План-конспект урока физики в 8 классе
Тема: Лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».
Цели урока: 1. Формировать у учащихся практические навыки работы с
электрическими цепями.
2. Развивать познавательные процессы: память, логического мышления – через построение умозаключений, внимания – через умение анализировать, делать выводы, подводить итоги в ходе практической работы и при решении задач.
3. Дать возможность почувствовать свой потенциал каждому ученику.
ХОД УРОКА
I . Актуализация знаний, целеполагание.
Поставим пред собою цель,
чтобы после этого урока легко мог каждый измерять I , и U , рассчитывать работу и мощность электрического тока.
Сегодня мы выполним работу по определению работы и мощности электрического тока. Каждый будет работать в своем темпе, поэтому кому-то удастся сделать меньше, кому-то – больше, но лабораторная работа – обязательна для всех.
Отчет о результатах работы – оценивается.
Повторение, подготовка к выполнению лабораторной работы.
-
Что такое работа электрического тока?
-
Как ее можно рассчитать?
-
В каких единицах она измеряется?
-
Что такое электрическая мощность?
-
Как ее можно рассчитать?
-
В каких единицах она измеряется?
-
Какие вам известны способы измерения физических величин?
-
Как бы вы предложили измерить силу тока и напряжение?
-
Как включают в цепь амперметр и вольтметр?
Итак, давайте наметим план выполнения работы.
Предполагаемый ответ ученика:
– Начертить схему электрической цепи.
– Собрать электрическую цепь по схеме.
– Измерить силу тока и напряжение.
– Вычислить по формулам работу и мощность тока.
– Вычислить мощность по показаниям на цоколе электрической лампочки.
– Сравнить вычисления в двух случаях.
II. Повторяем правила поведения на лабораторном уроке с последующей подписью в журнале по технике безопасности.
И Н С Т Р У К Ц И Я
по технике безопасности для кабинета физики
-
Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
-
Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
-
Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
-
Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить её содержание и ход выполнения.
-
Для предотвращения падения при проведении опытов стеклянную посуду закрепляйте в лапке штатива.
-
При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом.
-
следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях. Не прикасайтесь и не наклоняйтесь к вращающимся частям машин.
-
При сборке экспериментальных установок используйте провода с прочной изоляцией без видимых повреждений.
-
При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов, запрещается пользоваться проводниками с изношенной изоляцией и выключателями открытого типа.
-
Источник тока в электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя.
-
Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишённых изоляции. Не производите пересоединение цепей и смену предохранителей до отключения источника электропитания.
-
Следите за тем, чтобы во время работы случайно не коснуться вращающихся частей электрических машин. Не производите пересоединений в электроцепях машин до полной остановки якоря или ротора машины
III. На экране – возможный вариант оформления работы, которым ученики могут воспользоваться.
Лабораторная работа № 7
«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
Цель работы: научиться определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр и часы.
Приборы и материалы: источник питания, низковольтная лампа на подставке, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода, часы с секундной стрелкой.
Рабочие формулы: P=UхI A= Pхt.
Выполнение работы
1.Собираю цепь по схеме:
2. Измеряю вольтметром напряжение на лампе: U= B
3. Измеряю амперметром силу тока: I = A
4. Вычисляю мощность тока в лампе: Р = Вт.
5. Засекаю время включения и выключения лампы: t = 60 c. По времени ее горения и мощности определите работу тока в лампе: А= Дж.
6. Проверяю, совпадает ли полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе.
На лампе мощность P=UхI = Вт
В эксперименте = Вт
Вывод: мощность лампы равна Вт, работа, совершенная током за минуту = Дж. Мощность, указанная на лампе и мощность, полученная в эксперименте не совпадают так как
IV. Решение задач(для тех, кто справится раньше):
1. В результате протягивания проволоки через волочильный станок ее длина увеличилась в 3 раза (при неизменном объеме). Во сколько раз изменились при этом площадь поперечного сечения и сопротивление проволоки?
Ответ: В 3 раза площадь уменьшилась, а сопротивление увеличилось в 9 раз.
2. Имеется два медных провода одинаковой длины. Площадь поперечного сечения первого провода в 1,5 раза больше, чем второго. В каком проводе сила тока будет больше и во сколько раз при одинаковом напряжении на них?
Ответ: В 1 проводе сила тока будет больше в 1,5 раза, т.к. сопротивление этого провода меньше.
3. Два провода – алюминиевый и медный – имеют одинаковую площадь поперечного сечения и сопротивление. Какой провод длиннее и во сколько раз? (удельное сопротивление меди — 0,017 Ом мм2/м, а алюминия — 0,028 Ом мм2/м)
Ответ: Медный провод длиннее в 1,6 раза, т. к.удельное сопротивление меди меньше, чем алюминия в 1,6 раза.
-
Подведение итогов урока:
-
Какую цель ставили вы лично перед собой?
-
Достигнута ли она?
-
Оцените свою работу на уроке.