Конспект урока физики
на тему:
Решение задач по теме «Фотоэффект»
11 класс
Подготовила учитель физики
МБОУ СОШ № 3
Солнышкина Е.И.
г. Выкса Нижегородская область
2014 г.
Тема урока: Решение задач по теме «Фотоэффект»
Тип урока: Урок – практикум
Цели:
Отработка навыка решения задач разного типа и уровня в соответствии с материалами ЕГЭ
Задачи:
-
обучающая: закрепить умение решать задачи по теме, научить решать задачи повышенной сложности на фотоэффект;
-
развивающая: продолжить формирование умения анализировать, обобщать, применять полученные знания при решении задач (качественных, графических, расчетных), умения работать в группе, развитие самостоятельности.
-
воспитывающая: воспитывать внимание, чувство ответственности,
воспитывать добросовестное отношение к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, компьютеры для учащихся, раздаточный материал
План урока:
-
Орг момент.(1 мин)
-
Проверка знаний (10 мин)
-
Решение задач части А ЕГЭ( 5 мин.)
-
Релаксация(1,5 мин)
-
Решение задач повышенной сложности.(24 мин.)
-
Подведение итогов. Дом. задание.(3 мин.)
-
Рефлексия (30 сек.)
Ход урока
-
Орг момент
Подготовка учащихся к работе на уроке. Сообщение темы урока, которая записана на доске «Решение задач по теме» фотоэффект»
СЛАЙД 1
Цели и задачи урока
СЛАЙД 2
Учащиеся делятся на 3 группы: А, В, С
-
Проверка знаний
Проверка знаний осуществляется путем тестирования и решения задач.
10 человек решают за компьютерами тесты, приготовленные учителем в программе My Test (3 варианта А,В,С) (7 мин)
1 ученик решает интерактивный тест на интерактивной доске (7 мин)
(ЭОР
W =Pt E=hν hν=A+Ek Ek=eφ N = Подставляем и получаем 1,4·1020 Подведение итогов. Дом. задание. Учитель подводит итоги, предлагает учащимся заполнить листы контроля, занести в них оценки, полученные за все задания. (приложение 3) Раздает карточки с домашними заданиями. (приложение 4) Рефлексия Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Приложение 1 Задача для индивидуальной работы у доски Каким наименьшим напряжением полностью удерживаются электроны, вырванные ультрафиолетовыми лучами с длиной волны 0,1 мкм из вольфрамовой пластины. Работа выхода для вольфрама равна 4,5 эВ (группа С)
Задача для индивидуальной работы у доски Найдите импульс фотона ультрафиолетового излучения с частотой 2·1015 Гц? (группа А)
Приложение 2 Задачи для работы в группах Группа А При освещении поверхности металла светом с частотой 5·1014 Гц освобождаются фотоэлектроны. Какова работа выхода фотоэлектронов из металла при максимальной кинетической энергии электронов 1,2 эВ?
Задачи для работы в группах Группа В Работа выхода электрона из бария равна 3,9·10-19Дж. Скорость фотоэлектронов 3·105 м/с. Определить длину световой волны и красную границу фотоэффекта.
Задачи для работы в группах Группа С В явлении фотоэффекта электроны, вырванные с поверхности металла излучением частотой 2·1015 Гц, полностью задерживаются тормозящим полем при напряжении 7 В, а при частоте 4·1015Гц – при напряжении 15 В. По этим данным вычислите постоянную Планка
Приложение 3 Лист контроля Ф.И. учащегося Задание Оценка
Приложение 4
Домашние задачи Найти частоту света, вырывающего из металла электроны, которые полностью задерживаются разностью потенциалов 3 В. Красная граница фотоэффекта для данного металла 6·1014 Гц. Красная граница фотоэффекта для некоторого металла равна 0,5 мкм. При какой частоте падающего света оторвавшиеся с его поверхности электроны будут полностью задерживаться потенциалом в 3 B Энергия фотона равна кинетической энергии электрона, имевшего начальную скорость 106 м/с и ускорение разностью потенциалов 4 B. Найти длину волны фотона. (С6) В вакууме находятся две покрытые кальцием пластинки, к которым подключен конденсатор емкостью С=8000пФ. При длительном освещении одной из пластинок светом фототок, возникший вначале, прекращается, а на конденсаторе появляется заряд q =11·10-9Кл. Работа выхода электронов из кальция А=4,42·10-19Дж. Определите длину волны света, освещающего пластинку?
Список литературы Физика: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, — М.: Просвещение, 2010. Поурочные разработки по физике:11 класс / В. А. Волков. — М.: ВАКО, 2006. Сборник задач по физике. 10-11 классы / А. П. Рымкевич. – М.: Просвещение, 2011. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 11 класс / Сост. Н.И.Зорин. – М.: ВАКО, 2010. Физика-11. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы Л.А.Кирик. – М.: Илекса, 2004