Урок

по технологии деятельностного подхода в обучении физике

в 7 классе по теме: «СИЛА ТРЕНИЯ»

МОУ СОШ №54 г Волгограда

учитель физики Гречаная Таисия Григорьевна.

Тема урока «СИЛА ТРЕНИЯ»

Цели урока:

  1. Дидактические: создать условия для усвоения нового учебного материала, используя информационные технологии .

  2. Образовательные: ознакомить учащихся с явлением трения, сформировать понятие сила трения, рассмотреть виды трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила, выяснить причины возникновения силы трения.

  3. Развивающие: развивать логическое мышление; формировать представление о процессе научного познания; развитие умений экспериментировать; формировать умение пользоваться приборами; анализировать, сравнивать результаты опытов; совершенствовать навыки групповой работы.

  4. Воспитательные: прививать культуру умственного труда.

Оборудование: брусок деревянный, оборудование для фронтальной работы, компьютер, тесовые задания, карточки для групповой работы.

Ход урока.

1.Организационный момент. (Этап длится 1-2 минуты.)

А. Сообщается общий план урока..

Б. Включение в урок. Ребята, мы с вами познакомимся с силой, которая сопровождает нас повсюду.

2.Актуализация знаний. (Этап длится 5 минут.).

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» (Создаётся проблемная ситуация, в ходе диалога актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. )

Почемучка рассматривал гвоздь. На шляпке была насечка в виде сеточки, а под ней, на верхней части стержня – несколько поперечных рисок. «Для чего это?» — спрашивает он у обучающихся. (Слайд 1)

3. Постановка проблемы. (Этап длится 5 минут.)

Учитель: Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте проведем следующий опыт: толкнем брусок по столу . Что будем наблюдать? Как изменяется скорость бруска? Почему она изменяется?

Обсуждение проблемной ситуации, проговаривание в громкой речи (учащиеся выясняют, что явилось причиной изменения скорости бруска; что способствовало или препятствовало движению):

  1. где возникло затруднение (что останавливает тело),

  2. почему оно возникло (неизвестны знания о силе трения).

Учитель: Что такое взаимодействие? (контакт нескольких тел)

А что является мерой взаимодействия? (сила)

Что является результатом взаимодействия тел? (изменение скорости)

Почему брусок остановился? (что-то препятствовало движению)

Какие силы действуют на брусок? Как они направлены? (учащиеся выполняют интерактивное задание на данную тему, которое служит не только актуализацией знаний, но и проверкой домашней работы)

Скорость тела изменилась , значит на тело действует сила. При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие.

А это взаимодействие способствовало движению или препятствовало? (препятствовало)

К каким выводам вы пришли? (ответы учащихся), а что бы вы хотели еще узнать об этом явлении?

Учитель: Ребята, взаимодействие, препятствующее движению, называется трением, а сила — …(силой трения).

Давайте вспомним, какой буквой обозначается сила (буквой F) Вот и силу трения мы также будем обозначать буквой F, только со своим особенным индексом. А в каких единицах будем её измерять? (ньютоны).

Учитель проводит побуждающий диалог, который направлен на осознание проблемы. В процессе общения ученики выдвигают гипотезы решения проблемы.

Идет общее побуждение к любым гипотезам.

Так как гипотез бывает довольно много, то задача учителя подвести учеников к решающей гипотезе, используя подводящий диалог.

Формулируется тема «Сила трения» и цели урока

. 4. «Открытие» нового знания. (15 мин)

А. Выбирается метод решения проблемы ().

Б. Делается «открытие» через подводящий или побуждающий диалоги.

Методы: побуждающий к гипотезам диалог. • организация самостоятельной исследовательской деятельности, подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.

Слайд 2-4 (показ видеоролика)

После просмотра сюжета, основная задача – определить существование силы трения покоя, скольжения и качения.

Живут сестрицы трения три

Качения, Покоя да Скольжения

Теперь скорей разведай ты

Причины их возникновенья.

(видеофрагмент о причинах возникновения силы трения)

Учитель: Ребята, так почему же возникает сила трения? (шероховатость поверхностей, взаимодействие молекул) – записываем в тетрадь.

Учитель: Вернемся к первому слайду, дадим ответ на вопрос ПОЧЕМУЧКИ.(ответ )

Учитель: А сейчас я предлагаю вам отправиться в экспериментальный пункт, где вы самостоятельно убедитесь в существовании силы трения, а еще и познакомитесь с некоторыми ее характеристиками. Но прежде, чем вы приступите к опытам, давайте вспомним, при помощи чего мы можем измерять силу? (динамометр). Значит, и силу трения мы тоже можем измерить динамометром. Если мы будем двигать брусок горизонтально, то возникнет две силы – сила упругости и сила трения, т.к. брусок движется равномерно, равнодействующая сила равна 0, а сила трения равна силе упругости. Пожалуйста, учтите это при выполнении заданий. Слайд 6

В. Решается проблемная ситуация.

Учитель: Ученых издавна интересовало от чего зависит сила трения? Леонардо да Винчи в 1500 году исследовал зависимость силы трения от материала, от величины нагрузки на это тело ,от степени гладкости или шероховатости их поверхностей. (Слайд-5)

А хотите знать, от чего зависит сила трения?

( учащимся предлагается разделиться на группы – практиков, каждая группа получает свое задание, которое она выполняет и затем делает соответствующие выводы и знакомит с этим всех остальных учеников)

Группа №1.Изучить зависимость силы трения скольжения от массы тела. Сделать вывод.

Группа №2.Изучить зависимость силы трения от площади соприкасаемых поверхностей. Сделать вывод.

Группа №3.Сравнить силу трения скольжения и силу трения качения при прочих равных условиях. Сделать вывод.

Группа №4 Изучение зависимости силы трения скольжения от материала, из которого сделано тело. Сделать вывод.

(проводим опыты, после этого выступает представитель из каждой группы; обобщаем полученные знания, записываем в тетрадь, от чего зависит сила трения. )

Учитель: Леонардо да Винчи получил следующие результаты . Совпадают ли результаты эксперимента с его результатами? (Слайд 7)

— от площади не зависит;

-от величины нагрузки зависит;

— от шероховатости поверхностей зависит.

Учитель: Ребята, а как вы думаете полезна или вредна сила трения. (разные ответы учащихся)

Для того, чтобы ответить на этот вопрос предлагаю посмотреть видеоролик. (видеоролик о пользе и вреде силы трения)

Ребята, скажите, мешает или помогает нам сила трения? (в разных случаях по-разному)-ученик читает стих.

А как можно уменьшить (увеличить) трение?(Выслушать ответы учащихся.)

  1. Первичное закрепление. ( Этап длится 5 минут.)

Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух.

Учитель: Прослушайте стихотворение и ответьте когда трение полезно и вредно?

Трение – наш друг и враг

Что такое трение?
Трение – явление.
Враг оно нам или друг?
Это знают все вокруг:
Если б трение пропало,
Что б со всеми нами стало?
Мы ходить бы не смогли,
Оттолкнувшись от Земли.
Если б взял ты что-то вдруг,
Оно выпало б из рук.
Помогает трение
Начинать движение
Всем машинам, тракторам,
Мотоциклам, поездам.
Ну а также тормозить 
И их всех остановить.
Очень нужно тренье нам 
Всем растеньям и зверям!
Но притом приносит вред
И немало разных бед:
В станках, приборах трутся части –
И это главное несчастье.
Ну а все автомашины
Быстро снашивают шины!
И поэтому вопрос
Не настолько уж и прост:
Трение – друг нам или враг?
Ответ двоякий: так и так!

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону .( Этап длится 5 минут.) Задача этого этапа – самоконтроль и самооценка. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. В ходе фронтальной работы каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы он должен себя проверить — всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, чтобы убедиться, насколько вы дружны с силой трения. (обобщение знаний учащихся)

Вопросы теста (используется тестирование и самопроверка) (6 мин)

1. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?

А сила трения качения
б сила трения скольжения
с. сила трения покоя

2. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед….

а. увеличивается
б. не изменяется
с. уменьшается

3. Как направлена сила трения при движении тела?

А. по движению
б. против движения
с. не имеет направления

4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…

А не изменяется
б уменьшается
с. увеличивается

5. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой 150 кН. Чему равна сила трения?

а. 15 кН
б. 300 кН
с. 150 кН

(после теста — оценка работы учащихся, возможно предложить учащимся оценить самому свою работу)

7.Итог урока (2мин)

Настало время, подвести итоги и напоследок получите, пожалуйста, памятные задания, выполнение которых потребует немало смекалки и знаний (вопросы на основе сказки «Репка»). При повторении ранее изученного материала используются сказочные персонажи. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

А. С. Пушкин (О какой силе трения идет речь?)

Кошка за Жучку
Жучка за внучку
Внучка за бабку
Бабка за дедку
Дедка за репку

Тянут – потянут, вытянуть не могут. (сила трения покоя)

8. Рефлексия деятельности (итог урока).(2 мин)

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов своей деятельности.

Какую задачу ставили?

 • Удалось решить поставленную задачу?

 • Каким способом?

Где можно применить новые знания?

Приложение

СКАЗКА «РЕПКА»

10 вопросов проще «пареной репы».

  1. Маленькую или большую репку вытягивать легче?

  2. Из какого грунта – глинистого, песчаного или чернозема – труднее вытягивать репку?

  3. Может быть, стоило тянуть репку вверх вертикально?

  4. А не лучше ли было раскачать репку из стороны в сторону, а затем тянуть?

  5. Если бы прошел сильный дождь или дед хорошо бы полил участок, смог бы он один вытащить репку?

  6. Может быть, следовало всем не выстраиваться в цепочку, а встать рядом и тянуть репку за ботву?

  7. Какая тактика вытягивания репки лучше, по вашему мнению: тянуть рывками или постепенно, наращивая силу?

  8. Не легче ли было вытягивать репку иного сорта – с очень гладкой поверхностью?

  9. Одинаково ли трудно вытягивать равные по массе репку и морковь?

  10. С какими физическими явлениями и закономерностями имели здесь дело мышка, кошка, Жучка, внучка, бабка и дедка?

7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here