Автор:
Филипова Любовь Ивановна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ с. Накоряково
Нижнесергинского района
Свердловской области
Урок обучения грамоте в 1 классе.
Тема. Твердый согласный звук ж . Буквы Ж , ж. Лес и мир животных.
Цель: — познакомить с новым звуком ж , буквами Ж, ж;
— развивать умение различать предметы, отвечающие на вопросы кто?, что?;
— создать условия для развития речи, памяти, логического мышления;
-способствовать развитию навыков правильного, слогового выразительного сознательного чтения.
Прогнозируемый результат: — узнают буквы Ж, ж; научатся выделять согласный звук ж , читать слоги и слова с этими буквами, устанавливать на основе наблюдений, что звук ж звонкий и всегда твердый.
УУД: — регулятивные: — осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия, организовывать рабочее место
— познавательные: — вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия;
— коммуникативные: — слушать и понимать речь других.
— личностные: — установка на общечеловеческие ценности и правила, определяющие отношение сверстников друг к другу, к окружающему миру, позитивное сотрудничество в разных ситуациях.
Ход урока.
-
Орг. момент.
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
— Садитесь. Приготовьтесь слушать внимательно.
-
Проверка д/з. Актуализация знаний.
-
–Послушайте стихотворение и скажите, какой звук чаще всего повторяется
Шорох, шептанье, шумок под окном,
Шлепанье легкое …Кто это – гном?
Ш – ш – ш! Там за шторами, возле окна,
Шустрым мышонком шуршит тишина.
— Назовите слова, в которых есть звук ш.
-Дайте характеристику звуку.(согл., глух.. ТВ.)
2.Чтение текста «Шум, Машина, Тишина»
— Почему проснулась Тишина?
— О чем спросила Тишина у Машины?
— Что ответила Машина?
3.Звуко – буквенный анализ слова тишина
Физминутка.
-
Изучение нового материала.
-
–Сегодня к нам на урок пришел Буратино и принес объявление (читаю)
«Открывается Лесная школа для животных»
-Послал Буратино Пчелку сообщить всем лесным жителям эту радостную весть. Пчелка летит и рассказывает.
-А как она говорит? Какой звук произносит, когда летит?(ж)
— Давайте Пчелке поможем сообщить эту новость.(хором – ж)
— А вот и первые ученики Лесной школы.(изображения животных: зайчонок, лисенок, медвежонок, ежонок и др.)
— Вот появился еще один ученик. Он летит и поет свою песню ж-ж-ж. Кто это?
— Кто догадался, с каким звуком будем работать? А что мы про него должны узнать?
— Представьте, что мы тоже учимся в Лесной школе и вместе с учениками будем выполнять задания.
— В названиях каких учеников Лесной школы есть звук ж ?
-А Жук, когда летел, сочинил такие стихи:
Жу-жу-жу – молока дадим ежу
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
— Повторим эти стихи хором.
-Звук ж очень хитрый, он стал прятаться в слова. Я буду называть слова, если услышите ж — хлопайте, если нет – прячьте руки за спину: ужи, стрижи, булка, ежи, лыжи, домик, снежинки, журнал, жираф.
— Назовите сами слова со звуком ж .
2. Знакомство с буквами Ж, ж.
— Прятался, прятался и спрятался в букве. И стали ее называть жэ.
-На кого она похожа?(на жука)
— Сложите из палочек.
— Разучим стихотворение: Эта буква широка
И похожа на жука
3.-Чтение слогов.
-Рассказал звук ж такую историю.
-В стране Жужжандия жил – был звук ж. Жужжал он, жужжал, скучно ему стало. С кем бы подружиться? Мы можем ему помочь? Сначала познакомим его с гласными звуками. Назовите их и покажите.( по ленте)
ЖА, ЖЕ, ЖИ, ЖУ, ЖО
Физминутка – Отдохнуть нам помогут медвежата.
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили
А потом они плясали
Дружно лапы поднимали
-
Закрепление материала.
-
Работа в парах.
Буква ж поселилась в некоторых словах, а эти слова живут на волшебных цветах. Найдите букву ж в словах, подчеркните. Проверьте у соседа.
(На цветах – одинаковые тексты)
«У девочки Жени есть собачка Жучка. Однажды они пошли в лес. В лесу они увидели ежа. Жука, лису и белку. Жук сидел на цветочке, а еж убежал под елку.»
— Прочитайте слова, в которых встретилась буква ж.
2. Беседа по картинке с 149.
— Кого видите?
— Чем заняты дети?
— В какую игру играют?
— Как в нее играют?
— Какие еще игры знаете?
3.- А теперь прочитаем рассказ о детях. (В азбуке)
— Кто был водящим?
— Женя – девочка или мальчик? (повторяем правило написания большой буквы)
— Кто может напечатать это слова?
V.Подведение итогов.
— С какой буквой познакомились?
— Какой звук она обозначает?
— Где пригодятся знания?
— Что было самым интересным?
VI.Рефлексия.
— Скоро праздник Новый Год. Давайте украсим елочку. Если вам было все понятно, интересно, запомнили новую букву – повесьте на елку красный шарик, если непонятно, были трудности – синий шарик.