так происходит? (Для этого достаточно потереть стакан шерстяной тряпкой стакан – в этом месте наэлектризуется, и стрелка повернётся острием к тряпке, потому что наэлектризованное стекло притягивает ее, как магнит).
| Взаимообучение приемам саморегуляции |
|
|
| Опыт 2 (Лимон в качестве батарейки) |
|
Кто догадался, какие явления мы продемонстрировали? | Электрические. Электричество кругом, Полон им завод и дом. Везде заряды: там и тут, В любом атоме «живут» А если вдруг они бегут, То тут же токи создают, Нам токи очень помогают Жизнь кардинально облегчают! Удивительное оно, На благо нам обращено, Всех проводов «величество» Зовётся: «Электричество»! Проявим нынче мы умение, Законы объясним, явления: Электризацию, сопротивление И мощность, как работу за мгновение. И проведем эксперименты. | |||
Энергия – экономия – экология Применение – простота исполнения – интерес и творчество – вот, что является основой того, что вы сейчас увидите. | Эксперимент1 Микроэлектродвигатель – создание доступной модели мини электродвигателя полностью удовлетворяет правилам техники безопасности. | |||
Эксперимент 2 Дома у всех найдется магнит, магнит на холодильник, но интереснее всего когда его можно сделать своими руками. | ||||
Эксперимент 3 Новогодние праздники ассоциируются с красотой, весельем и ярким светом. Гирлянды, сделанные своими руками украсят дом ещё лучше.
| ||||
| 2 |
| Эксперимент 4 Очень часто мы все волнуемся и нам в этот момент как никогда нужен вентилятор. | Систематизировать информацию, которую предоставили авторы опытов Дополнить полученную информацию собственными умозаключениями
Прогнозирование результата и уровня усвоения материала |
Эксперимент 5 Мне хочется вам представить один из способов приготовления великолепного коктейля для подкрепления сил, сделанного при помощи своего оборудования. | ||||
Эксперимент 6 Оборудование, которое поможет мне вымыть посуду, так изготовлено из подручных средств. | ||||
Эксперимент 7 Я очень люблю смотреть на движущиеся предметы и мне не составило никакого труда, зная законы физики собрать такого электронного жучка. | ||||
Эксперимент 8 Моя бабушка и мама любят вязать, комбинировать цвета, им в помощь я собрал мини агрегат. | ||||
Что можно сказать об использовании энергии электрического тока, что она дает человеку?
| Использование энергии электрического тока дает человечеству все больше удобств и благ. Развитие цивилизации немыслимо без использования энергии электрического тока. | |||
Как вы думаете, какие значимые положительные результаты может иметь использование этих научных открытий при использовании в дальнейшем? | Знание технических характеристик, особенностей электробытовых приборов и оборудования позволит правильно их эксплуатировать, удлинить срок службы, поможет своевременно принять меры по устранению небольших неисправностей, уберечь себя и окружающих от поражения электрическим током, избежать пожара. | |||
|
| Явления природы завораживают своей красотой. Обратимся к опыту. | Опыт 3 «Загадочная свеча»
|
|
А теперь самое интересное. Раствор немного остыл, можно коснуться жидкости пальцем. Попробуем. Что происходит? Почему же жидкость кристаллизовалась после того, как мы её коснулись? | Опыт 4 «Горячий лед» Высказывают предположения: Это произошло из-за того, что в жидкости появился центр кристаллизации и она мгновенно перешла в твердое состояние. | |||
-О каких явлениях шла речь в этих опытах | О тепловых явлениях | |||
Прежде чем пригласить гостей к столу, мы, конечно, вскипятим чай и при этом несложном процессе применим физические законы. Какие мы сейчас узнаем с помощью Леонида.
| Эксперимент 9 Нагревательный элемент
| |||
3 | Этап применения знаний – в конкретной ситуаций 10
| Много мы посмотрели экспериментов и опытов. Сейчас вам предлагаются ситуации, объяснить которые вам необходимо с точки зрения физики. | Работа в группах | Осознанное и произвольное построение высказывания
Анализ представленной ситуации, планирование сотрудничества со сверстниками
|
1. Стакан с чаем и ложка (Почему прежде, чем налить в стакан кипяток, в стакан опускают чайную ложку? Как происходит нагрев ложки в чае?) | Прежде чем налить в стакан кипяток, в стакан опускают чайную ложку. Благодаря высокой теплопроводности металла это предотвращает стакан от резкого перегрева и разрушения. | |||
2. Кружка и блюдце. (Где быстрее остынет чай в стакане или в блюдце и почему?) | Чай быстрее остынет в блюдце, так как площадь с которой происходит испарение больше. А при испарении жидкость охлаждается. | |||
3. Чай и молоко (Когда чай остынет быстрее, когда в него сразу налить молоко или спустя некоторое время?)
|
| |||
|
| 4. Кружки металлические и фарфоровые. (Почему мы обжигаем губы, когда пьем чай из металлической кружки?) | Мы обжигаем губы, когда пьем чай из металлической кружки, так как благодаря высокой теплопроводности температура стенок металлической кружки высока. У фарфора теплопроводность значительно ниже, температура стенок такой кружки не так высока. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Управление поведением участников команды, группы |
5.В каком чайнике вода скорее нагреется: в новом или старом, на стенках которого имеется накипь? (Чайники одинаковые.) | Вода быстрее нагреется в новом чайнике. За счет слоя накипи теплопроводность старого чайника ниже, чем нового. | |||
6. В каком случае процесс теплообмена произойдет быстрее, если в горячую воду наливать холодную; в холодную наливать горячую той же массы? | Процесс теплообмена произойдет быстрее, если холодную воду налить в горячую (плотность холодной воды больше плотности горячей и при прочих равных условиях перемешивание воды произойдет быстрее). | |||
9. Если мы выпьем 200 г (стакан) горячего чая при t=600С, то, какое количество теплоты получит наш организм.
| Учащиеся вспоминают формулу расчета кол-ва теплоты, работают со справочником, анализируют ответ. (33600 Дж теплоты) | |||
Почему каждый ребенок желает получить ответ на свой вопрос? | Наблюдаемые в быту и природе явления и процессы могут быть осмыслены и объяснены, если ребенок сам пытается их смоделировать или провести эксперимент. Он чувствует себя первооткрывателем. Сознание успеха окрыляет ребенка. В этом заключается радость учения с увлечением, радость творчества
| |||
4 | Рефлексия 3/ | Ну что ж, ребята сегодня мы повторили основные вопросы по теме: «Тепловые и электрические явления». Что бы сказали, о той информации, которую сегодня получили вы. Закончите предложения: • На уроке для меня самым важным было… • В нашем общении для меня самым главным было… • На месте преподавателя я бы. | Демонстрация чудо печки. Опыт с воздушным шариком. Фокус с карточками, мин и роботы. Чудо конвертик
| Контроль и оценка процесса и результата деятельности |
|
| Вся физика многогранна и интересна, как сказал Роджерс “Физика- это наука понимать природу” |
|
|
Список литературы:
-
1. А.В.Перышкин «Физика — 8», Дрофа, 2009 г;
-
Ж/л «Физика в школе» № 3, 2007 г;
-
Приложение «Физика» к газете «1 сентября» № 7 2004г, № 8 2004г, № 33 2009г, № 43 2008г;
-
И.Я.Ланина «Внеклассная работа по физике», «Просвещение», 2010 г;
-
С.В.Дендебер, Л.В.Зуева, Т.В.Иванникова и др. «Электив 9. Физика. Химия. Биология», ООО «5 за знания», 2006г;
-
Т.В.Куренева «Живое электричество», Методическая разработка бинарно-интегрированного урока, Казань, 2008 г;
-
Т.М.Гребенкина «Физика. 10 класс. Внеклассная работа», «Корифей», 2009 г;
-
С.В.Боброва «Физика 7-10 классы. Нестандартные уроки», «Учитель», 2007 г;
-
Л.А.Горлова «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия. 7-11 классы», «Вако», 2010 г;
-
В.П.Синичкин, О.П.Синичкина «Внеклассная работа по физике», «Лицей», 2002г.
Самоанализ урока в 8-ом классе по теме:
«Электрические и тепловые явления»
Урок в 8-ом классе по теме: «Электрические и тепловые явления» направлен на развитие творческих способностей учащихся, расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счёт обращения к различным литературным источникам.
Методические приемы данного урока осуществляются с целью приобретения навыков учащихся для выполнения исследовательских работ.
Такой урок, как одна из форм организации исследовательской деятельности учащихся помогает делать свои «открытия», казалось бы в обыкновенных и повторяющихся ежедневно действиях.
Содержание урока:
Первый этап – мотивация:
Основные задачи этапа: нацелить учащихся на выполнение поставленной задачи, целеполагание — соотнесение того, что уже освоено с тем, что ещё не известно. Опираясь на знания полученные при изучении курса природоведения, географии, учащиеся называют явления природы. Делают вывод, что мы живем в мире удивительных природных явления. И узнать тайны физических процессов нам помогут исследования, эксперименты, опыты.
Второй этап — Экспериментальная часть:
Цель этапа – взаимообучение, систематизировать информацию, которую предоставили авторы опытов.
На этом этапе проводим беседу, обсуждаем все увиденное и формируем вопросы, на которые хотелось бы получить ответы. Из множества вопросов выбираем самые значимые и формулируем гипотезы предполагаемого результата.
Почему? Каждый ребенок желает получить ответ на этот вопрос. Наблюдаемые в быту и природе явления и процессы могут быть осмыслены и объяснены, если ребенок сам пытается их смоделировать или провести эксперимент. Он чувствует себя первооткрывателем. Сознание успеха окрыляет ребенка. В этом заключается радость учения с увлечением, радость творчества.
Третий этап — Этап применения знаний в конкретной ситуаций.
Цель этапа: Анализ представленной ситуации, планирование сотрудничества со сверстниками — на этом этапе учащиеся работают совместно, предлагаются на выбор ситуации, объяснение которых необходимо представить с точки зрения физических процессов и явлений. Учащиеся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Четвертый этап — рефлексия — оценка процесса и результата деятельности.
При подготовке к мероприятию использовались различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.