Конспект урока по физике 9 класс

Величины, характеризующие колебательное движение

Цели:

  • познакомить учащихся с величинами, характеризующими колебательное движение, выяснить от чего зависит период колебаний;

  • развить умения применять знания на практике, включать в разрешение учебных проблемных ситуаций, развивать логическое мышление;

  • воспитать познавательный интерес, активность, интерес к познанию нового учебного материала.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:  штативы, секундомеры, линейка, циркуль, шарик с нитью.

  1. Организационный момент.

Добрый день! Я рада всех вас видеть и желаю каждому хорошего настроения, а оно начинается с улыбки.

Когда мы улыбаемся,
Мы самоисцеляемся
И с силой наполняется,
Дарующей успех.

Поработаем, ребята, сегодня для ума и души.

II. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос: продолжите фразу:

  1. Движение, при котором тело откланяется то в одну то в другую сторону, называется … 

  2. Основной признак …

  3. Колеблется тело на нити или тело на пружине … 

  4. Математическим маятником называется …

  5. Колебания, происходящие только благодаря  начальному запасу энергии, называются …

  6. Свободно колеблющиеся тела взаимодействуют с другими телами и вместе с ними образуют систему  тел,  которая называется …

  7. Одно из основных общих свойств колебательных  систем заключается …

II. Основная часть. Изучение нового материала.

1. Работа с учебником.

— Колебательное движение характеризуют такие величины как амплитуда. Период и частота.

(Класс разделен на группы. Учащиеся работают в группах 1 группа – изучает амплитуду, 2 – период, 3 – частоту). Заполняя таблицу

Название величины

Обозначение

СИ

Формула

Амплитуда

А

м

Частота

ν

Гц

ν=1/Т ,ν=N/t

период

Т

С

Т = 1/ ν, T=t/N

Вывод делает каждая группа, остальные сверяют

  1. Решение задач. Закрепление.

  1. Определите период и частоту материальной точки, совершающей 50 полных колебаний за 20 с.

  2. Сколько колебаний совершит материальная точка за 5 с при частоте колебаний 440 Гц.

  3. Практическая работа.

— Как вы думаете от чего зависит период колебаний?

— Итак, ставим задачу: выяснить, от чего зависит период колебаний математического маятника. Разбивается класс на 3 группы «экспериментаторов». Каждая группа получает задание:

Задание для группы 1. Определить опытным путем зависит ли период колебаний математического маятника от его массы.
Оборудование: штатив с муфтой, нить, набор грузов, секундомер.

Задание для группы 2. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от амплитуды колебаний. 
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, транспортир, секундомер.

Задание для группы 3. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от его длины. 
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, сантиметровая лента, секундомер.

Далее, один из учащихся каждой группы рассказывает о проведенных опытах и записывает результаты опытов на доске в таблицу:

опыта

длина, м

масса, кг

период, с

1

1

 

 

2

1

 

 

опыта

длина, м

амплитуда, м

период, с

1

1

 

 

2

1

 

 

 

 

опыта

длина, м

масса, кг

период, с

1

 

0,1

 

2

 

0,1

 

Вывод: период колебаний математического маятника
не зависит от массы тела, не зависит от амплитуды колебаний, а зависит от длины математического маятника.

  1. Обобщение

— Назовите величины, характеризующие колебательное движение.

— Как обозначается период колебаний и как его найти период колебаний.

— Как обозначается частота и как ее найти.

— От чего зависит период колебаний математического маятника.

VI. Итог урока. Выставление оценок за работу в классе.

Всюду в нашей жизни мы встречаемся с колебательными движениями: периодически движение участков сердца и легких, колеблются ветви деревьев при порыве ветра, ноги и руки при ходьбе, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблется атомы в узлах кристаллической решетки. Ученый Л.И. Мандельштам говорил, что если посмотреть историю физики, то можно увидеть, что главные открытия были связаны по существу с колебаниями.

Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой тянись
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет”
Фирдоуси (персидский поэт).

V. Домашнее задание.

Задание для группы 1. Определить опытным путем зависит ли период колебаний математического маятника от его массы.
Оборудование: штатив с муфтой, нить, набор грузов, секундомер.

Задание для группы 2. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от амплитуды колебаний. 
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, транспортир, секундомер.

Задание для группы 3. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от его длины. 
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, сантиметровая лента, секундомер.

опыта

длина, м

масса, кг

период, с

1

1

 

 

2

1

 

 

опыта

длина, м

амплитуда, м

период, с

1

1

 

 

2

1

 

 

опыта

длина, м

масса, кг

период, с

1

 

0,1

 

2

 

0,1

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here